Цель: Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме.
Задачи:
- Развить умения устанавливать длительность и последовательность событий, выделять периоды, читать карту.
- Подвести учащихся к выводу о решающей роли Восточного фронта и СССР в борьбе с фашистскими силами.
- Способствовать развитию патриотического чувства и ориентации личности школьника на гуманистические ценности.
Тип урока: семинарское занятие, соревнование, игра (смешанный).
Оформление доски:
Записана тема, карта “Великая Отечественная война СССР”, выставка книг на военную тематику, иллюстрации.
На доске цитата: “… Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия”. (У.Черчилль )
Подготовка: Класс делится на 2 команды. Участвуют все. Каждая команда набирает себе цветные жетоны, которые в конце урока суммируются. Цвет каждого жетона – определенное количество баллов (красный – 5 баллов, синий – 4 балла, зеленый – 3 балла, черный – 2 балла).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Дискуссия
“В 1939 году страны мира находились в состоянии внешнего взрыва. Кто-то опирался на своих союзников, кто-то единолично готовился к агрессии или ее отражению. Для начала нужно вспомнить характеристику каждой страны накануне войны. Перед вами по 3 карточки с высказываниями видных политических деятелей. Подумайте и через несколько минут дайте ответ на вопрос: Можно ли говорить об ответственности правительств всех ведущих государств мира? Можно ли было избежать войны?”
Работа с карточками проходит в виде дискуссии, ученики отвечают на вопросы, аргументируя их цитатами из высказываний.
Карточка № 1
Из выступления Гитлера 23 мая 1939 года на совещании с высшим генералитетом: “Дальнейшие успехи не могут быть достигнуты без пролития крови… Не может быть вопроса о том, чтобы упустить Польшу, и нам оставлен один выход: атаковать ее при первой возможности… Если же будет создан союз Франции, Англии и России против Германии, Италии и Японии, я буду вынужден нанести им несколько угрожающих ударов, война будет не на жизнь, и на смерть”.
Карточка № 2
Из выступления У. Черчилля в 1939 году: “Величайшей глупостью, которую мы могли бы совершить, был бы подрыв нашего естественного сотрудничества с Россией”.
Карточка № 3
Из заявления Гитлера на Мюнхенской конференции в 1938г.: “Это последние территориальные притязания, которые мы имеем в Европе. Я больше не заинтересован в Чешском государстве”.
Карточка № 4
Из выступления в парламенте У. Черчилля в 1937 году: “Нам предстоит бороться против зверя социализма, и мы будем в состоянии справиться с ним куда более эффективно, если будем действовать как единая стая гончих, и не стадо овец…”.
Карточка № 5
Из выступления наркома иностранных дел В.М.Молотова на внеочередной сессий Верховного Совета СССР первого созыва 31 августа 1939 года: “Следует напомнить о том разъяснении внешней политики, которое было сделано насколько месяцев назад на XVIII партийном съезде… Тов. Сталин предупреждал против провокаторов войны, желающих в своих интересах втянуть нашу страну в конфликт с другими странами…”
Карточка № 6
Из выступления в парламенте У. Черчилля в 1939 году: “Если правительство Его Величества, пренебрегшее нашей обороной, отрекшись от Чехословакии со всей ее военной мощью… отклонит помощь России и таким образом вовлечет нас в наихудшую из войн, оно плохо оправдывает доверие соотечественников”.
III. Опрос
“22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны. Вероломно нарушив договор 1939 года о ненападении, вторглась на территорию СССР. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество. На предыдущих уроках мы с вами старались понять и охарактеризовать все цели и мотивы нападения, основные битвы и планы. И для закрепления я вам предлагаю ответить на вопросы по билетам”.
Предлагается количество билетов, равное количеству учеников в классе. Каждый учащийся берет билет и отвечает на поставленный вопрос.
Билет № 1
Характеристика операции “Цитадель”. В каком году была начата и на что направлена.
Билет № 2
Для чего гитлеровское командование создает группу армий “Дон” во главе с Манштейном? В какой битве это событие произошло?
