Цели занятия:
- Показать взаимосвязь между двумя эпохами: эпохой Возрождения и нынешней реальностью, через анализ социокультурной ситуации, через выявление ценностных ориентиров преобладавших и преобладающих в эти периоды.
- Закреплять знания ребят по обществознанию: основные сферы жизни общества, бинарная сущность человека.
- Развивать коммуникативные компетенции у учащихся для приобретения ими опыта сотрудничества. Развивать умение отстаивать свою точку зрения и соотносить свою позицию с мнением других, умение строить монолог, конструктивный диалог и полилог, способность запрашивать и получать помощь. Развивать учебно-познавательные и общекультурные умения.
- Построение универсальной модели социально-эффективной, общественно-значимой и успешной личности.
- Настраивать на вдумчивое отношение ребят на место и значимость человека, его личностных качеств в историческом процессе.
- Способствовать формированию у учащихся убеждений о собственной значимости в жизни общества, формированию активной жизненной позиции.
Задачи:
- Показать примеры влияния перемен в социальной, экономической, политической сферах жизни общества на мировоззрение, мироощущение и жизненные приоритеты людей.
- Развитие умения выстраивать причинно-следственные связи.
- Развитие умения сопоставлять собственную точку зрения с мнением других.
- Выявление сущностных отличий во взглядах на человека Ренессанса через анализ и сравнение мнений мыслителей Средневековья и эпохи Возрождения о предназначении человека на земле.
- Развитие навыка работы в микрогруппе, умения отстаивать своё мнение, приходить к общему решению.
- Выстраивать модель человека Возрождения через его ценностную характеристику.
- Закрепление представлений посредством описания.
- Развитие умения абстрагироваться.
- Провести аналогию между эпохой Возрождения и Современным миром через ценностную характеристику человека, личности.
Основные вопросы:
- Специфика и характерные черты эпохи Возрождения.
- Основы мировоззрения людей Ренессанса и Средневековья.
- Ценностные ориентиры человека эпохи Возрождения.
- Ценностные ориентиры современного человека.
- Роль личности в истории.
Словарь урока: ценность, титан, нобилет, пополанство, аскетизм, парадигма, патрициат.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Дети рассаживаются в круг.Им раздаются информационные листы со словарём и материалами к уроку, тетради для записей, маркеры для работы, ручки.
II. Энергизатор “Какой я?”
Учащиеся встают в круг. Каждый кидает одному из круга мяч, называя своё имя и характеристику себе, которая начинается с первой буквы имени ( например, Валя – весёлая, Ульяна – умная)
III. Открытие занятия
Слово учителя. Cсегодняшняя
встреча с вами является завершающей в серии
занятий посвящённых яркой странице истории
человечества – странице получившей название
эпохи Возрождения или Ренессанса. Все
исследователи согласны с тем, что Ренессанс
состоялся и, выведя Европу из Средневековья,
определил собой её дальнейшую историю. Однако он
отсутствует в периодизации, которой пользуется
научная историография. Здесь до 1600 г. длятся
Средние века, затем сразу начинается Новое время.
Но мало кто сомневается в том, что с началом
великого поворота искусства к человеку, от
которого ведёт отчет эпоха Возрождения,
европейское человечество сбросило с себя свои
старые лохмотья и облеклось в светлые блестящие
одежды, что это был поистине значимый поворот,
вехой в истории человечества. И где как не на
уроках обществознания можно говорить о
значимости такого рода события, анализировать
роль человека в историческом процессе, проводить
аналогии между современным миром и веками
прошлыми, рассуждать о перспективах
общественного развития.
В этой связи стоит обозначить цель сегодняшнего
тренинга: в ходе анализа, сопоставления
объективных и субъективных причин изменений,
происходивших во времена Ренессанса и в
настоящее время провести аналогии, связи между
ними. Сделать попытку создать в результате
совместного рассуждения универсальную модель
социально эффективной личности, успешной и
значимой в обществе, ответить на вопрос : “Какой
он, человек мира, человек истории, способный
влиять на жизнь общества, направлять его на
прогрессивные изменения?”. Мне бы очень
хотелось, чтобы каждый из вас сегодня задумался
над своими жизненными приоритетами, а со
временем, пришёл к осознанию собственной
значимости.
Принципы работы в кругу. (Чтение принципов помещённых на доске).
