Интегрированный урок (история + литература) по теме "Восстание декабристов. Судьба его участников". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 8


Эпиграф:

“Все самое благородное среди русской молодежи – военные как Пестель, Фонвизин, Нарышкин, Юшневский, Муравьев, самые любимые литераторы, как Рылеев и Бестужев, потомки славных родов, как князь Оболенский, Трубецкой, граф Чернышев, - поспешили вступить в ряды самой первой фаланги русского освобождения”. А.Герцен

Задачи урока:

образовательная - восстановить целостную картину событий 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, проследить судьбы участников после поражения восстания;

развивающая – способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения аргументированно отстаивать свое мнение, навыков работы с историческими документами, видеоматериалом, произведениями культуры;

воспитательная - способствовать формированию у учащихся чувства гордости и любви к своему Отечеству, ответственности за принимаемые решения.

Оборудование: учебники: Д. Данилов “История России 19 – нач. 20 века”, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литература. 8 класс, “Дом без стен” (Образовательная система “Школа 2100”), компьютерная презентация, раздаточный материал, видеофильм 1975 г. “Звезда пленительного счастья”, режиссеры Г. Черняев, В. Апананский, портреты жен декабристов.

Ход урока

Учитель литературы: Как вы понимаете слово “борьба”? Что такое борьба внешняя и внутренняя?

За что человеку приходится бороться? Всегда ли борьба приводит к победе? Может ли человек победить самого себя?

Как, с вашей точки зрения, изменится характер человека в результате борьбы?

Можно ли прожить жизнь без борьбы?

Ответы учащихся: (Прожить без борьбы человек не сможет. Жизнь – это борьба за правду, свободу, честь, достоинство, Отечество. Только тот, кто идёт по такому пути, а не плывёт по течению. может называться Человеком. Примеров в истории нашего Отечества и русской литературе немало.)

Учитель истории: Посмотрите на данные репродукции картин, какое историческое событие здесь получило отражение (демонстрируются картины без названия и авторства).

Учащиеся: Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Учитель истории: Высвечивает на слайде название и авторство картин: Карл Иванович Кольман “Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825”; Василий Федорович Тимм “Восстание 14 декабря 1825 г.”.

Показано одно событие – сравните его изображение. Какие фрагменты восстания показаны? Как вы думаете, почему именно эти фрагменты были запечатлены на картинах художников?

Учащиеся: На картине В. Тимма получил отражение момент, когда восставшие собрались на площади, но из-за отсутствия руководства не прибегают к действиям, еще можно избежать кровопролития; К. Кольман показал момент прибытия на площадь новых войск, верных императору, слышны первые залпы, первые жертвы, судьба декабристов предрешена.

Учитель истории: Сегодня наш урок будет посвящен декабрьским событиям 1825 г., но не только им. Обратите внимание на тему уроку (написана на доске, открывается). Прочитайте эпиграф. Почему Герцен назвал декабристов “первой фалангой русского освобождения”?

Учащиеся: Это было первое крупное выступление высших слоев общества (дворянства), предлагавших проведение серьезных реформ в стране.

Учитель истории: Урок сегодня повторительно-обобщающий, т.к. тема нами изучена. Давайте вместе сформулирует задачи урока (после ответов учащихся высвечиваются на слайде).

Учитель литературы:  События 14 декабря 1825 года ворвались неожиданно в размеренную  жизнь России и вошли в историю под названием "Восстание  декабристов".   Восстание было подавлено. К следствию было привлечено 579 человек. 5 были приговорены к смертной казни. Более 120 человек были отправлены на каторжные  работы  в Сибирь, сроком на 15-20 лет. Мы не будем сегодня  говорить  о   политической стороне этого события. Можно бесконечно спорить о том, правы  они  были   или нет. Мы поговорим с вами  о    женщинах  -  женах  декабристов,   которые последовали за своими мужьями в Сибирь.   Их современники, а сегодня и наши историки все  время  задают  вопрос: что заставило этих женщин обречь себя на тяжелую   жизнь  в  холодном  краю, откуда некоторые так и не вернулись.  Супружеский   долг?  Совесть?  Сильная любовь к осужденным мужьям? Можно ли назвать это подвигом? (Высказывание учащихся)

Наверное, все вместе взятое. Это был подвиг,   в полном смысле этого слова. 

О русских женщинах рассказывает в поэме Н.А.Некрасов. Глазами княгини Трубецкой и Волконской мы смотрим на их мужей, декабристов, узнаём о декабрьских событиях 1825 года, о судьбах участников восстания.

Задача нашего урока – перечитать знакомые уже вам страницы поэмы и подумать о том, нужны ли нам сегодня рассказы о тех далёких событиях, о судьбах женщин, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Для кого пишет княгиня Волконская свои воспоминания? Видит ли она что-либо назидательное, важное для внуков в истории жизни их деда и бабушки? На эти вопросы мы постараемся ответить в течение нашего урока.

