Цели урока: продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества; формирование бережного отношения к культуре и музыкальному искусству своего народа.
Задачи:
- образовательные: познакомить студентов с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века;
- развивающие: повышать уровень познавательных способностей студентов; деятельное освоение материала; формировать музыкально-слуховые представления; формировать музыкальное мышление, повышать уровень самооценки студентов;
- воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
Развитие умений студентов: работа с опорным конспектом; музыкально-слуховой анализ; речевое развитие; расширение словаря и музыкального багажа; работа над пониманием ценностей художественного творчества; новое осмысление традиционных понятий.
Возможная личностно-значимая проблема: проследить отражение духовной атмосферы эпохи в творчестве наиболее талантливых ее представителей.
Предварительная работа: разучивание со студентами хоровых произведений: хор “Славься!” из оперы М.И. Глинки “Жизнь за царя”; р.н.п. “Ты не стой, колодец” в обр. М. Балакирева; самостоятельная работа музыковедов и историков.
Оборудование: портреты композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова; картины художников XIX века: В. Перова, И. Левитана, В. Сурикова, плакаты с цитатами, видеомагнитофон, CD, проигрыватель.
Музыкальный репертуар:
- М.И. Глинка Фрагмент из оперы “Жизнь за царя”
- Трио Антониды, Сусанина, Собинина.
- Хор
- Мазурка
- Хор “Славься”
- М.П. Мусоргский
- Опера “Борис Годунов”. Хор “На кого ты нас покидаешь?”
- Вступление “Рассвет на Москве-реке” из оперы “Хованщина”
- Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая картина “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”
- А.П. Бородин Опера “Князь Игорь”. Ария князя Игоря.
- П.И. Чайковский “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”.
Основные понятия урока: “золотой век русской культуры”, “Товарищество передвижников”, “Могучая кучка”.
Тип урока: интегрированный: история + музыка.
План урока
I. Вступительное слово учителя истории и музыки.
II. Работа с опорным конспектом по теме.
III. Музыкальная культура XIX века.
Выступления историков и музыковедов.
IV. Рефлексия.
I. Вступительное слово учителя истории и музыки.
Учитель истории:
Тема нашего урока – “Золотой век” русской культуры. Именно в XIX веке русская культура заняла выдающееся положение в мировой культуре, поднявшись на невиданную высоту. Сегодня на уроке мы назовем самые выдающиеся достижения русской культуры и покажем связь между историческими событиями и произведениями культуры. Ведь еще древнегреческий философ Аристотель утверждал: “Художественное изображение истории более научно и более верно, чем точное историческое описание. Поэтическое искусство проникает в самую суть дела, в то время как точный отчет дает только перечень подробностей”.
Особым свойством обладает музыка. На уровне эмоций и чувств, происходит постижение истории. А особенно во второй половине XIX века окончательно утвердились и закрепились национальные формы и традиции в русском искусстве, особенно в музыке. Русская культура получила всемирное признание, и мы гордимся ею.
Учитель музыки:
И историк и художник стремятся описывать не только индивидуальное, но и типично-индивидуальное; оба должны обладать талантом перевоплощения, чтобы суметь ощутить другую эпоху и реконструировать мир человека, надо обладать эмпатическими способностями; чтобы быть достоверными в описании поступков и обнаружении их мотивов, оба должны быть знатоками человеческой психологии;и художнику и историку часто бывает нужно, чтобы описываемое (эпоха, событие, люди) резонировала в их сердцах, вызывая определенные эмоции.
В нашем уроке принимают участие историки (слева) и музыковеды (справа).
II. Работа с опорным конспектом по теме.
“Золотой век” русской культуры – XIX век.
