Цели урока:
Образовательные:
- В условиях ролевой игры закрепить изученный материал по разделу “Великая Отечественная война”;
- Обеспечить усвоение учащимися таких понятий, как: фашизм, геноцид, национализм; как массовое истребление народов, международные преступления;
- Сформировать целостное представление об Адольфе Гитлере.
Развивающие:
- Развивать умения работы с историческим источником;
- Развитие памяти, воображения, мышления;
- Развивать у учащихся умение сопоставлять исторические факты, делать анализ и выводы.
Воспитывающие:
- Осознать трагедию и последствия Великой Отечественной войны;
- Воспитание культуры толерантного отношения к людям;
- Вызвать неприемлемое отношение к фашизму и другим проявлениям национализма.
Цели урока:
1 – формирование целостного представления о деятельности Наполеона Бонапарта,
закрепление знаний по теме “Франция времён Консульства и Империи”;
2 – развитие умений анализировать, сопоставлять различные толкования
исторических фактов, формулировать выводы, аргументировать собственную точку
зрения; развитие умения вести конструктивный диалог; создание условий для
развития творческих способностей учащихся;
3 – воспитание культуры демократических отношений, помощь в выработке
мировоззренческих позиций.
Тип урока: Урок с применением ЗУН учащихся.
Краткое описание: урок – ролевая игра.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
План проведения урока – суда:
- Вступление.
- Слово секретаря.
- Представляются потерпевшие.
- Речь главного обвинителя.
- Речь защиты.
- Речь потерпевших.
- Речь обвиняемого (Адольфа Гитлера).
- Прения сторон (Выступление второго обвинителя).
- Ознакомление экспертов с доказательствами фашистских преступлений (кино, и фото и др.документы, доказывающие преступления фашизма).
- Совещание присяжных заседателей. Слово присяжных заседателей.
- Вынесение приговора.
- Заключительное слово.
Ведущий: Вступление.
Секретарь:
– Встать, суд идет!
Присутствующих прошу доложить о явке.
Обвинитель:
– Я выступаю от имен потерпевших и требую справедливости.
Потерпевшие представляются:
- Русский солдат.
- Выпускник 1941 г.
- Мать.
- Жительница блокадного Ленинграда.
- Ветеран войны.
- Еврей.
- Ребенок.
- Узник концлагеря.
- Партизан.
Судья :
– Слушается дело по иску потерпевших из простого народа к фюреру немецкого народа Адольфу Гитлеру, который обвиняется по следующим пунктам:
1) развязывание захватнических войн;
2) перевооружение и создание регулярной армии, подчиненное бредовой идее
завоевания “жизненного пространства”, якобы необходимого для существования
германского народа;
3) разнузданная пропаганда захвата чужих земель;
4) провозглашение “идеи” мирового господства.
Судья:
– Слово предоставляется главному обвинителю.
– Слово предоставляется защите:
Слово защиты.
Судья:
– Слово предоставляется потерпевшим:
– Слово потерпевших.
Второй обвинитель:
– Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг,
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
Русский солдат:
– Я русский солдат, солдат Советской Армии, защитник Отечества! Когда Гитлер вероломно напал на Советский союз, я встал на защиту своей Родины.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать,
Ведь самый страшный час
В бою – час ожидания атаки.
Разрыв – и умирает друг,
И значит, смерть проходит мимо…
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Второй обвинитель:
– Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Выпускник:
– Я шлю письмо из сорок первого.
Взгляни на снимок, сверстник дорогой,
На нем я вместе с нашими ребятами,
Ты посмотри, какой я молодой.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Обвинитель:
– Я не знаю кому и зачем это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,
Только так бесполезно, Так зло и ненужно,
Опускали их в вечный покой…
Женщина мать:
– Я проводила на фронт единственного сына, и вместе со мной на фронт провожали своих мальчиков тысячи и тысячи других матерей!
– Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Умирали мальчики , где – не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Черный дым сражений на броне покатой,
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики– храбрые солдаты –
Волгу в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.– Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь, не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?
Жительница блокадного Ленинграда:
– Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда
Страна моя, печальная страна…
Над Ленинградом смертная угроза…
Птицы смерти в зените стоят,
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живет еще, он все слышит,
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне.
Как из недр его вопли: “Хлеба!”
До седьмого доходят неба,
Но безжалостна эта твердь!
Но город жив! Он выйдет из бомбежек,
Из голода, из горя, из зимы…и выстоит…
Иначе быть не может:
Ведь это говорю не я, а мы !
Второй обвинитель:
– Как мог выстоять Ленинград? Зимой 1943 года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и всем задавал один вопрос:
Как мог выстоять город? Как мог выстоять? Худые, изнеможенные лица ленинградцев, черепа, обтянутые желтой кожей с въевшейся копотью буржуек. Лица, лишенные мимики, с огромными глубоко посаженными в глазницах, почти неподвижными скорбными глазами. Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом, смертью.
