Интегрированный урок (история + музыка) по теме "О первопрестольной замолвим слово…"

Разделы: История и обществознание, Музыка


Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с истоками возникновения и могущества Москвы, дать представление о значимых периодах в истории Московии на историко-музыкальном материале;
  2. Способствовать формированию у учащихся патриотического чувства и гордости за нашу первопрестольную столицу;
  3. Способствовать развитию; а) музыкального вкуса на произведениях великого П.И. Чайковского и советского композитора В.Я.Шебалина; б) навыков выделения из фундаментального материала главного и второстепенного; в) умению сравнивать, анализировать прослушанный материал; г) творческой деятельности учащихся.

Музыкальное оформление: П.И.Чайковский, кантата “Москва”; В.Я Шебалин, кантата “Москва”.

Наглядность: портреты композиторов, фотографии, иллюстрации, репродукции с видами Москвы.

Персонажи в ходе проведения урока: Летописец (учитель истории), Музыковед (учитель музыки).

Предварительная подготовка:

  1. Подбор наглядного материала о Москве;
  2. Совместный подбор с учащимися исторического материала о славном прошлом первопрестольной;
  3. Прослушивание музыкального материала;
  4. Подготовка вопросов к викторине, посвящённой 860-летию со дня основания Москвы;

План:

I. Вступительное слово Летописца.

II. Историко-музыкальные картинки:

Картинка №1 “С мала ключика”;
Картинка №2 “Маэстро Чайковский о Москве”;
Картинка №3 “Москва! Как много в этом слове”;
Картинка №4 “Славься, Москва, город мира и славы”.

III. Заключительное слово Музыковеда.

Ход урока

I. Вступительное слово Летописца.

Летописец: “Почему было Москве царством быти и кто знал, что Москве государством слыти?”. “Повести о начале Москвы” стали любимейшим чтением широких слоёв грамотного населения в XVII – XVIII в.в. Историки искали рациональное объяснение этому в разных направлениях. Вопрос “почему?” – и сегодня один из самых трудных для учёного. Для ответа на него следует шаг за шагом проследить, как постепенно один из небольших городов домонгольской Руси стал столицей России. На этом пути немало трудностей, и главное из них – скудость источников. К сожалению, летописцы XIII – I половины XIV в.в. не предвидели, по меткому выражению Н.М. Карамзина, “блестящего будущего” Москвы и уделили совсем мало внимания начальным страницам её истории”.

Картинка №1 “С мала ключика”. Звучат фрагменты хора из кантаты “Москва” П.И.Чайковского – “С мала ключика”.

Летописец: “Москва стала известной жителям Древней Руси с 1147 года. Именно тогда князь Юрий Долгорукий обратился с приглашением к своему брату князю Святославу: “Приди ко мне, брате, в Москов”. Минули века. К 70-м годам XIII столетия выделяется Московское княжество. Родоначальником династии московских князей стал Даниил – младший сын Александра Невского. Для Москвы пробил её “звёздный час”. Почему же Москве удалось стать во главе земли русской?

Летописец обращается к аудитории с просьбой помочь ему разобраться с причинами возвышения Москвы.

Предполагаемые ответы учащихся, ознакомившихся предварительно с историей Москвы.

1-й ученик: Многие учёные объясняют силу Москвы выгодами её географического положения, контролем над речными торговыми путями и связанными с этим экономическими преимуществами.

2-й ученик: С 1325 года Москва становится “седалищем” (резиденцией) митрополита всея Руси. С этого момента город – духовный центр русских земель.

3-й ученик: Решающую роль всё – таки следует отвести “демографическому” фактору. В Подмосковье шёл постоянный приток населения из земель, подвергавшихся частым нападениям ордынцев. Резкий рост численности населения способствует освоению новых, прежде не вовлечённых в хозяйственный оборот угодий.

4-й ученик: Не менее важной представляется и роль личностей первых московских князя Даниила Александровича и его сыновей Юрия Даниловича и Ивана I по прозвищу Калита.

Летописец: Конечно, было бы преувеличением считать процесс возникновения Москвы неуклонным, постоянным. Как и любой исторический процесс, он прошёл через целый ряд случайностей и критических моментов. Но всё-таки завершился триумфом Москвы.

Картинка №2 “Маэстро Чайковский о Москве”.

