Интегрированный урок (история + литература) на тему "Умей дорожить Отечеством, или Несколько страниц эпохи декабризма"

Разделы: История и обществознание, Литература


“Не мы в России, а Россия в нас.
С. Эфран

Оформление к уроку:

  • Портреты 5 декабристов (Пестель, Рылеев, Муравьев - Апостол, Бестужев - Рюмин, Каховский).
  • Репродукция картины “Восстание 1825 г”, Петропавловская крепость, памятник Петру 1 - фото.
  • Музыкальное оформление - композиция М. Глинки.

Цели урока:

  • Понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России.
  • Определить историческое значение декабристского движения.
  • Углубить знания о русской литературе начала 19 века.
  • Обобщить знания о личности поэта - декабриста К. Рылеева
  • Продолжить изучение биографии А.С. Пушкина, проследить тесные связи поэта с декабристами и оценить его роль в этом движении;
  • Развивать устную речь учащихся, умение выразить свое отношение к поднимаемым проблемам;
  • Воспитывать в учащихся желание изучать историю Отечества.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель истории

На сегодняшнем уроке мы постараемся понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России и определить историческое значение декабристского движения

Учитель литературы

Также мы постараемся с вами, ребята, погрузиться в литературу эпохи декабризма, обобщить знания о личности поэта - декабриста К.Ф. Рылеева. Продолжить также изучение основных этапов жизни А.С. Пушкина, поговорим о связи поэта с декабристами и его роли в декабристском движении.

Учитель истории.

Первая четверть 19 в.

Растет число промышленных рабочих. Оброчные крестьяне уходят в города на заработки, тем самым, увеличивают количество городского населения. Растет хозяйственная специализация районов, что говорит о растущем разделении труда. Помещики увеличивают производство хлеба на продажу, но...

Самодержавно - крепостной строй сковывает производительные силы России. Крестьяне - собственность помещика; в город может уйти только с его разрешения + ко всему барин всегда может отозвать крестьянина, тем самым нанести урон фабричному производству. Крестьянин хочет хозяйствовать самостоятельно, а помещик все сильнее давит на него, приспосабливаясь к растущим требованиям рынка + отсутствует важный п- п государства - равенство всех людей перед законом и судом. Назревает необычайно сложная и противоречивая ситуация, которую разрешить попытались самые светлые и благородные умы этого времени декабристы.

Учитель литературы.

В литературе главенствующее место начинает занимать гражданский романтизм. В литературе появились новые герои - яркие, исключительные личности, совершающие подвиги ради свободы. Поэтами воспевается любовь к свободе; они выражали в своих стихах неприятие самовластной тирании. Они закаляли и воспитывали своими произведениями своих соотечественников. Любовь к Отечеству, готовность пожертвовать всем ради народа - вот это было у них на первом месте.

2. Вальс

(бал начала 19 века; 4 пары; у юношей - гусарская форма, у девушек - бальные платья и веры).

Слышны фразы

Вальс

После него:

  • Господа, вспомним великое время триумфа для всех Россиян. 1812год - Россия завоевывает победу.
  • Да, ведь русский народ вынес основную тяжесть в войне с Наполеоном, обеспечив России независимость.
  • Мы все должны понимать, что именно сейчас без коренных преобразований в социально - политическом строе России не обойтись.
  • Позвольте, граф, мы должны надеяться на “благие” намерения правительства.
  • Я с вами не могу согласиться:
  • “Верхи еще могут править по - прежнему, но “низы” уже не хотят жить по- старому.
  • Кстати, господа, вы читали оду “К временщику”? Да, надо отдать должное ее автору. Господин Рылеев проявил истинное мужество; Аракчеев публично назван подлым и коварным.
  • Я с вами полностью согласен, подполковник. Это произведение - злая сатира на весь нынешний строй. Рылеев осмелился первым нанести удар самовластью. А теперь, я думаю, дело за нами Мы должны все тщательно продумать. Наше великое дело стоит того. Благодарю Вас, мадмуазель (кланяется) За мной, господа.

3. Учитель истории (после вальса).

Как вы уже знаете, страна охвачена возмущениями. Защитники старого и нового все отчетливее делились на два лагеря: “Эти партии находятся всегда в своего роде войне, кажется, что видишь духа мрака в схватке с гением света”,- писал современник. Пестель замечает, что “Дух преобразования заставляет, так сказать, умы клокотать...” Каковы причины столь активного появления свободомыслия.

Дети - причины (вопрос - ответ).

Действительно мы видим, что лучшие представители того времени начали понимать, что народ, спасший другие народы от порабощения, не может и не должен сам находиться под гнетом.

Каким образом начинается распространение основных идей равенства, единства, нравственности.

Дети

Формируются тайные общества.

