Метод проектов рассматривается сегодня как педагогическая технология, цель которой — ориентирование студента на актуализацию имеющихся знаний и приобретение новых (порой и путем самообразования) для активного включения в проектировочную деятельность в социокультурной среде.
Проект — буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Проекты могут разрабатываться как индивидуально, так и группой студентов (временным или постоянным творческим коллективом), коллективом класса, коллективом колледжа, колледжем и предприятием и т. д. Несмотря на это, каждый проект должен иметь практическую направленность. Проект как метод позволяет освободить преподавателя от роли всезнающего оракула, превращая его в консультанта и помощника студентов, которые в свою очередь, становятся активными участниками процесса «обучения — учения». Осваивая технологию проектирования, студенты приобретают свой собственный опыт интеллектуальной деятельности.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочные. Краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету. Примером могут служить отдельные темы по истории и математики.
Учебный коммуникационный проект — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность студентов-партнёров, организованная на основе коммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
При использовании данного метода идет развитие основных исследовательских умений (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы). Достижение конечных результатов является важным показателем продуктивности проектной деятельности, таким образом, реализуются образовательные и воспитательные цели.
Проектная деятельность помогает как нельзя лучше организовать целенаправленное сотрудничество по воспитанию будущего поколения через активную, творческую деятельность.
Работы, которые предлагается выполнять студентам, отвечают их уровню подготовки, возрастным особенностям и интересам. Здесь главное условие — оптимальное соблюдение всех психологических и педагогических подходов к организации учебной деятельности.
Метод проектов, предлагая широкие возможности для организации исследовательской деятельности студентов, находит все большее распространение в практике преподавания дисциплин в СПО.
Основные компоненты метода проектов:
· Наличие социально-значимой проблемы;
· Планирование действий;
· Поиск информации;
· Результат;
· Презентация.
Метапредметные связи на уроках истории и математики.
Для того чтобы получить хороший результат от проекта, сначала требуется выстроить систему метапредметной работы, необходимо, прежде всего, учитывать специфику каждого предмета (в нашей практике это — история и математика), т.к. каждый предмет, а также студент и преподаватель выполняют в этой системе определенную функцию. Всё вместе взятое обеспечивает взаимосвязь изучаемых в эволюционной последовательности явлений.
В рамках сказанного следует учитывать, что задания (а также темы контрольных работ, интегрированных уроков, семинаров) на метапредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных особенностей. В целом используемые задания можно условно разделить на несколько типов, например, такие:
• сопоставление исторических периодов и научных достижений;
• выражение своих впечатлений, мнений, ощущений от полученной исторической, литературной, музыкальной информации с помощью научных понятий, терминов;
• понимание закономерностей историко-научного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.
Задания на сопоставление являются сложными, но всегда вызывают живейший интерес у студентов. Выполнение таких работ вполне можно оценить на метапредметном уровне, поставив оценки одновременно по двум или трём предметам, что позволяет сэкономить учебное время, уменьшить нагрузку учащихся (вместо двух или трёх контрольных или зачётных работ выполняется одна). В этом, как видите, заключается ещё одно преимущество метапредметной деятельности.
Для понимания закономерностей историко-научного процесса, причинно-следственных связей происходящих событий и явлений студентам важно усвоить, с помощью каких научных форм выразились идеи времени и как они связывались с предшествующими и последующими звеньями историко-научного процесса, каким образом возникшие традиции, изменялись во времени.
Решение этих задач на уроках математики и истории можно реализовывать с помощью подготовки мини-проектов о жизнедеятельности того или иного ученого, его вкладе в науку, развитии истории, об истории возникновения тех или иных научных терминов, понятий, явлений.
Понимание исторической эпохи также требует привлечения различных источников, отражающих взгляды людей, их позиции и оценки произошедших событий. Наиболее привлекательными для изучения в данном контексте являются переходные, переломные эпохи, заключающие в себе массу противоречий и проблем (Смута, деятельность Петра I, дворцовые перевороты, правление Николая II, революции, мировые войны). Для их разрешения необходимо владеть навыком интерпретации исторических источников, уметь соотносить исторические события с их отражением в произведениях математического характера.
Так, при изучении событий XVIII—XIX вв. нельзя обойти вниманием произведения Н.Я. Эйдельмана, И.И. Лажечникова, Н.М. Загоскина, исторические труды Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, С.М.Соловьёва, В.Б. Кобрина и др. При изучении событий XX века - С.Ф.Платонова, П.А.Сорокина, Ю.А.Щетинова, А.Ю.Полунова и др.
Понимание исторических и научных событий достигается, в частности, за счёт того, что преподаватели организуют работу с различным научно - историческим, литературным материалом. При этом особое внимание уделяется тому, как подаётся информация, в результате чего студенты самостоятельно выявляют проблемы и предлагают варианты их решений.
Важным элементом рассматриваемой системы межпредметной деятельности является проведение интегрированных уроков. При этом следует учесть, что на этих занятиях у студентов должна быть возможность для разрешения какой-либо социально значимой проблемы при активном привлечении и использовании научной, учебной литературы, исторических документов и памятников культуры. Подобные учебные занятия могут объединяться в отдельный блок, занимающий по времени три-четыре часа, а вести их могут одновременно преподавателя двух или трех предметов. Однако если каждый преподаватель свободно владеет материалом, то возможно проведение урока без участия коллег (можно заранее обговорить с ними ключевые или сложные моменты). Трудность работы в указанной системе интегрированных уроков заключается в повышенной трудоёмкости, необходимости более интенсивной подготовки к каждому уроку. Интегрированные уроки сложно «вписать» в расписание и соотнести с учебным планом по каждому предмету. Кроме того, возникают психологические сложности: как выдержать «баланс» между математикой и историей, как распределить «роли» двух разных предметников на одном уроке.
