Интегрированный урок (история + литература) по теме «Пушкин – историк и создатель повести "Капитанская дочка"»

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

  • характеристика исторической обстановки в России в 60-70-е годы XVIII века;
  • сообщение о работе Пушкина-историка (“Историей Пугачевского бунта”);
  • знакомство с Пушкинским Пугачевым.

Задачи:

  • расширить представление учеников о личности А. С. Пушкина как историка;
  • дать анализ восстания как народного, в основе которого лежали непримиримые противоречия между угнетенным народом и господствующим классом;
  • развивать навыки анализа текста, монологической речи.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам, элементы анализа текста, комментарии учителя.

Оборудование урока: мультимедийная аппаратура.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Сообщение учителя истории о причинах народного восстания во главе с Емельяном Пугачевым.

Задание 1. Прочитайте справку о правлении Екатерины II и выводы, сделанные А.С. Пушкиным.

"Золотой" XVIII в. правления Екатерины II – это время блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, время государственных переворотов. Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии, и чем большие изменения происходили, тем острее вставал вопрос о крепостном праве.

Взошедшая на престол в 1762 г., Екатерина II продолжила продворянскую политику. Она начала щедро одаривать из государственной казны своих подданных – тех, кто помог ей стать императрицей, а когда деньги кончились, в ход пошли крестьянские души. Указ Екатерины II – "Жалованная грамота дворянству" – предоставил дворянам полную свободу от военной и гражданской службы, тем самым открыв им широкую перспективу для занятия хозяйственной деятельностью. Дальнейшие указы власти: о запрете крестьянам жаловаться на помещика, о праве ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторжные работы - окончательно низвели крестьян на положение рабов. Крепостных продавали, обменивали на скот, проигрывали в карты. Истязания, которым их подвергали, были безмерны по жестокости. Произвол помещиков достиг крайних пределов, а крестьянство, доведенное до отчаяния, оказывало сопротивление, которое в большинстве случаев носило стихийный характер...

Вторая половина XVIII в. – это время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из самых ярких страниц истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева. “Мятеж, начатый горсткой непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы”. (А.С. Пушкин)

1. Как решался крестьянский вопрос во 2-й половине XVIII века?

2. Каковы причины крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева?

III. Слово учителя литературы об истории создания повести.

Какие события легли в основу “Капитанской дочки”? Какова история замысла романа?

А.С. Пушкин работал над “Капитанской дочкой” с 1833 по 1836 год. В основе произведения - крупное событие из истории России второй половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.

Вспомним историю создания романа: Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения — один из ключевых моментов русской истории — еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе “Полного собрания законов Российской империи” он обнаружил множество материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей. Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках живых свидетелей. Результатом явился труд “История Пугачевского бунта”.

IV. Электронная презентация учащихся: “Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773-1775 гг.)” (Приложение 1)

V. Беседа с учащимися по повести “Капитанская дочка”.

1. При каких обстоятельствах Пугачев впервые появляется на страницах повести?

2. Как характеризуют Пугачева Гринев, Савельич, капитан Миронов, народ?

3. Почему Белогорская крепость была взята восставшими внезапно и быстро?

4. В чем проявлялась жестокость расправы над защитниками крепости?

5. Как характеризует Пугачева помилование поручика Гринева?

6. Каково поведение Пугачева на военном совете? В чем проявляются его простота и ум?

7. Чем удивила Гринева песня, которую поют казаки?

8. Как народ относится к Пугачеву? Почему на сторону восставших переходят не только крепостные крестьяне, но и солдаты — все слои угнетаемого народа?

9. Почему восстание было обречено на поражение, а Пугачев даже среди приближенных к нему людей чувствовал себя одиноким и незащищенным?

10. В чем трагизм образа Емельяна Пугачева?

Задание 1. “Пугачев в пушкинской повести не тождествен своему историческому прототипу. Образ Пугачева – сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя важный вид и улыбаться, добродушно подмигивать”. (Г.П. Макогоненко)

1. В чем сложность образа Пугачева в повести А.С. Пушкина?

2. Согласны ли вы с тем, что этот образ является символом свободолюбия русского народа? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2. “"Ну, барин, беда: буран!.. невесть и так, куда заехали: дороги нет и мгла кругом" - такова завязка повести.

Метель — грозное проявление стихии природы — станет выражать и глубокий смысл могучей стихии народного мятежа, крестьянской войны за вольность. Пугачев, вышедший из метельной тьмы, не поверженный стихией (он не потерял дорогу), так же свободно будет жить и действовать в стихии восстания. Гринев назовет его вожатым не случайно. В этом есть глубокий тайный смысл: Пугачев — тот, кто знает дорогу в "буране" истории, может быть Вожатым с большой буквы”. (Г. П. Макогоненко)

1. Что такое символ? Объясните символический смысл цитаты “Ну, барин, беда: буран!”.

2. Какие значения имеет слово “вожатый”"? Каков глубокий, тайный смысл этого слова?

3. Перечитайте калмыцкую сказку, рассказанную Пугачевым. Как вы понимаете ее смысл? Понял ли Гринев глубокий подтекст этой сказки? Обоснуйте свое мнение.

4. Вспомните текст любимой песни Пугачева “Не шуми, мати зеленая дубровушка”. Как она выражает мысли и настроения героя?

VI. Итоги урока.

Учитель истории.

С точки зрения истории восстание Пугачева – закономерный процесс сопротивления усилению государственного гнета и крепостного права, а жестокость и зверства вполне вписываются в особенности межсословного противостояния и не связаны исключительно с личностью предводителя.

Оценка Пугачева Пушкиным-историком резко негативная. Он не только против бунта – “бессмысленного и беспощадного”, но и не лестного мнения о самой личности Пугачева (называет его звероподобным). По цензурным причинам Пушкин не мог высказать открыто свое мнение, поэтому его герой в “Истории пугачевского бунта” так кровожаден.

Учитель литературы.

Желая сделать его образ более человечным, раскрыть причины того, что за ним пошло столько людей, и не только из народа, Пушкин пишет “Капитанскую дочку”.

Восприятие Пугачева Петрушей Гриневым более человечное, он не оправдывает жестокость, но по-человечески сочувствует ему.

Тем самым Пушкин пытается сблизить противоположные точки зрения.

Вывод: жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими идеями.

VII. Домашнее задание.

Подготовьте развернутый ответ на вопрос: “Каким я представляю себе Пугачева после прочтения “Капитанской дочки””.

Список литературы

  1. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. [Текст] / И.В. Золотарева, Т.А. Крысова. – М.: ВАКО, 2004. – С. 45-51, 73-78.
  2. Перова И.Н. Конспект интегрированного урока “Емельян Пугачев глазами историков и литераторов”[Электронныйресурс]:
    http://metodist2010.ucoz.ru/publ/literatura/konspekty_urokov/
    integrirovannyj_urok_quot_emeljan_pugachjov_quot/15-1-0-6
  3. Черных, О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. [Текст] / О.Г. Черных. – М.: ВАКО, 2010. – С. 31-35.