- Каждый имеет право на личное мнение
- Безоценочность
- Важно уметь слушать и слышать
- Доброжелательность и уважение к мнению других
- Отвергая, предлагай
- Не говорить “Не знаю”
IV. Моделирование навыка
Упражнение 1. “Ассоциации”
Раздать учащимся по 5 полосок бумаги форматом 10 Х 5 см.
Задание 1: На каждой полоске записать ассоциацию, которая возникнет после того как учитель произнесет слово.
Учитель каждый раз произносит одно и то же
слово – ВОЗРОЖДЕНИЕ.
После того как ученики записали свои ассоциации,
они зачитывают их по кругу без комментариев.
Затем они оставляют данные ассоциации в общей
коробке,затем наугад выбирают по 5 других
полосок, оставляют их у себя на стульях.
Задание: Пройдите по кругу, ещё раз прочтите ассоциации, выберите из предложенных ассоциаций ту, которая, на ваш взгляд наиболее ёмко или значимо для вас отражает представления об эпохе Возрождения. Каждый представляет кругу своё мнение.
Ребята высказываются по кругу.
Cлово учителя (обобщение): Эпоха Возрождения – время зарождения капиталистических отношений, развитие мировых торговых связей, формирования национальных государств и абсолютных монархий, период глубоких социальных конфликтов: крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции, буржуазной революции в Нидерландах.
Упражнение 2 “Вопрос по кругу”
– Какое место в истории занимает эпоха Возрождения?
Ребята высказываются по кругу.
Слово учителя. Многие историки связывают возникновение новой культурной парадигмы с кардинальными изменениями общественных отношений в Европе во всех сферах жизни общества. Перечислите основные сферы.
– Родиной Возрождения является Италия. Во многом это было связано с ростом городов-республик (городов-коммун), ростом их промышленности, их политической самостоятельности в результате освобождения от власти феодалов, Поскольку на уроках обществознания мы неоднократно говорили о взаимосвязи всех сфер, то в данном случае мы можем увидеть как изменения в социальной, политической, экономической сферах могли повлиять на духовную сферу жизни общества.
Упражнение 3
Учащиеся делятся на 4 микрогруппы (по
3 чел), рассчитавшись на: “дученто, треченто,
кватроченто, чиквеченто”.
Каждая микрогруппа получает набор карточек
“Сдвиги в общественных отношениях в Итальянских
городах-коммунах в XIV– ХVвв.” (см. Приложение 1). В ходе
обсуждения ребята заполняют таблицу, отвечают на
вопрос “Какие изменения в мироощущении могли
произойти вследствие данных преобразований, что
менялось в ...”:
Отношение человека к самому себе |
Отношение к труду |
Отношение личности к правам и человеческой добродетели. |
Отношение к культуре |
Отношение к природе |
|
|
|
Итог обсуждения (на доске) записывается в столбик.
V. Энергизатор “Фруктовый салат”
Учеников расчитать на груши, яблоки, бананы. Убрать лишний стул. Ведущий называет фрукт – ученики этого фрукта меняются местами. По команде “Фруктовый салат” меняются все.
VI. Тренировка навыка
Слово учителя. Итак, в мироощущении,
миропонимании людей происходили глубокие
перемены, характерные для всего Ренессанса,
произошедшие, прежде всего, в сознании людей,
связанные с духовным ростом, так необходимым для
того времени.
Художественное творчество теперь становится
универсальным языком, позволяющим познать тайны
“божественной природы”.
Закономерно, что время придавшее центральное
значение “богоравному” человеческому
творчеству, выдвинуло личностей, которые – при
обилии тогдашних талантов – стали
олицетворением целой эпохи в культуре (личностей
– “титанов”, как их романтически именовали
позднее).
ЦИТАТА: “Возрождение – это эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности”.
Ф. Энгельс
Упражнение 4 (резервное) “Биографии”
Детям раздаются описание жизни известных деятелей эпохи, угадать о ком идёт речь.
Упражнение 5 “Два трактата”.
Раздатются карточки с текстами – фрагментами двух трактатов. Один, отражающий взгляд средневековой церкви на место и предназначение человека (отрывок из трактата папы Иннокентия III), другой – мнение известного гуманиста (Поджо Браччоллини) на ценность человека (см. Приложение 2).
Задание: Сравните два отрывка, в чем, по-вашему, существенные отличия данных фрагментов?
Ребята высказывают своё мнение по кругу.
Поблагодарить и подвести итог:
1-й отрывок из трактата папы Иннокентия III,
который призван укрепить в народе
“непогрешимые” догматы католической церкви.