Особенности построения работы на интегрированном уроке истории и математики с использованием метода проектов:
При разработке данной темы был использован метод проектирования. Проводился творческий урок «Оттепель» в науке и культуре». Предварительно группа был разбита на две подгруппы «Ученые» и «Деятели культуры» и каждой было дано задание.
При подготовке к уроку участники групп выбирали и рассматривали материал с нескольких точек зрения – исторической, научной, литературной, культурной, политической. Цель проекта каждой группы – представить общую политическую ситуацию в стране в данный период времени с точки развития науки и культуры.
После выступления каждого из группы студентов, подводился общий итог по всем пунктам плана. В результате, чётко вырисовалось исторические, политические, научные и культурные особенности данной эпохи. В конце выступления группа подводит итог своего выступления, обобщая материал.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами творческий урок «Оттепель» в науке и культуре». На этом уроке мы должны выявить сущность и значение изменений в сфере научной и духовной жизни советского общества 1954 -1964 годов. Сделаем выводы о значении этого периода в истории и развитии нашего государства.
Вашему вниманию предлагаем видеофрагмент. (Полет Гагарина)
Какое событие вы увидели? Назовите дату? Почему это стало возможно в нашей стране и в этот период? На этот вопрос мы ответим после обсуждения ваших проектов. Наша работа организована по подгруппам «Ученые» и «Деятели культуры».
В ходе работы каждый из вас заполняет таблицу «Оттепель» в науке и культуре», записывая основные даты, события и факты.
НАУКА | КУЛЬТУРА |
|
|
В ходе урока вы должны также оценить работу противоположной команды по соответствующим критериям.
Итогом нашего урока станет вывод о закономерности появления этого этапа в развитии нашей государства и влиянии на мировую науку и культуру СССР, укреплении потенциала нашей страны, как сверхдержавы.
Время оттепели принято датировать 1954-1964 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма к 1980 году. Что надо было развивать в стране для выполнения этих планов? Даем слово группе «Ученых» для подтверждения ваших предположений.
2. Изложение нового материала.
Выступление группы «Ученые»: математика (после выступлений о развитии математических наук студентам предлагается выполнение самостоятельной работы по изученным темам - интегрирование, вычисление пределов, частных производных, решение систем линейных уравнений и т.д.), кибернетика, физика, космонавтика.
Общий вывод: Таким образом, мы пришли к выводу, что наука развивалась бурными темпами. Почему это стало возможным? (предлагается сформулировать противоположной команде)
Выступления группы «Ученых» были убедительными.
В эти годы сформировался особый тип «шестидесятника», личность которого так часто вспоминают сегодня. Как вы думаете, что кроме науки и даже в первую очередь формировало этот особый тип людей?
Предоставляем слово команде «Деятелей культуры»: литература, кинематограф, изобразительное искусство, музыка. (выступления сопровождаются фрагментами кинофильмов, звуковым рядом, поэтическими и песенными номерами)
Общий вывод: В нашей работе мы пришли к выводу, что для периода «оттепели» характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы, распространение в СССР западной литературы, музыки, изобразительного искусства. Почему это стало возможным? Духовная и культурная жизнь общества носила противоречивый характер; с одной стороны происходил процесс оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъем науки и образования; а с другой общий подход власти к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии.
III. Итоги урока.
Для закрепления материала проведем творческую и научную самостоятельную работу в группах.
1.При подготовке к сегодняшнему уроку в ресурсах Интернета была найдена информация о рассекреченном проекте «Колли», который стартовал в 1958 году и вел изучение в области биологии и кибернетики. Ученые – биологи занимались поддержанием жизни в ампутированных частях тел животных, в частности в голове, а кибернетики создали на основе головы собаки робота. Ваша задача – определить мог ли существовать такой проект, и аргументируйте свою позицию. Работа на применение научных знаний. (Для группы «Деятели искусства»)
2.Создайте картину из предложенного материала (геометрические фигуры) в стиле авангардизма, где вы отражаете свои ассоциации с понятием «Свобода личности (в контексте хрущевской «оттепели»). Поясните картину, назовите ее. (Для группы «Ученых»)
В течение урока вы заполняли таблицу. Скажите, по-вашему, мнению, для развития страны, что было наиболее важным? (равнозначное развитие, у СССР была продуманная программа развития науки и культуры) Есть ли у современного государства равноценная продуманная программа развития науки и культуры? Докажите. Это вопрос дискуссионный.
Литература:
1. Алексеева М. Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории //История и обществознание в школе. 2003. №4
2. Битюков К. О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения //История и обществознание в школе. 2005. №5
3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. Пособие. - М.: «ВЛАДОС», 2001
5. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России): Пособие для учителей и студентов /Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю., Уколова В. И.; Под ред. Е. Е. Вяземского. - М.: ЦГО, 1999
6. Саплина Е. В. Как сделать эффективным урок истории //История и обществознание в школе. 2002. №7
7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции //Интернет-журнал «Эйдос». 2002
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003.№2. С.58-64. 2.М. Л.Зуева Возможности использования адаптивной системы обучения для формирования ключевых компетенций. // Педагогика и психология.
9. А. Гин. Приёмы педагогической техники. М., «Вита-пресс»2004.
10. Ярославцева М. Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории//Первое сентября, №23, 2009
11. Емельянов М.С. История на уроке литературы: К вопросу о межпредметных связях // О вы, которых ожидает Отечество: Вып. З.Самара, 2002. С. 150-151. (0,1 пл.).