История и обществознание
-
Урок-семинар по истории России XX в. (9-й класс.) 2009
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения.
-
Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)" 2007
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
-
Урок-семинар по истории России. 10-й класс 2011
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси.
-
Урок-семинар по теме "Движение декабристов. События 14 декабря 1825 года" 2010
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
-
Урок-семинар по теме "Деятельность П.А. Столыпина: за и против" 2013
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ.
-
Урок-семинар по теме: "Русская правда — древнейший источник Киевской Руси" 2006
В статье представлен материал к уроку семинару "Русская правда" - древнейший источник Киевской Руси". В ходе урока идёт проверка знаний учащихся на всех его этапах. Используя КИМ, проверяется усвоение ранее изученного материала. В ходе подготовки к семинару и во время его проведения ученики получают и углубляют свои знания о Киевской Руси, приобретают навык работы с дополнительной исторической литературой. Полученные знания выносят на коллективное обсуждение на уроке. Работая с источником "Русская правда", ученики решают практические задачи, знакомятся с терминологией данного источника, осмысливают и анализируют данный документ.
-
Урок-семинар с элементами дискуссии "Иван IV и опричнина" 2008
Данный урок проводится в 10-м классе. Он разработан на основе технологии проведения урока семинара с использованием информационных технологий. Цель урока - познакомить учащихся с политической системой, сложившейся в России в середине XVI века, именуемой "опричниной"; в ходе исследовательской работы найти оценку опричнине в русской и советской историографии (С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского), заслушать неоднозначное мнение историков по этому вопросу.
-
Урок-семинар с элементами дискуссии в 10-м классе по теме "Противоречия личности Ивана Грозного. Их влияние на развитие страны" 2009
Личность Ивана Грозного - первого русского царя, период его правления вызывают противоречивые оценки писателей, историков, философов, политических деятелей разных эпох. Урок-семинар предполагает большую самостоятельную работу учащихся 10-го класса. Знакомство с произведениями художественной литературы, оценками историков и политиков оставит неизгладимые впечатления, которыми захочется поделиться во время дискуссии.
-
Урок-семинар с элементами дискуссии, подготовка к ЕГЭ «Социальный портрет молодежи». 11-й класс 2015
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, характерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.).
-
Урок-симпозиум "Глобальные проблемы современности" 2008
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения.
-
Урок-соревнование "Россия при Петре I". 7-й класс 2013
Урок повторения обобщает и систематизирует знания учащихся по периоду истории России первой четверти ХVІІІ века.
-
Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс) 2010
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы.
-
Урок-соревнование по Великой Отечественной войне "Ничто не забыто, никто не забыт!" 9-й класс 2012
Урок проводится после изучения курса по Великой Отечественной войне 1941‒1945 годов, обобщает тему. Цель урока: воспитание чувства патриотизма и любви к родине, воспоминания о тех, кто подарил Победу.
-
Урок-состязание "Рыцарский турнир". 6-й класс 2012
Урок развивает творческие способности учащихся средствами театральной педагогики; повышается значение наглядности; учащиеся проявляют интерес к культуре и традициям эпохи Средневековья; повторяется материал по теме "Феодальное общество Средневековья".
-
Урок-состязание по теме "Древнейшая Греция" ("Все в Олимпию!") 2010
Повторительно-обобщающий урок, который проводится в виде состязания обучающихся (малые олимпийские игры). Работу обучающихся будут оценивать судьи в лице Зевса, Афины и Аполлона, которые появляются под звуки грома и приносят клятву судить всех строго и справедливо.
-
Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс 2011
Для данного урока выбрана живая интерактивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов.
-
Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс) 2010
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету.
-
Урок-спектакль "Сроку давности не подлежит" 2010
Урок посвящен 65-летию Великой Победы над фашистской Германией. Материал урока знакомит учащихся с материалами Нюрнбергского процесса. Главной мыслью данного урока является фраза из песни: «Эта память, верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем – вновь придет война».
-
Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека" 2008
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру.
-
Урок-суд "Иван Грозный позора или славы достоин?" 2010
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы, развитию коммуникативных способностей работы в группе. Через оценку личности Ивана Грозного и характера правления подвести учащихся к осмыслению исторической эпохи.
-
Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории" 2009
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
-
Урок-суд "Процесс над Золотой Ордой". 10-й класс 2007
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока на тему "Русь в XIII–XV вв.", подготовленного в соответствии с учебником А.Н. Сахарова, В.И. Буганова "История России с древнейших времен до конца XVIII века" (10-й класс). Учащиеся приобретают опыт "участия" в исторических событиях, учатся эмоциональному "проживанию" судеб действующих лиц, моделированию многих ситуаций.
-
Урок-суд "Судебное разбирательство"(ролевая игра по элективному курсу "Я — гражданин России") 2005
Используется ролевая игра как игровой метод обучения, воспитания. Уделяется внимание не формальной стороне, связанной с ходом самой игры, а содержательному компоненту игры – знакомство учащихся с российским законодательством. Судебное разбирательство посвящено конфликтной ситуации, которая возникла после несоблюдения ПДД подростком. Учащиеся узнают об основных функциях суда, прокуратуры, адвокатуры, определяют роли участников суда. Педагог является участником игры, ее дирижером. В конце урока журналисты задают вопросы присутствующим, и вырабатывается коллективное мнение по итогам суда. Результат – развитие личности.
-
Урок-суд над Адольфом Гитлером 2013
Урок–суд над Адольфом Гитлером как ролевая игра направлен на формирование гуманного, толерантного отношения к людям, неприятия фашизма, а также таких форм насилия как национализм, шовинизм, антисемитизм, геноцид. На уроке учащиеся будут выступать в разных ролях судебной процессуальной формы проведения суда, станут адвокатами, обвинителями, потерпевшими, экспертами, присяжными.
-
Урок-суд над режимом репрессий: "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930 годах" 2007
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
-
Урок-суд по истории в 9-м классе: "Сталин: "отец народов" или "враг народа"?" 2005
Мировая революция, великая индустриальная держава, сплошная коллективизация, "экономическое чудо", "большой террор", "культурная революция", судебные прения, Сталин: "отец народов" или " враг народа".
-
Урок-тренинг по теме: "Человек мира, человек истории" 2007
Данный урок может быть представлен завершающим в серии встреч, посвященных эпохе Возрождения. Он может быть проведён в рамках курса обществознания для учащихся 10–11-х классов. Урок проводится в форме тренинга, где работа является своеобразным собиранием опыта учащихся, когда ученики имеют возможность не только высказаться, но и сделать собственные выводы на основе высказываний других.
-
Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)" 2009
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа.
-
Урок-турнир "Саратовский край в ХVII веке" 2008
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века.
-
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе "О чем может рассказать герб?" 2007
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.