Урок-семинар с элементами дискуссии "Иван IV и опричнина"

Разделы: История и обществознание


Подготовка к семинару.

Подготовить одно-два сообщения о событиях 1565-1575 гг. Разделить класс на группы, каждой группе дать задание: найти оценку опричнине в русской и советской историографии. Подготовить точки зрения следующих историков: Платонова С.Ф., Соловьева С.М., Карамзина Н.М., Ключевского В.О.

Цели урока:

  • систематизировать знания о внутренней политике Ивана Грозного;
  • способствовать развитию умений выделять главную мысль в историографической литературе, убежденно отстаивать свою позицию, навыков публичного выступления;
  • воспитывать чувство уважения к человеческому достоинству на примере материала урока, а также уважение к чужому мнению, решению.

Форма организации: групповая.

Ход урока

I. Организационный момент. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с политической системой, сложившейся в России в середине XVI века, именуемой “опричниной”. Работая с учебником, выясним причины появления опричнины и ее итоги, заслушаем неоднозначное мнение историков по этому вопросу. Результатом нашего урока станет заполненная таблица.

II. Сущность опричнины в высказываниях историков.

Историк Его мнение:
   

III. Актуализация темы.

1. Назовите высшие органы власти при Иване Грозном.

(Ответ: Боярская Дума, Избранная Рада, Земский Собор, Церковный Собор).

Приложение 1 (слайд)

2. Сравните роль Боярской Думы при Иване IV, при Иване III и при Василии Ш.

(Ответ: при Иване IV Боярская Дума была оттеснена Избранной Радой).

(слайд)

3. Почему Иван Грозный отстранил Боярскую Думу от решения многих важных государственных дел?

(Ответ: не доверял боярам, сказались интриги).

4. Какую роль играл Земский Собор при Иване Грозном?

(Ответ: сословно-представителъный орган).

5. Назовите другие нововведения при Иване IV.

(Ответ: реформы - губная, налоговая, военная, отмена системы кормлений, введение нового Судебника, запрет перехода крестьян в Юрьев день). (слайд)

Каковы были цели этих реформ?

(слайд)

IV. Знакомство с основными понятиями (рассказ учителя).

В декабре 1563 г. умер 80-летний митрополит Макарий, венчавший Ивана на царство. На место царского духовника был назначен родной брат Василия Грязного - Левкий, архимандрит кремлевского Чудова монастыря. От него Грязной мог узнать все, ибо Иван, больше всего на свете боявшийся смерти и преисподней, едва ли скрывал что-либо от своего духовного отца. В результате этих перемен новые друзья царя и его жена Мария Темрюковна создали вокруг Ивана такое плотное кольцо, что никто, кроме них, не имел возможности воздействовать на него. Более того, все они создавали у Ивана впечатление, что он вместе с ними, его верными друзьями и телохранителями, окружен скопищем врагов, злобных и беспощадных, и нужна великая осторожность и проницательность, чтобы не стать их жертвами.

Новые друзья же и предложили Ивану создать особую дружину для борьбы с боярской опасностью, в которую первыми вошли бы они — Малюта Скуратов(слайд) “со товарищами”. Вскоре после того, как князь Афанасий Вяземский высказал такую мысль, их стараниями оказался раскрыт ими же придуманный огромный боярский заговор, направленный против жизни царя. А вслед за тем началось грандиозное, почти для всех неожиданное действо: взяв жену и детей (Ивана и Федора), царь бежал сначала в подмосковное село Коломенское, затем в Александровскую слободу. Оттуда с гонцом было послано письмо царя-к народу и к Боярской Думе, в котором царь “положил свой гнев на бояр и детей боярских за предательство и плохую службу”. 3 января 1565 г. сюда явилась делегация от бояр и митрополита Афанасия, умоляя царя вернуться в Кремль. Иван отказывался целый месяц, но, наконец, милостиво согласился. выговорив особые условия возвращения, которые он предъявит им в Москве. Делегаты ничего не имели против. Через неделю Иван объявил эти условия. Он будто топором разрубил Русь на две части, назвав одну земщиной, другую — опричниной. (слайд)

Словарь:

Опричнина (от слова “опричъ”) - особое личное владение царя.

Земщина - остальная территория, платившая налоги.

Опричниной мы называем систему внутриполитических мер Ивана

(слайд)

V. Работа с учебником.

Задание. В учебнике, в параграфе 27, найти и зачитать причины введения опричнины.

1. Пережитки княжеского правления (удельные князья, вассалъство, боярская аристократия, самостоятельность городов).

2. Усиление власти царя.

3. Разорение страны войнами, набегами.

4. Недоверчивость к окружающим, недовольство Избранной Радой.

(слайд)

VI. Работа с хронологией.

Задание. Слушая сообщения, записать основные события с 1565 по 1575гг.

Запись может выглядеть следующим образом:

Февраль 1565 г. - казнь пяти бояр.

Ноябрь 1568 г. - казнь духовных священников.

Сентябрь 1569 г. - казнь боярина Старицкого и его семьи.

Январь 1570 г. - поход на Новгород и погром в городе (10-15 тыс. человек).

Июль 1570 г. - массовая казнь в Москве (более 100 человек).

1571 - 1572 гг. - походы Девлет-Гирея. Победа Воротынского.

Июль 1572 г. - отмена опричнины (?).

Июль 1573 г. - казнь Воротынского.

Август 1575 г. - казни опричников (Тулупов, Мстиславские).

(слайд)

VII. Работа с первоисточниками.

Вопрос: в чем сущность опричнины?

Задание. Давайте попробуем разобраться, как оценивали историки этот процесс в России, насколько их мнения расходятся между собой.

Ребята по группам зачитывают мнение “своего” историка и стараются аргументировано доказать правильность этой точки зрения (для доказательства можно, если необходимо, использовать учебник или другое пособие).

Точка зрения Д.И. Иловайского (слайд)

Точка зрения С.М. Соловьева (слайд)

Точка зрения С.Ф. Платонова (слайд)

Точка зрения Т.М. Жигановой (слайд)

Точка зрения В.О. Ключевского (слайд)

Точка зрения Н.М. Карамзина (слайд)

VIII. Составление таблицы.

Учитель спрашивает двух-трех учеников, как они заполнили таблицу по ходу урока. Примерно таблица может выглядеть так:

Историк Его мнение
Д.И. Иловайский Уничтожение всякого сопротивление своей власти и создание власти неограниченной.
С.Ф. Платонов Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием.
С.М. Соловьев Прогрессивная деятельность в утверждении государственных начал.
Т.М. Жиганова Это форсированная централизация государства без достаточных предпосылок.
В.О. Ключевский Истребление боярской крамолы, учреждение высшей полиции.
Н.М. Карамзин Высшая степень безумства, состояние душевной болезни.

IX. Работа с учебником.

Задание. Записать в тетрадях итоги опричнины.

Ответ:

1. Разрушена сословная монархия - из 43 членов Боярской думы 19 казнено.

2. Разрушена экономика страны - разорено 40% крестьянских дворов.

3. Огромные жертвы - 22 тысячи человек казнено.

4. Уничтожен класс собственников.

5. Установлены отношения подданства.

(слайд)

X. Подведение итогов урока.

Приложение 2