Математика: Н. Лобачевский, П. Чебышев, С. Ковалевская. |
М. Глинка - “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила” |
Химия: Н. Зинин, А. Бутлеров, Д. Менделеев. |
А. Даргомыжский “Русалка” |
Физика: В. Петров, Б. Якоби, П. Яблочков, А. Попов. |
А. Алябьев, А. Варламов |
География: И. Крузенштерн и Ю. Лисянский (1-ое кругосветное путешествие) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (Антарктида) П. Семенов-Тян-Шаньский, Н. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай |
“Могучая кучка” - “музыкальная
революция” М. Балакирев – “Сборник русских народных песен” |
История: Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский |
М. Мусоргский – “Борис Годунов”, “Хованщина” |
Литература: А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, АГрибоедов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ф.Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, Н. Некрасов. |
Н.Римский-Корсаков - “Псковитянка”, “Снегурочка”, “Сказка о царе Салтане” |
Архитектура: А. Воронихин, А. Захаров, Монферран, К.Росси, И. Мартос, К. Тон, М. Микешин, О. Бове. |
А. Бородин - “Князь Игорь” (профессор химии) |
Живопись: К.Брюллов, А.Иванов, О.Кипренский, А. Венецианов, П.Федотов. |
П.Чайковский – “Евгений Онегин”, “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица” |
“Товарищество передвижников” И. Крамской, В.Перов, И.Репин, В.Суриков, И.Левитан, В.Верещагин, И.Айвазовский, А.Саврасов, В. Серов. |
Братья Рубинштейн |
III. Музыкальная культура XIX века.
Историк: Родоначальником русской классической музыки считается М.И. Глинка. “Как из желудя – дуб, так из Глинки – вся русская музыка!”. Долг человека Глинка видел в служении Родине и обществу, горячо любил народ. Народ – главный герой произведений М.И. Глинки, активное действующее лицо. Ведущий образ – представитель народа, носитель его лучших качеств. Центральное место в творчестве Глинки занимают оперы “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”. Именно от них в дальнейшем развились две ветви оперной классики: народная историческая музыкальная драма и сказочно-эпическая опера.
Музыковед: Мелодии Глинки близки народным по интонациям, жанровым признакам, ритму. Основные черты русской народной музыки – сдержанность чувств, мелодическая распевность, ритмическая свобода и вариационное развитие стали основой его музыкального языка.
27 ноября 1836 года – 170 лет назад! – в океан мировой музыки влилась опера “Жизнь за царя”. Задача, которую композитор поставил перед собой была сложна: убедить всех в том, что на основе русского музыкального языка можно создавать оперы, симфонии, балеты. Прекрасные люди – герои оперы должны рассказать о силе и красоте русского характера языком своих мелодий. И публика словно прозревает: подумать только, какая глубина в русской народной песне, какие сильные чувства способна выразить ее мелодия.
Вот что замечательно – в этой знаменитой опере нет подлинных народных песен. Однако Глинка настолько проникся духом, интонациями народной музыкальной речи, что об этом произведении можно сказать: это народная опера.
Интересно, что противников Ивана Сусанина, поляков, композитор характеризует в опере мелодиями, которые тоже ведут свое начало от фольклора, но уже польского. Образы польских воинов переданы через народные танцы: полонез, краковяк, мазурку.
Так перекликаются в опере русский и польский музыкальный фольклор, так взаимодействуют песня и танец.
Учитель музыки: Задание: прослушайте музыкальные загадки:
Трио Антонинды Сусанина и Собинина
Свадебный хор “Разгулялися, разливалися”
Мазурка
- Внимательно прослушайте музыку.
- Сравните особенности музыкального языка фрагментов оперы.
- Определите очередность звучания.
Ответы историков и музыковедов.
Прослушивание музыки “Славься”: в Москве, на Красной площади народ празднует победу над врагом, все узнают о трагической гибели Ивана Сусанина. Хор-гимн славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу Руси. Музыка величава и торжественна. Сам Глинка назвал ее гимном - маршем. “Жизнь за царя” - первая русская опера широкого симфонического развития, без разговорного диалога, но с двумя народными хорами, которые начинают и завершают оперу и выражают идею патриотизма и героизма русского народа.
Историк: В музыкальном творчестве 60-х годов XIX века ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о “Новой русской школе”, или, как ее назвал однажды Стасов, “Могучей кучке”. Он писал: “Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов”. В “Могучую кучку” вошли: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Главой “Могучей кучки” и основателем Бесплатной музыкальной школы был М.А. Балакирев. Яркое и самобытное дарование композитора позволило ему стать пролагателем новых путей в музыке.