Учитель истории: Но для того чтобы нам непосредственного поговорить о восстании 14 декабря 1825 г. и о том, как это событие отразилось на судьбе его участников, необходимо вспомнить некоторые факты, связанные с его подготовкой.

Работа с компьютерной презентацией (вопросы с вариантами ответов). Задание учащимся. Выбрать правильный ответ:

1. Как назывались самые первые тайные организации , образовавшиеся в России после заграничного похода русской армии:

А) “Северное общество”; Б) “Союз спасения”; В) “Союз благоденствия; Г) “Южное общество”.

2. Основной составляющей силой обществ декабристов было:

А) крестьянство; Б) офицерство; В) посадские люди; Г) мещанство.

3. Программный документ “Северного общества” декабристов назывался:

А) “Зеленая книга”; Б) “Манифест к русскому народу; В) “Русская правда”; Г) “Конституция”.

4. Программный документ “Южного общества” декабристов назывался:

А) “Зеленая книга”; Б) “Манифест к русскому народу; В) “Русская правда”; Г) “Конституция”.

5. Распределите в два столбца, какие характеристики относятся к программному документу “Русская правда”, какие к “Конституции (работа по вариантам):

- Автором документа является П.Пестель (учащийся представляет историческую справку).

- Автором документа является Н.Муравьев (учащийся представляет историческую справку).

- Россия в будущем – федерация, состоящая из 13-14 государств и двух областей.

- Россия должна стать единой республикой.

- Законодательная власть передается избранному всеобщим голосованием Народному Вече, а исполнительная – Державной Думе.

- Введение конституционной монархии в России.

- Императору передается исполнительная власть, он выступает в роли чиновника, получающего жалование.

- Упразднение сословного деления, равенство всех граждан перед законом.

- Отмена крепостного права.

- Крестьяне наделяются землей из государственного фонда.

- Крестьяне получают от помещика 2 десятины земли.

- Народное Вече избиралось только богатыми частными собственниками.

Учитель истории: Как вы считаете, отличались ли программные документы обществ? В решении каких вопросов общества выдвигали одинаковые требования?

Учащиеся: Да (Приводят аргументы).

Учитель истории: Созданные декабристами программные документы выявляют глубокие идейные противоречия в их среде. Общее заключалось только в сохранении принципа помещичьего землевладения. Таким образом, не очень понятно, какая именно программа стала бы осуществляться в случае успеха движения. Однако восстание на Сенатской площади проходило под третьим программным документом, который был составлен накануне. Цель восстания состояла в том, чтобы Сенат утвердил этот документ, названный “Манифестом к русскому народу”, о котором мы поговорим позже.

Почему восстание декабристов состоялось именно в 1825 г.?

Учащиеся: Внезапная смерть Александра первого, наступление периода междуцарствия.

Учащийся: Краткая историческая справка о периоде междуцарствия (Демонстрация слайда).

Учитель истории: Мы знаем, что план выступления был разработан декабристами на квартире К.Рылеева. Он включал следующие пункты. (Демонстрация слайда)

1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков (Московский, Измайловский, Егерский, Финляндский, лейб-гренадерский, гвардейский морской экипаж).

2. Назначить диктатора - человека с неограниченными полномочиями (князь С.П. Трубецкой).

3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью.

4. Захватить банк и почтамт.

5. Сенат должен утвердить “Манифест к русскому народу”. Введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права.

Еще один вопрос обсуждался в ходе подготовки восстания – вопрос об убийстве царя.

Давайте попытаемся оценить, был ли он реализован в полном объеме.

Задание учащимся: Работа с документом “Манифест к русскому народу”.

(Приложение №1)

Первая группа. Дайте оценку документу с точки зрения реализации в России гражданских прав и свобод, возможности построения правового государства.

Вторая группа. Какие категории российского населения могли быть заинтересованы в осуществлении планировавшихся мер? Почему?

Третья группа. Выделите недостатки программного документа восставших. Интересы, какой категории населения не были отражены в документе?

Выступление групп.

Учитель истории: Данный манифест готовился в спешке. Вводную часть манифеста отдельно друг от друга составляли барон В.И. Штейнгель и Н.А. Бестужев, основную часть - совместно С.П. Трубецкой и К.Ф. Рылеев. Единого экземпляра манифеста сделано так и не было.

Учитель литературы: Что вы узнали о Трубецком, Волконском, читая поэму Некрасова? Мы смотрим на декабристов глазами их жён. Что поведали нам героини? Какие это были люди, декабристы? Обратившись к тексту, расскажите о Трубецком, Волконском.

(Ответы учащихся, чтение фрагментов поэмы, комментирование) (Приложение №2.)

Ответы учащихся.