Музыковед: Москва всегда являлась культурным и музыкальным центром России, сосредоточением художественной и музыкальной элиты. Именно в Москве провёл всю свою сознательную жизнь великий русский композитор XIX века, один из представителей московской композиторской школы Пётр Ильич Чайковский. С самых первых дней пребывания (с 1866 года) он стремился поближе познакомиться с жизнью города, посещая театры, Артистический кружок, маскарады и парки. Но чаще всего Пётр Ильич посещал концерты. Именно в Москве он вёл активную преподавательскую деятельность, сформировался как дирижёр, а главное – создал шедевры русской и мировой музыкальной культуры.

Творческое наследие композитора поражает своей многогранностью; он оставил после себя произведения практически во всех музыкальных жанрах: оперы и балеты, симфонии и программные симфонические произведения, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов, хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни, музыкально- критические статьи, учебник “Руководство к практическому изучению гармонии”. Монументальная фигура композитора, патриота и гражданина возвышается среди великих художников XIX века.

Музыка Чайковского глубоко национальна и, как отмечал Н.Д. Кашкин “не только потому, что у него в музыке очень часто слышатся отголоски русской песни в её характернейших проявлениях или что он брал иногда подлинные русские народные мелодии в основу своих композиций, но по своему внутреннему складу и миросозерцанию”. Сам же Пётр Ильич признался однажды: “Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приёмов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова.

Среди огромного количества сочинений Чайковского есть только одно, написанное в стилизованно-русском былинном характере – это кантата “Москва”, созданная в 1883 году. Стиль произведения был навеян нерифмованным текстом А. Н. Майкова в духе русского эпоса. Воспевание Москвы как символа русского государства были близки Петру Ильичу всегда.

Автор текста Аполлон Николаевич Майков родился в семье художника в 1811 году. Первые стихотворения поэта были опубликованы в “Одесском альманахе” в 40-е годы. Произведения отличаются ровным созерцательным настроением, законченностью формы и пластичностью. Кроме лиричных стихов Майков писал баллады, исторические поэмы, драмы. Он является автором одного из лучших переводов “Слово о полку Игореве”. Среди наиболее известных произведений – стихотворения: “Сомнение”, “Осенние листья по ветру кружат”, “Весна” и др.

Учащимся предлагается прослушать фрагменты II-VI частей кантаты П.И.Чайковского “ Москва”

Музыковед: Кантата “Москва” состоит из 6 частей. Хоровые полотна сменяют 3 сольных эпизода. Величественно-спокойное оркестровое вступление переходит в неторопливое повествование былинного характера. Постепенно усиливается динамика и фактура, “разрастаясь” вширь. Обрамляют кантату хоровые эпизоды: № 1 “С мала ключика” и № 6 “И крепись и будь, Русь великая”. Последний подобен яркой праздничной коде – эффектной и торжественной, где хоровые эпизоды чередуются с пением солистов. Своей лиричностью и близостью к русской народной песне отличаются №2 ариозо Воина “То не звёздочка” и №5 “Мне ли, господи”, полный героической патетики. Близок по характеру и № 4 монолог баритона и хор “Уж как из лесу”. Тема его, начинающаяся эпическим повествованием, постепенно достигает напряжённого драматизма. Контрастом к остальным частям выступает центральный хор №3 “ Час ударил”, привносящий живость, яркость и молодецкую удаль. По своей содержательности, составу исполнителей (симфонический оркестр, солисты, хор), особенностям построения и развития (6 частей, объединённых однородностью содержания) жанр кантаты, как никакой другой, способен выразить главную идею произведения:

За родимый край я на всё готов,
Я готов в огонь и во всяку скорбь,
Ибо дорог мне не земной почёт,
Не земной почёт, а отчизны честь…

Картинка №3 “Москва! Как много в этом слове”.

Летописец. Дорогие мои слушатели, я предлагаю вам продолжить исторический экскурс по Москве. Только сделаем это мы весьма необычным способом. Перед вами 2 листа. На одном из них – самые славные и самые героические страницы из истории Москвы и Московии. А на другом – даты и временные промежутки, соответствующие этим событиям. Чтобы восторжествовала правда о нашей любимой столице, нужно привести в соответствие даты и события, в которых “героиней” значится наша первопрестольная.

Учащиеся работают над заданием.

