Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 7


Цели:

Образовательная:

  • формировать исторические знания о важном событии Петровской эпохи Северной войне (причины, ход, итоги), имевшем последствия для России;
  • показать, что Полтавский бой явился переломным моментом в ходе Северной войны; показать нарастание мощи Российской армии;
  • познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина “Полтава”;
  • определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту пушкинских описаний;

Развивающая:

  • формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивать навыки работы с художественным текстом.

Воспитательная:

  • воспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к истории России XVII-XVIII вв., гордости за героические свершения предков, любви к художественному слову.

Оборудование: тексты поэмы А.С. Пушкина “Полтава”, учебники истории России для 7 класса, электронная презентация, звуковое приложение.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя истории.

Ребята! Сегодня мы проводим необычное занятие - интегрированный урок истории и литературы. Наша задача - охарактеризовать события, которые происходили в начале XVIII века в России, и главных участников данных событий и с исторической, и с литературной точки зрения. По истории мы проходим Северную войну, по литературе вы изучаете поэму А.С. Пушкина "Полтава".

Чтение наизусть из поэмы А. С. Пушкина “Полтава” (Была та смутная пора…)

II. Объяснение нового материала учителем истории

Подготовка к войне была начата Петром 1 после возвращения из Великого посольства. Северный союз России, Дании, Саксонии и Речи Посполитой сложился к 1699 г. В том же году Россия заключила мир с Османской империей, что позволило избежать войны на 2 фронта. Северная война 1700 - 1721 гг. началась на следующий день после этого события.

Причины:

  • получить выход в Балтийское море.
  • Земли Прибалтики.

17 августа войска Петра 1 двинулись к Нарве. Но 35-тысячное войско потерпело поражение от Карла, располагавшего всего 8,5 тысяч воинов 30 сентября. Семеновский и Преображенский полки в тот день смогли прикрыть отступление всей армии. Карл 12 пришел к выводу, что более русские не опасны и ушел вместе со всей армией в Ливонию.

Петр 1 смог извлечь из поражения урок. Российская армия была реорганизована по образцу европейских. Это дало результат. Уже в 1702 году удалось взять крепости Нотебург и Ниеншанц. Нарва и Дерпт (Тарту) были взяты в 1704-м. Так Россия получила выход в Балтийское море.

Предложение Петра Великого о мире, направленное Карлу 12 отклика не нашло. Великая Северная война продолжилась. Карл 12, собрав силы, двинулся в 1706 г. в поход на Россию 28 сентября 1708 г. корпус Левенгаупта разбит армией, командовал которой Меньшиков.

27 июня 1709 г. Карла 12 ждало сокрушительное поражение в Полтавской битве. Это сражение привело к полной победе русского оружия. Сам Карл 12 и Мазепа вынуждены были скрыться в землях, принадлежавших османской империи.

К 1713 г. все территории в Европе Швеция утратила. Балтийский флот Петра 1 в следующем 1714 г. смог одержать первую победу – в Ганутском сражении. Но, война, требовавшая постоянного напряжения сил страны, затягивалась. Да и среди государств Северного союза единства не было.

Договор о мире подписан 30 августа 1721 года в Ништадте.

Северная война при Петре 1 принесла России Эстляндию, Ингрию, Лифляндию, Карелию. А Финляндия была возвращена Швеции.

Такова Северная война кратко. В честь победы Сенат преподнес Петру великому новый титул. С этого момента Россия стала именоваться империей, а Петр 1 – императором. Был упрочнен ее статус как одной из сильнейших мировых держав.

Написано на доске:

основные события:

  • 1700 - сражение под Нарвой (поражение)
  • 1702 - взятие Орешка
  • 1703 - начало строительства С.П.
  • 1704 - победа русских под Нарвой
  • 1708 - победа у деревни Лесная(мать Полтавской победы)
  • 1709 - Полтавская битва
  • 1711 - Прутский поход (окружение армии Петра турками)
  • 1714 - сражение у мыса гангут победа
  • 1720 - сражение у острова гренгам победа
  • 1721 - ништадтский мирный договор

Итоги:

  • Россия получила выход в балтийское море, земли Прибалтики, статус империи, международный авторитет, регулярную армию и флот.
  • реформы армии создание регулярной армии и флота

III. Работа с текстом учебника (стр.109-110). Чтение пункта Полтавская битва из п. 14 и ответы на вопросы:

1. Какое сражение Петр 1 назвал “матерью Полтавской баталии”?

2. Кто осуществлял общее руководство русскими войсками?

3. Сколько человек принимало участие в Полтавской битве (русских и шведов)?

4. Когда произошла Полтавская битва?

5. Кто первым начал сражение?

6. На каком моменте сражения враг не выдержал и обратился в бегство?

7. Какие потери понесли русские и шведы?

IV. Анализ отрывка из поэмы А.С.Пушкина “Полтава”

1. Вступительное слово учителя литературы (показ презентации):

А.С. Пушкин всегда интересовался историей. Он писал: “История народа принадлежит поэту”. Современность для Пушкина всегда связана с прошлым. Чтобы понять своё время, надо обратиться к истории.

