Цели и задачи: проверить знания, закрепить и обобщить их; развивать интерес у учащихся к изучению: биологии, истории и обществознания, природы и истории человека с разных точек зрения; учить общению через игру, развивать в детях творческое начало.
Тип урока: интегрированный
Форма урока: урок-спектакль.
Время проведения: 2ч.
Оборудование: шкуры, “костёр”, задник “пещера”, музыкальная запись “шум леса” и “танец дикарей”, магнитофон, одежда дикарей, каменные топоры, копья; камни, уголь для наскальных рисунков, рисунок зверя для ритуального танца охотников, задания.
Опережающие задания: для 5 класса - написание эссе “Моё путешествие в первобытный мир”, для 11 класса подготовка к дискуссии “Мой взгляд на происхождение человека”.
Структура урока
1.Вступление.
Ведущий 1:
- Уважаемые гости, мы пригласили вас быть свидетелями исторического события – объединения двух первобытных племён для совместной борьбы с другими воинствующими племенами.
Ведущий 2:
- Прошу войти племя старшее “Тумба-Юмба”. (Заходят мужчины старшего племени, за ними их жёны). Поприветствуйте мужчин старшего племени и их жён-людоедочек из племени “Ням-Ням”.
Ведущий 1:
- Прошу войти младшее племя “Юмба-Тумба”. (Заходит младшее племя). Поприветствуйте членов младшего племени. Предлагаем обменяться приветствиями вождям старшего и младшего племён.
Вождь младшего племени приветствует старшее:
- Приветствуем вас, наши старшие собратья.
Вождь старшего племени:
- И мы вас приветствуем, младшее племя.
Ведущий 2:
- Уважаемые племена, для того, чтобы объединиться, вам необходимо выдержать экзамен на сообразительность и художественное мастерство.
2. Проверка знаний и художественного мастерства.
- Блиц-опрос по истории для старшего и младшего племён. Приложение № 1.
- Тест по биологии для 11 класса (письменно). Приложение № 2.
- Тест по истории для 5 класса (письменно). Приложение № 3.
- Решение кроссвордов: “Происхождение человека” 11 класс, “Первобытные охотники и собиратели” 5 класс. Приложение № 4,5
- Сравнить основные стадии антропоидов и гоминид. Работа с таблицей. Приложение № 6.
- Чтение эссе “Моё путешествие в первобытный мир”(5 класс).
- Дискуссия “Мой взгляд на происхождение человека”.
- “Домино” историческое и биологическое для каждого ученика. Приложение № 7,8.
- Выполнение “наскального рисунка”. (Представители-художники старшего и младшего племени).
- Ритуальный танец охотников. (5 класс).
Вождь старшего племени:
- Уважаемые члены младшего племени, мы принимаем вас в своё племя. Отныне вы наши собратья. (Младшие изображают восторг.)
3. Сценка “В пещере, или из жизни дикарей племени Тумба-Юмба”.
Пещера, горит костёр, слышен шум леса (запись), в пещере первобытные женщины. Они танцуют ритуальный танец “Поклонение огню”. После этого принимаются за работу. Одна - скребёт шкуру, другая - толчёт зерно, третья и четвёртая – готовят, пятая - шьёт или дремлет.
Первая швыряет скребло и шкуру:
1.
На земле в пещерный век,
Женщина лишь человек!
А мужчины – мужички –
Мухоморы и сморчки.
2.
Мы, людоедочки из племени “Ням-Ням”,
Очаг храним, детей растим,
Рубилом рубим, скребком скребём,
Из шкур наряды для всех мы шьём!
3.
Бизона сами мы убьём,
Ловушек нароем, медведя вспугнём,
В мамонта копья мы будем метать,
И в птицу из лука успешно стрелять.
4.
Мотыгою землю взрыхлим, а потом
Засеем её мы овсом, ячменём
Когда всё поспеет, костистым серпом
Мы урожай наш с полей уберём.
5.
Ура! Подруги! Настал наш час!
Мужчины – это низший класс.
Мы сами сеем, сами жнём
Без вас, мужья, не пропадём.
Входят мужчины, несут медведя на шесте, бросают у костра, присаживаются.
5. Опять медведя приволокли. Морозильная пещера и так вся мясом забита. Скоро зима, а вы дров не заготовили. Ничего не можете, питекантропы несчастные.
- Бизоны вы недокормленные.
- Мамонты без бивней.
- Австралопитеки недоразвитые.
- Мы сами пойдём и добудем дров.
Женщины хватают топоры, мужчины встают, отвечают жёнам.
1.
А ну, отдай мой каменный топор!
И шкур моих набедренных не тронь!
Молчи! Не вижу я тебя в упор,
Сиди вон и поддерживай огонь.
2.
Выгадывать не смей на мелочах!
Не опошляй семейный наш уклад,
Не убраны пещера и очаг!
Разбаловалась ты в матриархат!
Придержи своё мнение.
Я – глава и мужчина - я!
Соблюдай отношения первобытнообщинные!
3.
Там мамонта убьют, поднимут вой,
Начнут добычу поровну делить.
Я не могу весь век сидеть с тобой –
Мне надо хоть кого-нибудь убить!
Вождь, сидя на медведе:
Сейчас старейшины придут ко мне,
Смотри ещё не выйди голой к ним.
В век каменный и не достать камней,
Мне стыдно перед племенем моим.
Пять бы жён мне, … наверное,
Разобрался бы с ними я,
Но дела мои скверные,
Потому что моногамия.
4.
А всё твоя проклятая родня!
Мой дядя, что достался кабану,
Когда был жив, предупреждал меня:
“Нельзя из людоедок брать жену!”.
5.
Не ссорь меня с общиной - это ложь,
Что будто к тебе кто-то пристаёт
Не клевещи на нашу молодёжь,-
Она надежда наша и оплот,
Ну что глядишь?! Тебя пока не бьют,
Отдай топор, добром тебя прошу,
До трёх считаю, после … укушу!
Вождь:
- Всё, тихо! Женщины отдайте топоры мужьям. Мы сами наготовим дров.
Берёт топор и вручает его вождю младшего племени, мужчины младшего племени, передавая топор из рук в руки, читают “Оду каменному топору”, автора, к сожалению, не помним.
1.
Топор из камня – это сила.
Огрел, и мамонт наповал.
Махнул, и пальму как скосило,
Нарвал кокосов, пожевал.
2.
Отправив дерево в кострище
Пожарил сочный шашлычок
И подался к себе в жилище,
В пещеру к милой под бочок.
3.
Не жизнь, а разлюли-малина.
Когда б не каменный топор,
То дорогую половину
Упёр давно бы подлый вор.
4.
Но с ним забыты страх и голод
Попробуй, сунься кто – убью!
5.
Топор из камня! Дикий гений
Тебя когда-то сотворил,
Тем самым он для поколений
Прогрессу двери отворил.
6.
Возьмёшь топор – сколотишь сани,
Чтоб на санях возить гранит.
Бог Ра горит под небесами
От всех напастей оградит.
4.Итог урока. Подводят учащиеся.
5.Оценки за урок.