Билет № 3
Трудовой подвиг народа в годы войны.
Билет № 4
Конференция в Ялте и Потсдаме. Основные задачи. Итоги.
Билет № 5
Операция “Багратион”.
Билет № 6
Назовите знаменитый приказ от 28 июля 1942 года.
Билет № 7
Как долго готовилась германия к нападению на СССР?
Билет № 8
Кто входил в антигитлеровскую коалицию. Каким образом она сформировалась, когда?
Билет № 9
Научные достижения в годы войны.
Билет № 10
Сражение у д. Прохоровка. Чем оно знаменито? (работа по карте)
Билет № 11
Операция “Кремль”.
Билет № 12
Был ли СССР готов в 1941 году к отражению агрессии?
Билет № 13
Охарактеризуйте план “Ост”.
Билет № 14
Как назывался план нападения на СССР? В каких направлениях он осуществлялся? (работа по корте).
Билет № 15
Какие вопросы обсуждались на конференции в Тегеране в 1943 году?
Билет № 16
Борьба в тылу врага. Партизанское движение. Операция “Концерт”.
Билет № 17
Берлинская операция.
Билет № 18
Война с Японией в 1945 году. Причины. Итоги.
Билет № 19
Назовите план наступления на Москву. Дайте ему характеристику.
IV. Блиц-задания
“Миллионы людей более ста национальностей защищали свою Родину. Победа сложилась из личных подвигов. Самого высокого звания – Герой Советского Союза были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин, который повторил подвиг Ивана Сусанина. Среди героев 76 женщин и 4 подростка четырнадцати лет. За годы войны 220 летчиков совершили тараны. На сегодняшний день нет ни одного примера, когда бы немцы пошли на таран. Великая Отечественная война длилась 4 года – 47 месяцев и 18 дней. Четыре года лишений и горя, страданий, унижения и смертей. Четыре года напряженного труда в тылу. Четыре года мужества и героизма на фронте – все, как один, встали на защиту Родины. Люди решали одну единственную задачу – остановить, уничтожить врага, очистить территорию. Долгих 4 года наши шли к Берлину”.
Я предлагаю вам небольшие задания – вопросы. Ваша задача – кто быстрее на них ответит, помните, вы работаете и за себя и за всю команду. Итак, вопросы.
- Авиаконструктор, трижды Герой Социалистического труда. В 1937 году арестован, работал в КБ. В 1941 году был освобожден. Под его руководством созданы: фрахтовые бомбардировщики Ту-2, дальние бомбардировщики Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-160, сверхзвуковой Ту-144. (Туполев)
- Летчик, новатор в развитии техники воздушного боя, совершил свыше 600 боевых вылетов, лично сбил 59 самолетов. Первым в стране награжден тремя медалями “Золотая Звезда”. (Покрышкин)
- Летчик-истребитель, сбил 4 самолета. В марте 1942 года сбил самолет и ему пришлось приземляться в тылу врага. 18 суток он пробирался к своим. После ампутации обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Участвовал в боях на Курской дуге. Его подвигу посвящена книга Б.Полевого “Повесть о настоящем человека” (Маресьев)
- Разведчик, немецкой национальности, но всегда считавший себя русским, работал на русскую разведку с 30-х годов. (Рихард Зорге)
- Антифашистская разведывательная операция. (“Красная капелла”)
- Он в 1945 году командовал парадом на Красной площади. (Рокоссовский)
- Он подписал со стороны СССР акт о безоговорочной капитуляции Германии и принял парад Победы в Москве. (Г.К.Жуков)
- Назовите сражения, где участвовали русские “катюши”. (Курское, Сталинградское сражения)
V. Заключительный этап
9 мая в России праздник. Это боль утраты, горечь, но в то же время – это счастье Победы. Я уверена, что подготовка к уроку и проведение его, дали вам возможность соприкоснуться с частичной нашей истории, о которой мы не имеем права забывать. И считаю, что наш сегодняшний разговор нашел не равнодушный отклик в ваших сердцах.
VI. Подведение итогов
Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
VII. Домашнее задание – нет