Ветеран войны:
– Я ветеран Великой Отечественной войны!
Мы шли и шли в атаки неустанно,
Берлин пылал. Дымился каждый дом.
А май свечами укрывал каштаны
В разрытом парке, где катился гром.
Шел жаркий бой за каждый дом и выступ
Валились башни в сломанных крестах,
Как жаждали мы ринуться на приступ,
Пробиться к центру, где горит рейхстаг.
Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступала тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.
Я знаю, никакой моей вины в том, что другие
Не пришли с войны,
О том, что они кто старше,
Кто моложе остались там,
И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Из моего поколения в живых осталось лишь менее 3%, нам в
41-ом было 17 лет.
Еврей:
– Нас было семьдесят тысяч пленных
В большом овраге с крутыми краями.
Лежим
Безмолвно и дерзновенно,
Мрем с голодухи
в Кельнской яме.
О граждане Кельна, как же так?
Вы, трезвые, честные. Где же вы были,
Когда, зеленые, чем медный пятак,
Мы в Кельнской яме
с голоду выли?
Собрав свои последние силы,
Мы выскребли надпись на стенке отвесной,
Короткую надпись над нашей могилой –
Письмо
солдату страны Советской.
Главный обвинитель:
– В ноябре 1938 под предлогом мести за покушение германского посла в Париже нацисты провели по всей стране акции под названием “Хрустальная ночь” – антиеврейские погромы, поджоги синагог и т.д. Десятки евреев были убиты, свыше 30 тыс. отравлены в лагерях. Предприятия и конторы, имущество евреев конфисковывались (это называлось, “ариизация” и помогло обогатиться многим нацистским чиновникам, частности, благодаря этому возник концерн “Герман Геринг”), их самих переселяли в изолированные районы – гетто, детям запрещалось посещать школы. Под угрозой жестокого наказания евреев обязали носить на одежде опознавательный знак – шестиконечную звезду. В январе 1939г. Гитлер заявил в рейхстаге о предстоящем уничтожении еврейской расы в Европе”. На этом народе нацисты разрабатывали и испытывали программу геноцида(массового уничтожения людей), которую намеревались впоследствии применить и к другим народам.
Ребенок:
–…Что такое сиротство спросите меня
Малышом пятилетним в 43-ем году
Грел я руки свои в у чужого огня,
Полуголый
таскал по дорогам
нужду.
О, как горек
сухой подаяния хлеб!
О, как жестки
ступени
чужого крыльца!
Я, приюта, искавши
от горя ослеп,
И никто
моего не погладил лица…
Испытал я,
что значит
расти сиротой.
Второй обвинитель:
– Сиротами осталось 42 миллиона человек. Многие дети не видели радости детства, спасаясь от бомбежек, умирали в концлагерях, работали с рассвета и до позднего вечера на заводах, проставили в очередях за хлебом.
Узник концлагеря:
– Когда в темнице речь твоя немеет,
Нет жизни в теле – отняли ее,
Какое там значение имеет
Небытие твое или бытие?
В стране врагов я раб тут, я невольник,
Без родины, без воли – сирота.
Но для врагов я все равно крамольник,
И жизнь моя в бетоне заперта.
Не передать, не высказать всей боли,
Свобода невозвратная моя.
Я разве знал на воле цену воле?
Узнал в неволе цену воле я!
Партизан:
– Мы борцы за народное счастье,
Мы народный над Гитлером суд.
Красной Армии братские части
Нам на помощь идут и придут.
Кончим бой– придем домой
С партизанской славой.
Второй обвинитель:
– Их не согнули никакие беды.
И славить вечно вся земля должна
Простых людей, которым за победы
И звезды перелили б в ордена.
После совещания присяжных заседателей, суд выносит приговор Адольфу Гитлеру.
Приговор суда:
– за преступления против мира – планирование, подготовка, развязывание и
ведение агрессивной войны, за нарушение международных договоров и соглашений;
– за военные преступления, выразившееся в нарушение законов и обычаев войны:
убийства, истязания и увод в рабство гражданского населения на временно
оккупированных территориях, истязания военнопленных и ограбление общественной и
частной собственности;
– за преступления против человечности: убийства, истребление, порабощение и
другие жестокости в отношении гражданского населения до и во время войны
приговаривается к смертной казни.
Заключительное слово ведущего:
– В наш век жестокости и насилия не следует забывать подвиги людей, отдавших жизнь и здоровье ради счастья, радости и благополучия на нашей Земле!
Пусть не все герои –
Те, кто погибли.
Павшим – вечная слава!
Вечная слава!
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым
Это нужно живым.
Люди Земли!
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!!!
Мечту пронесите через года
И жизнь наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,-
Заклинаю, – ПОМНИТЕ!
Звучит “Реквием” В.Моцарта.
Приложение 1. Материалы для экспертной комиссии.
Приложение 2. Выступление сторон.