Поэт уже с юных лет ощущал свою причастность к большой истории страны. В 1812 году он, как и другие лицеисты, провожал войска, идущие на брань с Наполеоновской армией через Царское село.

История рода Пушкиных уходила в глубь столетий. Мать его была внучкой арапа Ибрагима Ганнибала, ставшего сподвижником

Петра I  (фрагменты фильма)

Кроме того, личность Петра привлекала Пушкина своей неоднозначностью. Ведь он был и “мореплавателем, и плотником”, и вместе с тем, жестоко расправился со стрельцами, отправил на казнь собственного сына.

Петру посвящены такие произведения поэта, как “Арап Петра Великого”, “Стансы”, “Медный всадник”. Пушкин погиб, не закончив свой исторический труд “История Петра I”

“Полтава” вышла в свет в 1828 году, одновременно с последним, 12 томом “Истории государства Российского” Карамзина. Его “История” остановилась на пороге Смутного времени (17 века). Пушкин начинал с эпохи Петра, в которой находил все начала современной жизни.

Поэма А.Пушкина “Полтава” изначально должна была называться “Мазепа”. Историей гетмана, который пошел против царя Петра, поэт интересовался еще во времена своей кишиневской и одесской ссылки. Биографическая хроника Пушкина зафиксировала, что в январе 1824 г. он специально приезжал в Бендеры, чтобы побывать на месте, где располагался лагерь Карла XII и Мазепы.

Пушкин с горечью отмечал: “Полтава” не имела успеха”. Но он был не совсем прав. Исторически поэма открывала новую страницу в его творчестве. И это не осталось незамеченным.

2. Работа над жанром произведения.

  • Найдите определение поэмы в словаре. Зачитайте.

Поэма – это крупное стихотворное произведение повествовательного характера, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры

  • В чём сходство и отличие стихотворения и поэмы как жанров?
Сходства Отличия
Стихотворная форма, выражение чувств Большой объём, часто изображает масштабные события

3. Чтение отрывка из поэмы “Полтава” (Исполняет А.Шварц) Беседа по тексту.

  • Чем отличается пушкинское описание боя от того, которое вы прочитали в учебнике по истории? ( В учебнике истории-стиль научный, а поэма написана в художественном стиле)
  • Как вы это определили? Признаки научного стиля и художественного стилей)
  • Зачем в этом фрагменте Пушкин использует восклицательные предложения?
  • Зачем поэт использует местоимение “мы”?

4. Выразительное чтение отрывка о Петре I (читает ученик). Беседа по тексту

  • Какое впечатление производит на читателя образ Петра?
  • Описывает ли поэт подробно образ Петра?
  • Какие художественные средства помогают Пушкину передать величие и мощь Петра, вызвать восхищение и гордость за него?
  • Как вы понимаете слово “лик”?
  • Почему Пушкин употребил это слово вместо современного “лицо”?
  • Найдите в этом отрывке другие старинные слова
  • Какую особенность предложений в этом отрывке вы можете отметить?
  • С какими словами обращается Пётр к войскам?
  • О каком деле он говорит?
  • Как изображение Петра в этой части дополняет уже нарисованный Пушкиным портрет?
  • Какие слова выбирает поэт, чтобы показать состояние царя, подчеркнуть его энергию, жажду действия?
  • Как называет Пушкин сподвижников Петра? Почему он одновременно употребляет слова “товарищи”, “сыны”?

5. Выразительное чтение отрывка о Карле XII. Беседа по тексту.

  • Как появляется Карл на поле боя?
  • С помощью каких эпитетов рисует Пушкин шведского короля?
  • О каких чертах характера говорит этот портрет?
  • Почему Карл взволнован, смущён?
  • Сравните, как два полководца обращаются к войскам, призывая солдат к бою.
  • Какие предложения преобладают в описании шведского короля? Чем вы объясните эту особенность?
  • Перечертите таблицу себе в тетрадь, заполните её дома словами из поэмы
  Пётр I Карл XII
Внешний облик    
Его появление    
Его настроение    
Как обращается к войскам    

6. Заключительное слово учителя.

Поэма А.С. Пушкина “Полтава” является не только красочной картиной полтавского боя, которая изображала храбрость русского воина. В этом произведении писатель ставит важные жизненные проблемы и на примере своих героев показывает различные варианты развития судеб.

Прошло сто лет  и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Их поколенье миновалось
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед,
В гражданстве северной державы,
В се воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
огромный памятник себе.

V. Заключительное слово учителя истории.

Перед тем как вести в бой главные силы, царь обратился к воинам с речью.

- Что сказал Петр I защитникам отечества?

Обратимся к документу: "и не помышляли бы быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский. А о Петре ведали бы, что ему житие своё недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние".

Все мы дети одной матери- России, знать и помнить друг друга - наш долг. Пусть нас среди пространств и времен объединяют история и литература, знания и духовность, патриотизм и вера.

VI. Рефлексия

Как вы себя чувствовали на уроке?

– Что вас удивило на уроке?

– Что на ваш взгляд, показалось легким и непосильно сложным?

VII. Домашнее задание.

  • История. Прочитать п. 14.
  • Литература. Выучить наизусть отрывок из поэмы “Полтава”, заполнить таблицу.