Назовите тайные общества, которые возникли в России в 1816 - 1821 г.

Дети

Называют.

А теперь давайте вспомним, с чьими именами была связана деятельность тайных обществ и выделим основные черты их программ.

Дети

“Союз спасения” (Павкевич С., Логинова Е.), “Союз благоденствия” (Жаров А., Росляков М.),

“Северное общество” (Климчук К., Яранова К.), “Южное общество” (Малова М., Сороковнин А.), “Общество истинных и верных сынов Отечества”,

В Казанском крае.

С. Чирпы Лаишевского района “Орден восстановления”.

Учитель истории.

Ребята мы еще раз убедились, что в эти годы наблюдается огромный рост национального самосознания и чувства гордости народа - все это вдохновляет художников, музыкантов и в первую очередь поэтов.

Учитель литературы. (работа по вопросам).

Итак, руководителем тайного Северного общества, был К.Ф. Рылеев. А кто он такой?

(виднейший деятель декабристского движения, поэт - декабрист).

С шести лет Рылеева отдали в Первый Кадетский корпус в Петербурге. О чем он мечтал, став воспитанником?

Почему в 1818 году молодой офицер конной армии вышел в отставку?

Когда Рылеев “заразился” свободомыслием?

Рылеев и тайное общество? Что вы можете сказать об этом?

“Я не поэт, а гражданин” - сказал о себе Рылеев.

А кто такой гражданин своей страны? Что такое гражданственность?

Дети

Бескорыстное служение Отечеству; когда все твои деяния направлены на благо страны; осознание долга перед родиной; когда личное и общественное уравниваются; ты не ощущаешь себя счастливым, если твоя страна в опасности, если народ не свободен.

Учитель литературы.

В те самые часы, когда в комнате Рылеева решалась судьба России, собрались члены тайного общества, в другой половине были жена и дочь. Сделайте же вывод, почему Рылеев пошел на Сенатскую площадь, заранее зная, что наверняка его дочь останется сиротой?

Дети

Долг перед Отечеством выше всего

Учитель литературы.

Зачитаем цитаты из стихотворений Рылеева, в которых проявляются свободомыслие, гражданственность поэта.

Известно, что с К. Рылеевым вел личную дружескую переписку А.С. Пушкин. Друзьями Пушкина были И. Пущин, В. Кюхельбехер - участники декабристского движения. Тесные связи были у А. Пушкина и с Южным обществом. Но он не был членом тайного общества? Почему?

Дети

Да он не был членом тайного общества, хотя горячо хотел им стать. Его не принимали, щадя его талант, хотели сберечь поэта от революционных превратностей.

Учитель литературы.

Но мы можем назвать поэта одним из идейных организаторов восстания. Почему?

Дети

Среди декабристов не было ни одного, кто не читал бы и не знал бы вольнодумческих стихотворений Пушкина. На его творчестве воспитывались, его творчество закаливало; это было прекрасное агитационное средство. При приеме нового члена в тайное общество сначала его “обрабатывали” стихотворениями Пушкина

Учитель литературы.

Рядом с Рылеевым, Пушкиным творили и другие поэты - декабристы. Кто они? Учащиеся с готовыми краткими выступлениями.

Дети

10 лет в крепости - О Кюхельбекере - друг Пушкина, “опасный вольнодумец”.

В одиночку

О Раевском - не успел стать профессиональным писателем, отмечен золотым оружием.

После ссылки - Об Одоевском “великодушно” - О художнике Бестужеве.

На Кавказ (погиб).

Учитель литературы.

Итак, было ясно, что пришло время решительных действий, открытого выступления, к которому столько лет готовились члены тайных обществ.

4. Слово учителя (под музыку “Профессионал”)

Учитель истории.

Сенатская площадь в Петербурге.

14 декабря 1825 года, около 11 часов дня офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин - Ростовский вывели к памятнику Петра 1 Московский полк, затем к ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб - гвардии гренадерский полк - всего около 3 тыс. человек.

Учитель литературы.

Первый бесценный друг Пушкина Иван Пущин и Кондратий Рылеев шли по улицам Петербурга, может быть, в последний раз.

Учитель истории.

Остальная часть гарнизона присягнула Николаю. Увидев это, Трубецкой не пошел на площадь, поспешив укрыться в иностранном посольстве.

Учитель литературы.

Рылеев бросился искать Трубецкого. Он не нашел его. Трубецкой изменил революционному делу.

Учитель истории.

Но собравшись на площади, декабристы не считали, что их дело проиграно. Их сила была в том бесстрашном вызове, который они бросали самодержавию, требуя вольностей и прав. И лишь бессмысленное убийство Милорадовича Каховским могло послужить оправданием Николаю его варварской акции. В пятом часу дня послышалась команда Пальба орудиями по порядку, правый фланг начинай, первая пли! Но выстрела не последовало “Свои Ваше благородие”. Офицер сделал 1 выстрел.