Содержание первой части задания:

  1. Иван Данилович Калита закрепил за Москвой великое княжение. Москва становится стольным городом.
  2. Великокняжеские полки во главе с Дмитрием Ивановичем одержали знаменитую победу над ордынцами на поле Куликовом.
  3. “И пришёл Тохтамыш ко граду Москве августа в 23 день и обманом убедил москвичей открыть ворота Кремля и подверг столицу страшному разорению”.
  4. Иван III Великий военной силой и с помощью дипломатии присоединил к Московии все самостоятельные русские земли и княжества. Родилось московское государство, именуемое позднее Россией.
  5. “Полчища крымского хана Девлет-Гирея подожгли Москву. Великий город пылал 6 часов и выгорел полностью. Опричное войско не смогло отвратить этой страшной беды”.
  6. Гибельный поцелуй Великой Смуты.
  7. Освобождение российской столицы от польско-шведских интервентов 2-м Земским ополчением под командованием Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
  8. “Бунташная” эпоха Москвы.
  9. “Стрельцы ворвались в Кремль, убили неугодных им придворных и фактически установили свою власть во всей Москве. В столице установилась Хованщина (по имени судьи Стрелецкого приказа И.А.Хованского)”.
  10. Статус самого крупного города – “опальная столица”.
  11. “Прекрасный, великолепный город Москва более не существует”, – писал Бонапарт императору Александру I. “Недаром, Москва, спалённая пожаром, французам отдана”.
  12. “Окаянные” дни Москвы (меткое высказывание И.А.Бунина).
  13. “В разгар наступления немецкой армии на Петроград, глава советского правительства В.И.Ленин подписал декрет о переезде правительства в Москву”.
  14. “Сердце России” в опасности. “Мощное контрнаступление войск Западного и Калининского фронтов отбросили фашистские войска на 150 – 200 км. от столицы”.
  15. “На Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Под барабанную дробь к подножию Мавзолея В.И.Ленина брошены 200 немецких знамён”.
  16. Москва – столица новой России.

Содержание второй части задания:

1. 4 ноября 1612 г.

2. 1571 г.

3. 1682 г.

4. 24 июня 1945 г.

5. 1598 – 1612 гг.

6. 40 – 60-е гг. XVII в.

7. 26 февраля 1918 г.

8. 1462 – 1505 гг.

9. 1325 г.

10. 1991 – 2009 гг.

11. 8 сентября 1380 г.

12. 1382 г.

13. 5 декабря 1941 г.

14. 1905 – 1917 гг.

15. 1812 г.

16. 1712 – 1918 гг.

Правильные ответы:

1 – 9; 2 – 11; 3 – 12; 4 – 8; 5 – 2; 6 – 5; 7 – 1; 8 – 6; 9 – 3; 10 – 16; 11- 15; 12 – 14; 13 – 7; 14 – 13; 15 – 4; 16 – 10.

Картинка №4 “Славься, Москва, город мира и славы”.

Музыковед: Мы с вами продолжаем знакомство с музыкальными страницами, посвящёнными Москве. Машина времени переносит нас в мир современности. Важной особенностью творчества советских и российских композиторов является стремление быть преемниками корифеев русского музыкального искусства. В 1947 году отмечается большой юбилей – 800-летие столицы нашей родины. Москве посвящают свои произведения многие советские композиторы: это кантата М. Коваля, оратория А. Мосолова, симфония Б. Шехтера. Одним из наиболее ярких произведений явилась кантата В. Я Шебалина “Москва”.

В1922 году юный Виссарион едет из Омска в столицу, чтобы поступить в Московскую консерваторию. Успешно пройдя вступительные испытания, он был зачислен на отделение композиции в класс Н. Я. Мясковского. Завязываются прочные дружеские связи с музыкантами-профессионалами и любителями: Д. Б.Кабалевским, Л.Н.Обориным и другими. Шебалин посещает музыкальные кружки в доме Обориных, П.А.Ламма, М.Г.Губбе и конечно же концерты. После окончания консерватории Виссариону Яковлевичу предлагают поступать в аспирантуру и одновременно преподавать в консерватории, которой он отдаст долгие годы служения. В тяжелые военные и послевоенные годы Шебалин занимает пост ректора Московской консерватории, где прилагает все усилия для сохранения великих традиций, восстановления и улучшения учебного процесса. Многогранная общественно-музыкальная деятельность Виссариона Яковлевича в первые годы после войны расширяется, благодаря зарубежным поездкам, предпринимаемым для налаживания культурных связей с Норвегией (1945), Италией (1947), Чехословакией (1947). Через несколько месяцев поездка Шебалина повторилась: он приехал на исполнение своей кантаты “Москва”, за которую был удостоен Государственной премии.