Учитель литературы: Счастливая, но короткая семейная жизнь, прерванная восстанием на Сенатской площади.

Учитель истории: Давайте, реконструируем ход восстания.

Учащийся: Рассказывает по схеме о ходе восстания (слайд). (Приложение №3.)

Учитель литературы: О восстании декабристов рассказывает в своей поэме Н.А.Некрасов. Чьими глазами мы видим то, что происходило на Сенатской площади? Почему?

Выразительное чтение отрывка из поэмы Н.Некрасова “Русские женщины”. (Приложение №4.)

Обсуждение прочитанного отрывка. Какими чувствами наполнены воспоминания Трубецкой?

Учитель истории. Почему восстание декабристов было подавлено?

Учащиеся. Причины поражения декабристов: узость движения, боязнь сблизиться с народом, утопизм идей, срыв плана восстания.

Учитель истории. 29 декабря 1825 г. попытка восстания была предпринята на юге Черниговским полком (Демонстрация слайда), она так же потерпела неудачу.

A.C. Грибоедов задолго до декабря 1825 г. выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что “сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России”.

Несмотря на поражение, значение движения декабристов нельзя преуменьшать. Оно было первым открытым выступлением дворянства против самодержавия. Оно способствовало активизации общественно-политического движения в 1830–1850-е гг.

После восстания новый император Николай первый инициирует проведение следствия по данному делу.

1826 г. – учрежден Верховный Суд в составе 72 судей. Причем в него вошли ряд государственных деятелей, которые, по мнению императора, знали о восстании и сами заочно его поддерживали (например, М.Сперанский, Ермилов, Киселев). Суду были преданы из “Северного общества” - 61 человек, из “Южного общества” - 60. Все осужденные были разделены на 11 разрядов, в зависимости от степени вины. К смертной казни приговорены: пятеро -  четвертованием, 31 — отсечением головы, 17 — к политической смерти, 16 — к пожизненной ссылке на каторжные работы, 5 — к ссылке на каторжные работы на 10 лет, 15 — к ссылке на каторжные работы на 6 лет, 15 — к ссылке на поселение, 3 — к лишению чинов, дворянства и к ссылке в Сибирь, 1 — к лишению чинов и дворянства и разжалованию в солдаты до выслуги, 8 — к лишению чинов с разжалованием в солдаты с выслугой. Император Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти по всем разрядам; только в отношении пяти приговорённых, поставленных вне разрядов, приговор суда был подтверждён (Пестель, Рылеев, Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский). Суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил их повесить, “сообразуясь с Высокомонаршим милосердием, в сем самом деле явленным смягчением казней и наказаний, прочим преступникам определённых”. При проведении казни Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев сорвались с петли и были повешены вторично.

Демонстрация фрагментов фильма 1975 г. “Звезда пленительного счастья”, режиссеры Г. Черняев, В. Апананский. (Фрагмент №1. Политическая казнь декабристов (время фильма 1.02.36 – 1.05.00). №2. Казнь декабристов (время фильма 1.10.49-1.13.28)

Многие участники восстания отправились в Сибирь, на рудники. Вслед за мужьями в изгнание отправились и их жены. Первая – Екатерина Трубецкая, за ней последовали Мария Волконская, Александра Муравьева, Жанетта Полина Гёбль (в замужестве Анненкова Прасковья Егоровна) — жена декабриста Ивана Александровича Анненкова. Всего в Сибирь поехало 11 жен декабристов. Они отказались от всех привилегий как дворянки, оставили малолетних детей и престарелых родителей.

Вернуться могли только после смерти мужа.

Учитель литературы: Чем пожертвовала княгиня Трубецкая, отправляясь в Сибирь к мужу? Попробуйте воссоздать картины её петербургской жизни, опираясь на текст поэмы.

Счастливо молодость моя
     Прошла в стенах твоих,
Твои балы любила я,
     Катанья с гор крутых,
Любила плеск Невы твоей
     В вечерней тишине,
И эту площадь перед ней
     С героем на коне...

Что дало право княгине сказать отцу при расставании: “Гордись – я дочь твоя!”? Понимала ли она, что ждёт её впереди?

Какие преграды пришлось преодолеть княгине на её пути в Сибирь? Расскажите о её нравственном поединке с иркутским губернатором. Почему губернатор всё-таки помог княгине? Что в её словах и поведении потрясло его?

Демонстрация фрагмента фильма “Звезда пленительного счастья”, 1975 года, режиссеры Г. Черняев, В. Апананский. (Актёры: И.Смоктуновский, И.Купченко)

Сопоставьте литературное произведение и фрагмент художественного фильма.

Объясните смысл слов княгине Трубецкой:

Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..

Понимает ли героиня Некрасова, за что пострадал её муж? Какие черты она сумела оценить в нём?

Можно ли назвать подвигом поступок княгини Е.И.Трубецкой? Каково, с вашей точки зрения, мнение Н.А.Некрасова по этому поводу?