Учитель литературы.

Бестужев вспоминал: “Я стоял... повторяя слова Рылеева, что мы дышим свободой, и я с горестью видел, что это дыхание стеснялось. Мы были окружены со всех сторон, дух упал, ибо тот, кто на этом поприще раз остановился, уже побежден вполовину”.

Учитель истории.

Первая пушка грянула. Картечь рассыпалась и с первого выстрела семь человек упали около меня. Я не слышал ни одного вздоха, не приметил ни одного судорожного движения - столь жестоко поражала картечь на этом расстоянии. Мертвые тела солдат и народа валялись на каждом шагу. Солдаты забегали в дома, стучались в ворота, но картечи прыгали от стены в стену, не щадя ни одного закоулка.

Учитель литературы.

Они сражались честно и мужественно, но сражались одни; тут же, на площади, был народ, который сочувствовал им и готов был по первому зову стать в них ряды. Но декабристы не поняли и не могли понять того, что без помощи народа не добиться победы, что покончить с самодержавием можно только опираясь на народ. Восстание было подавлено.

4. Учитель истории. (Беседа с детьми).

Так трагично заканчивается выступление на Сенатской площади.

Почему же столь долго готовившиеся восстание потерпело поражение?

Дети

Причина поражения.

Учитель литературы.

Рылеев - поэт - декабрист был казнен. Хотя он и говорил, что он “не поэт, а гражданин”, поэтом он был же талантливым. 13 июля 1826 года Россия лишилась замечательного поэта и великого сына.

Сохранилась предсмертная записка Рылеева к жене: “Ты мой милый, мой добрый и неоценимый друг, счастье для меня в продолжение 8 лет. Могу ли, мой друг, благодарить тебя словами: они не могут выразить чувств моих... Прощай...”

Встреча Пушкина и Николая1 (беседа с детьми).

Пушкин отправляет с женой декабриста Муравьева “Послание в Сибирь” - гражданский подвиг.

5. Музыка М. И. Глинка

Русский композитор. Вырос в Петербургском благотворительном пансионе, где сформировались многие декабристы. Его гувернер - В. Кюхельбекер. Его музыкальные произведения проникнуты любовью к Родине, к народу.

На фоне музыки читаем

Учитель истории.

  • 579 человек привлечены к следствию по делу декабристов.
  • 318 человек арестовано
  • 289 человек признаны виновными 121 человек преданы Верховному суду.

Учитель литературы.

5 человек казнены 13 июля 1826 года в Петропавловской крепости: П. И. Пестель, С. И. Муравьев – Апостол, Н.П. Бестужев – Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский.

Учитель истории.

Остальные приговорены к каторжным работам и поселению в Сибири, а также отправлены на Кавказскую войну.

6. Учащиеся.

  • Путь через Казань и Москву в Сибирь.
  • Судьба декабристов (отдельные краткие выступления).
  • О судьбе В. Кюхельбекера, Раевского, Одоевского.
  • Дети о Казанском крае и декабристском восстании (1 мин).

7. Стихотворение наизусть Круглова Т.

Автор Крюков (казанский поэт).

8. Делаем выводы под музыку “Профессионал”

Учитель истории.

Сколько поколений сменилось, но каждое помнит и чтит имена героев 1825 года. Может быть, вы еще не до конца осознали роль этих людей в истории России, но поверьте они определили дальнейшую судьбу ее. Герцен назвал и: “Молодые штурманы будущей бури. А эта буря начнет подниматься в 1905 году и завершится Великой Октябрьской социалистической революцией 1917 года.

Учитель литературы.

Поэзия декабристов оказала большое влияние на дальнейшие развитие русской литературы. Она определила бунтарские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова, повлияла на творчество Огарева и Герцена, вдохновила Н.Некрасова на создание известных поэм о декабристах “Дедушка” и “Русские женщины”.

Слова А.Одоевского из его послания Пушкину стали в 1917 году эпиграфом к газете “Искра”: “Из искры возгорится пламя”.

Поэзия декабристов и их славные имена живы до сих пор. Так как главное для них было не то, что они находятся в России, а то, что Россия всегда в их душе, сердце, Отечество и его судьба на 1 месте.

9. Делаем вывод вместе с детьми.

10. Домашнее задание

по литературе:

  1. Жизнь А.С. Пушкина с 1926 года по 1837 год.
  2. Повторить из истории основные моменты Пугачевского восстания (причины восстания; основные силы; причины поражения).

по истории:

  1. Повторить характеристику личности Николая1; Анализировать внутреннюю политику прошедшего периода по таблице, которую вы уже составили четко выделить.

11. Оценки.