История и обществознание
-
Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии" 2009
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
-
Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам) 2009
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
-
Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?" 2008
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства.
-
Интегрированный урок (литература + история + иностранный язык) "Родина… Отечество… Отчизна…" (10-й класс) 2010
Урок дает возможность подойти к изучению темы более профессионально, формирует у учащихся образное восприятие и целостную картину мира.
-
Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…" 2015
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы.
-
Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература" 2014
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта.
-
Интегрированный урок (литература + история + ритмика) по теме "Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе и историко-бытовых танцах XIX в." 5-й класс 2014
Урок в форме литературно-музыкальной композиции посвящен 200-летию Бородинской битвы. На уроке учащиеся выясняют, какие исторические события положены в основу литературного произведения; знакомятся с историко-бытовыми танцами XIX века: "маршем", "полонезом" и "вальсом". Урок помогает воспитать патриотические чувства к родине через историко-культурное наследие страны.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Бородинское сражение - поражение или победа?" 2013
Урок позволит учащимся ответить на дискуссионный вопрос отечественной истории об итогах Бородинского сражения на основе использования исторических и литературных текстов. Урок построен с применением технологии критического мышления.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" 2009
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Мир русской усадьбы в литературе и истории". 6-й класс 2017
Интегрированный урок литературы и истории на тему «Мир русской усадьбы в литературе и истории» предназначен для учащихся 6-го класса и проводится с использованием пространства школьного музея «Мир русской усадьбы». Цель урока: показать роль изображения дворянской усадьбы, ее быта и традиций в создании художественных образов в литературном произведении на примере рассказа И.С.Тургенева “Муму”.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Эксперимент, из-за которого Россия потеряла XX век" 2012
На уроке идет разговор о правде: о тех исторических процессах в нашей истории, которые Александр Солженицын назвал экспериментом, «из-за которого Россия и потеряла XX век». Материал урока может быть использован как на уроках истории, так и на уроках литературы в 11-м классе при изучении темы «Коллективизация». На уроке используются исторические документы, воспоминания современников, текст литературного произведения Михаила Шолохова.
-
Интегрированный урок (литература + история) «Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"» 2010
О XVIII веке говорят: "Столетие безумно и мудро и до конца не разгадано". С одной стороны, в России господствует крепостное право, с другой - происходит культурный переворот.
-
Интегрированный урок (литература + история) в 9-м классе по теме "Серебряный век русской культуры и науки" 2010
Форма проведения урока позволяет познакомить учащихся с историческими событиями начала ХХ века, учит искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы философские, политические; учит учащихся извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений историками и литераторами.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин" 2013
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Время надежд" (Россия в первой четверти XIX века) 2010
Интегрированный урок, посвящённый творчеству поэтов-декабристов, позволяет полнее осмыслить особенности возникновения и развития романтизма в России как литературного направления, а также выявить влияние декабристских идей на все сферы духовной жизни страны и декабристской поэзии – на формирование духа целого поколения.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм" 2008
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени" 2015
При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»" 2008
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории" 2014
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе характеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Участники исторического процесса. Роль личности в истории" 2008
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную характеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества" 2011
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты". 2010
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны" 2007
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?
-
Интегрированный урок (литература + МХК + история) "Поэтический бум. 60-е годы ХХ века". 11-й класс 2011
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий характер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии.
-
Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"» 2011
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы.
-
Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Добро. Что это такое?" 2015
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла.
-
Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Мне чин один лишь лестен был… чин человека…" (по басням И.А. Крылова). 6-й класс 2013
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников.
-
Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Счастлив мира обитатель только личностью своей" 2014
Урок-диалог, во время которого создается определенная коммуникативная среда, заключающая в себе становление личности. Система вопросов и заданий активизирует и развивает логическое мышление кадет. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит кадет к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Цель: знакомство учащихся с важнейшими морально-этическими регуляторами поведения человека.
-
Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"» 2009
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем.
-
Интегрированный урок (литература и история) по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ– ХХ вв." 2005
История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить, на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.