Вспомните стихотворение Пушкина “Во глубине сибирских руд” и книгу А.И.Герцена “Былое и думы”. Есть ли нечто общее во взглядах на декабристов у А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова?

Объясните смысл пушкинских образов: “гордое терпенье”, “скорбный труд”, “дум высокое стремленье”

С какой целью написано стихотворение “Во глубине…” Какие чувства поэт хотел пробудить в своих друзьях?

Как можно оценить поступок поэта, написавшего такое стихотворение и отправившего его опальным друзьям?

Учитель литературы: Вторая часть поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины”, носящая название “Княгиня Волконская”, рассказывает о судьбе Марии Николаевны Волконской (1805-1863), дочери известного героя Отечественной войны генерала Н.Н.Раевского и жены декабриста князя С.Г.Волконского (1788-1865). Выйдя замуж за С.Г.Волконского в 1825 году, Мария Николаевна в 1826 году последовала за сосланным в Сибирь на каторжные работы мужем. Волконская оставила нам свои воспоминания – “Записки”, послужившие Н.А.Некрасову рукописным источником для создания поэмы.

Расскажите о семье, в которой воспитывалась героиня поэмы. Какие отношения царили в этой семье? С каким чувством вспоминает Мария Николаевна о своих родных: отце, братьях, сёстрах?

Найдите строки, в которых героиня рассказывает, какое воспитание и образование она получила, какой успех имела в свете. Какие события времён её юности остались для княгини самыми дорогими, самыми поэтичными воспоминаниями?

События 14 декабря 1825 года изменили жизнь княгини Волконской. Она признаётся, что, несмотря на полученное ею прекрасное образование, думать она “совсем не умела”. Как вы это понимаете? Что значит, с вашей точки зрения, “научиться думать”?

К каким выводам пришла героиня поэмы? Осудила ли она мужа за его участие в заговоре? Почему она решила оставить маленького сына и непременно разделить с мужем его судьбу? Как вы думаете, сыграло ли семейное воспитание какую-либо роль в решении, принятом княгиней Волконской?

Чтение наизусть строки из главы 6, в которых княгиня выражает русским людям свою благодарность. (Приложение №5.)

Опишите встречу княгини Волконской с мужем-каторжником и другими декабристами. Что вас особенно взволновало в этой сцене?

Ответы учащихся:

Демонстрация фрагмента фильма “Звезда пленительного счастья”. (Конец фильма). Сопоставьте два произведения искусства.

Ответь, пожалуйста, на вопросы, поставленные в начале урока:

Для кого пишет княгиня Волконская свои воспоминания? Видит ли она что-либо назидательное, важное для внуков в истории жизни их деда и бабушки? Нужны ли нам сегодня рассказы о тех далёких событиях, о судьбах женщин, последовавших за своими мужьями в Сибирь.

Высказывания учащихся.

Учитель истории: Декабристы пробыли в Сибири 30 лет. Новый император Александр второй, придя к власти, помиловал их. Находясь в ссылке помимо тяжелой работы на рудниках, декабристы занимались и общественно-полезными делами. Строили школы и преподавали в них братья Бестужевы, Оболенский, Раевский, Юшневский.

Братья Бестужевы учили коренных жителей, бурят, сеять хлеб, наладили производство удобных для гористой местности повозок.

Николай Бестужев первый обнаружил и описал месторождение каменного угля, занимался метеорологическими, сейсмическими, астрономическими наблюдениями.

Якубович собирал сведения о минералах и золотоносных реках Сибири. Вольф, Муравьев занимались врачебной практикой, раздавали лекарства больным.

Они проводили исследования по этнографии, археологии, фольклору.

Были среди них и художники, которые писали портреты, иконы для местных церквей.

Следует отметить, что Александр Муравьёв, основатель “Союза спасения”, осуждённый к ссылке в Сибирь, уже в 1828 г. был назначен городничим в Иркутске, затем занимал разные ответственные должности, вплоть до губернаторских, участвовал в осуществлении отмены крепостного права в 1861 г. Многие декабристы, конечно, не дожили до освобождения.

Л. Толстой, наблюдая за возвращение декабристов, писал: “Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после тридцати лет бодрые, умные… и ясно стало, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, неволя, было счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия”.

Как вы понимаете слова писателя?

Подведение итогов урока.

Список литературы

  1. Восстание декабристов. Материалы, т.1, М. -Л.: 1925.
  2. Гордин Я. События и люди 14 декабря: Хроника. – М.: Сов. Россия, 1985.
  3. Ключевский В.О. “Полный курс лекций” (лекция 84).
  4. Некрасов Н.А. Русские женщины, - М., - Дет. литература, - 1973.
  5. Нечкина М.В. Движение декабристов, т.1 М., 1955.