Музыковед: Балакирев чутко уловил потребность русского общества во всемерном развитии своей национальной, глубоко народной по духу музыке. Он верно почувствовал назревшую необходимость приобщения широких демократических слоев городского населения к высшим музыкальным достижениям современности. Балакирев был первым из русских музыкантов, предпринявшим специальную фольклорную поездку для записи песен на Волгу и Кавказ. Сейчас прозвучит одна из русских народных песен, в которой слышны все особенности русского национального стиля: переменный размер; распевы слогов; начало соло, подхват – хором; акаппельность исполнения. Звучит песня “Ты не стой, колодец!”. (Хор)
Историк: Крупнейшим композитором XIX века является Модест Мусоргский. Он написал оперы “Борис Годунов” и “Хованщина”.Дается исторический портрет Б. Годунова.
Музыковед: Модест Петрович Мусоргский написал оперу “Борис Годунов”. В ее основе лежит мысль о непримиримом противоречии между народом и самодержавием. В опере Мусоргский показал, что избрание Бориса на царство помимо воли народа ведет к постепенному нарастанию гнева, завершающегося восстанием. Мы послушаем хор народа “На кого ты нас покидаешь” из первой картины. Перед нами вырисовывается двор Новодевичьего монастыря, куда согнали народ по приказу бояр просить Бориса Годунова принять “престол и шапку Мономаха”. Важную роль играет тема постукивающей дубинки пристава (наигрыш на фортепиано): “Живо! На колени!”- кричит пристав.
В музыкальном языке мы слышим новаторство композитора. Он использует хоровой речитатив – это пение, но очень похожее на декламацию. Группы народа перекликаются друг с другом: “Митюх, а Митюх, чего орешь? Вона, почем я знаю? Царя на Руси хотим поставить?” - не без юмора рисует споры женщин и разыгравшуюся было потасовку. Подобные бытовые зарисовки придают образу толпы особую жизненность, правдивость и вносят в действие комедийный эффект.
Слушание. Хор “На кого ты нас покидаешь?”.
Учитель истории: Сам собой напрашивается философский вопрос: Кто творец истории? Народ или личность?
Историк: Вторым масштабным произведением Мусоргского была опера “Хованщина”. Хованщиной называют событие 15-17 мая 1682 года – бунт стрельцов под руководством отца и сына Хованских. Иван Андреевич Хованский начал службу еще в царствование Михаила Федоровича. Был воеводой в Новгороде. В 1680 году он вернулся в Москву и занял весьма влиятельное положение. В это время происходила борьба за власть между Нарышкиными и Милославскими. Князь Хованский стал на сторону Милославских и царевны Софьи. Был назначен начальником стрельцов и от их имени предъявил требование о провозглашении царями обоих братьев Иоанна и Петра, что и произошло 23 мая 1682 года. В тоже время Хованский сблизился с раскольниками и стал играть роль посредника между ними и правительством.
Музыковед: Музыкальная драма композитора рассказывает об этом переломном событии русской истории. М. Мусоргский написал вступление к опере под названием “Рассвет на Москве-реке”. И оно является самым светлым эпизодом драмы. Оно стало символом, воплощением надежды композитора на светлое будущее родной страны. В развитии этой темы, похожей на русскую народную песню, мы услышим и подголосочную полифонию и вариационные приемы. Музыка удивительно образно рисует картину пробуждающегося города – пение петухов, звон колоколов. Звучит вступление к опере “Рассвет на Москве-реке”. Это произведение рекомендуется для слушания детьми подготовительной группы по программе М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.
Историк: Н.А. Римский-Корсаков с его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды, о победе добра над злом, насилием и несправедливостью.
Через сказку детям знакомы образы царя Салтана, царевны-Лебедь, Гвидона, 33 богатырей, белочки, которая поет песни. Можно и нужно знакомить детей с песенной мелодичной музыкой Римского-Корсакова.