Здесь ярко выражена мысль о ничтожестве
человека, неспособного якобы познать даже
простую истину, осуждается его стремление к
знаниям и откровенно проповедуется аскетизм.
Во втором изложено мнение гуманиста Поджо
Браччолини об истинной ценности человека и
выражен протест против притязания знати на
особую роль в обществе. Он отстаивает новую, по
своему характеру, культуру, выступавшую за
свободу человека и признававшую за ним только
его собственные заслуги.
По сути они отражают взгляды на человека из двух эпох – Средневековой и Возрождения.
Упражнение 6 “Развести высказывания”
Данное упражнение продолжает работу на сравнение взглядов на человека средневекового и человека Ренессанса.
Разделить учащихся на пары. На отдельных вырезках раздать учащимся мнения, изречения, характеризующие человека средневекового и человека эпохи Возрождения (см. Приложение 3). За 3–5 мин ребятам необходимо развести изречения на 2 столбика.Затем соседние пары сравнивают мнения, обосновывают свою точку зрения.
Вывод: Данные умонастроения отражают взгляды гуманистов, которые выступали в сфере философии, филологии, права литературы против феодально-церковного миропонимания. Как вы помните, гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию. Основной нравственной нормой гуманисты считали virtu – доблесть, добродетель, которой должен обладать каждый человек (но не церковью внушаемая добродетель, а наоборот – неукротимая энергия, стремление к действию, ловкость и сноровка, смелость и даже дерзание, проявляемые в преследовании своих целей).
Упражнение 7 “Жизненные ценности”
Каждому из учащихся необходимо за 1–2 минуты
записать по 5 ценностей важных для человека эпохи
Возрождения.
После выполнения разделить на микрогруппы по 3
человека. Каждая микрогруппа после обсуждения
отбирает только 3 ценности.
Ответы ребят фиксируются на полосках бумаги
форматом 8Х20 см. Затем ученики размещают
предложенные ценности на схеме человека
(Леонардо да Винчи “Пропорции человеческого
тела” – Приложение 4),
отвечая на вопросы:
- Что ценно и важно для ума?
- Что ценно и важно для души?
- Что ценно и важно для дела?
- Что ценно и важно для?
Таким образом на доске появляется “Модель человека эпохи возрождения”.
Упражнение 8 (резервное)
Просмотр фрагмента мультфильма “38
попугаев”. После просмотра ученики по кругу
отвечают на вопрос “Кто из героев более всего
подходит к эпохе Возрождения?”
По итогам высказываний задание.
– Дайте определение “ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ”. Каждый фиксирует определение в тетрадь, затем по кругу зачитывают.
VII. Энергизатор
VIII. Закрепление навыка
Упражнение 9 “Подмена”
Задание: Попробуйте заменить слова “Человек эпохи Возрождения” на слова “Современный человек”. Будет ли определение соответствовать действительности? Что по-вашему останется неизменным? Что следует убрать или добавить?
Высказывания по кругу.
Задание: Можете ли Вы себя назвать современным человеком исходя из этого определения?
Упражнение 10 (резервное) “Модель человека”
Слово учителя: Все СМИ, вся современная общественность отмечает сложность нынешних времён. Задумываются над вопросом куда приведут перемены происходящие в нашем обществе. Нужен ли? Оправдан ли? Риск,, связанный с разрывом с покорностью судьбе?
– Прежде чем говорить о субъективных чертах личности современного человека, давайте обозначим объективные факторы, которые в настоящее время влияют на каждого из нас.
Задание: Из предложенных стихотворений выберите одну-две строчки, характеризующие современность, современный мир. Затем объединившись в группы по 6 человек выберите 4 признака нынешней эпохи из тех, что нашли в стихах. После обсуждения запишите на листах бумаги и поместите эти признаки вокруг схемы “Современный человек”.
Упражнение 11
– Итак, в этих условиях приходится действовать человеку 21 века. Однако, как вы думаете, какие ценности мы должны выдвигать сегодня на первый план, чтобы способствовать направлению исторического процесса в русло позитивных переме, чтобы мы могли говорить о возрождении духовности в наше время?
Итоги обсуждения записываются на полосках бумаги и помещаются на схему современного человека(на самого человека).
IX. Рефлексия
Каждый ученик по кругу высказывается, продолжая фразу:
- “Я думаю, что современный человек…”
- “Я знаю, что современный человек…”
- “Я надеюсь, что современный человек…”