Кантата написана в 1946 году, к 800-летию города и явилась своеобразным откликом композитора на победу в Великой Отечественной войне. Это героико-патриотическое произведение, в котором мотивы прошлого сочетаются с современными событиями. По музыкальному стилю оно перекликается с традициями русской музыки и в то же время обнаруживает крепкие связи с русской народной песней. Прообразом, близким по смыслу и содержанию стала кантата Чайковского “Москва”. Сочинение рассчитано на большой состав исполнителей: 4 солиста, смешанный хор и оркестр, усиленный добавочным составом медных инструментов ,органом, гуслями, колоколами. Кантата состоит из 5 контрастных частей, спаянных в единое целое. Крайние части: “Москва” и “Слава” исполняет хор. “Битва”- центральная часть кантаты, где двум оркестровым эпизодам противопоставлены вокальные ансамбли и хоры. Они чередуются с сольными: II частью “Песня девушки” и IV частью “Поминовение”. Финал кантаты связан с предшествующими частями, он обобщает весь интонационный материал, трансформируя его и подчиняя общему сюжетному развитию. Это торжественный апофеоз, гимн Москве, написанный в эпическом духе и нелишённый помпезности. Развитие финала, построенного на смене оркестровых, ансамблевых и хоровых эпизодов, идёт на едином мощном крещендо.

В заключении картинки учащимся предлагается прослушать V часть “Слава” кантаты В.Я. Шебалина “ Москва”.

II. Заключительное слово Музыковеда.

Музыковед: Вот и завершилось увлекательнейшее путешествие по историческим и музыкальным страницам, связанным с нашей первопрестольной столицей. Мы с уважаемым Летописцем уверены в том, что многоплановый экскурс по Москве вам понравился, и из предложенных картинок, наши дорогие слушатели, у вас создался яркий, запоминающийся образ о главном городе нашей державы. Помните всегда о том, что всё великое, коим является Москва есть источник вдохновения для гениев, титанов мысли и художников с большой буквы. Наша первопрестольная была, есть и будет частицей каждого из нас, а иначе и не может быть, потому что, Москва – сердце России.

В заключении мы предлагаем вашему вниманию вопросы викторины, подготовленной преподавателями Учалинского училища искусств и культуры к 860 – летию со дня основания Москвы. Дерзайте, наши молодые следопыты, и ваши труды будут вознаграждены памятными призами и подарками.

Викторина “Москве – 860 лет”.

  1. Кого в истории принято считать основателем города Москва и почему?
  2. Что собой представляла Москва в начале своего существования?
  3. Перечислить общепринятые предпосылки возвышения Москвы.
  4. Кого считают основателем московской династии?
  5. В каком году Москва официально становится столицей? Кто из князей это осуществил?
  6. Сколько лет Москва была и продолжает быть столицей России?
  7. Назвать трёх самых выдающихся правителей Москвы.
  8. Назвать композиторов второй половины XIX века – начала XX века, которых относят к московской композиторской школе.
  9. Как называется первый в России публичный театр, сооружённый на Красной площади?
  10. Какие музыкальные организации и сообщества были созданы в 20 –е годы XX века в Москве?
  11. С какого года проводится музыкальный конкурс им. П. И. Чайковского? С какой периодичностью он проводится?
  12. Какие частные оперные сцены существовали в Москве в конце XIX – начале XX в.в. (кроме Большого театра)?
  13. Описать краткую историю создания Большого театра оперы и балета.
  14. В каких музыкальных произведениях русской классики отражена Москва или события, происходящие в ней?
  15. Когда была открыта Московская консерватория, кто был её основателем и первым директором?
  16. Назвать выдающихся композиторов – выпускников Московской консерватории.
  17. При ком Москва становится “третьим Римом” и почему?
  18. При каких исторических событиях Москва как “сердце России” подвергалась смертельной опасности?
  19. Как называются башни московского Кремля?
  20. Назвать архитектора, занимавшегося реконструкцией Красной площади после Отечественной войны 1812 года.
  21. Назвать художественные музеи Москвы.
  22. В каком соборе венчались на царство русские цари? Кто архитектор этого собора?
  23. Назвать московского художника, бывшего крепостного, стоявшего у истоков образования Московского училища живописи, ваяния и зодчества.