Музыковед: “Полет шмеля”. “Три чуда” - симфоническая картина представляет собой блестящую музыкальную иллюстрацию чудесного города Леденца. Это рондообразная композиция. Функцию рефрена выполняет сигнал трубы, многократно появляющейся между разделами сюиты и даже внутри их. Он служит своеобразным “зазывом” полюбоваться очередным чудом – прием, заимствованный Римским-Корсаковым у народного театра. Высокий регистр, подвижный темп, блестящая звучность труб создают по сказочному воздушный и красочный музыкальный образ волшебного города. Образ белочки выражен мелодией русской народной песни “Во саду ли, в огороде” (в сказке Пушкина белочка насвистывает эту мелодию). Морские богатыри обрисованы энергичной маршеобразной музыкой. Напевная мелодия Царевны - Лебедь как бы рассказывает в звуках о чудесном превращении Лебедь-птицы в Царевну-лебедь.
Слушание. “Три чуда” из “Сказки о царе Салтане”.
Учитель музыки:
Какую идею сказки раскрывают А. Пушкин словом, а Римский-Корсаков музыкой?
Учитель истории: Исторические события из периода Древней Руси легли в основу оперы Александра Бородина “Князь Игорь”. Он обратился к выдающемуся произведению древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, рассказывающему о сложном периоде раздробленности русских земель, и создал музыкальный шедевр.
Смотрим видеофрагмент и слушаем арию князя Игоря в плену. Музыка, открывающая арию сосредоточена, сурова. Мрачной удрученности полны первые аккорды оркестра. Горечь, щемящая боль в каждом звуке, в каждом слове.
Учитель музыки: Пожалуй, самым известным композитором XIX века был и остается П.И. Чайковский. Его имя дорого любителям музыки всего мира. В его музыке – вся жизнь человека: с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. О чем бы ни говорил Чайковский, он всегда правдив и искренен. Композитор писал почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое слово гениального художника. Любимым жанром была опера. Им написано 6 симфоний, 10 опер, в том числе “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”, 3 балета, инструментальная музыка, фортепианная музыка, циклы “Времена года”, “Детский альбом”, 100 романсов. Вашему вниманию предлагается “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”. Падают крупные хлопья снега. Подымается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, и свет луны искрится на снегу.
Музыковед: Вальс Снежных хлопьев из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Это произведение, наряду со вступлением “Рассвет на Москве-реке” рекомендовано Программой воспитания и обучения в детском саду.
Щелкунчик силой любви Маши уже из уродливой куклы превратился в прекрасного принца. Маша и Щелкунчик отправляются в путешествие и попадают в зимний заснеженный лес. “Вальс снежных хлопьев” своей светлой лирикой, напевностью, звучанием детского хора производит впечатление очищения от всякой скверны.
Учитель музыки: Подумайте и ответьте после просмотра и прослушивания музыки:
Какие вопросы можно задат детям, впервые открывшим для себя музыку П.И. Чайковского;
Детям, какой возрастной группы, можно давать слушать это произведение?
(II мл. группа; 3-4 года)
Учитель истории: Таким образом, мы познакомились с шедеврами культуры, услышали русскую национальную музыку во всей ее красе и завершим наш урок исполнением хора “Славься!” из оперы Михаила Глинки “Иван Сусанин”.
IV. Рефлексия. Студенты отвечают на вопросы:
Стала ли Вам ближе история, которую мы постигали через искусство и музыку?
Получилось ли соединить историю и музыку?
Стала ли ближе Родина? и др.
Литература
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999г.
- Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян. – М., 2002г.
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII-XIX век. – М., 1999г.
- Павленко Н.И. Петр Первый и его время. – М., 1989г.
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Под ред. Поповой. – М., 2001г.
- Русская музыкальная литература. Выпуск II. Ленинград, 1972г.
- Рзянкина Т.А. “Князь Игорь” - опера А. Бородина, - М., 1975г.
- Житомирский Д. Балеты Чайковского. – М., 1957г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2004г.
- Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. - М., 1998г.
- Смирнова Э., Самонов А., Хрестоматия по русской музыкальной литературе. – М., 1968г.