Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель:

  • Образовательная: раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
  • Развивающие:
  • формирование ключевых компетенций;
  • продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
  • продолжить работу по формированию умений извлекать знания из исторических источников;
  • продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла глазами его современников и человека наших дней;
  • продолжить формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
  • продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности, умение активно слушать.

Воспитательные:

  • воспитание у школьников уважения к труду средневековых ремесленников;
  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

Оборудование: декорации, перфокарты, схема.

Структура урока:

  1. Повторение изученного материала (фронтальная проверка) - 7минут
  2. 1 действие. "Сапожная мастерская и ее работники" - 10 минут
  3. 2 действие. "Ванька" - 10 минут
  4. 3 действие. "цехи - союзы ремесленников" - 10 минут
  5. Итоги урока. Домашнее задание. - 3 минуты

Ход урока

I. Фронтальная проверка изученного материала по вопросам:

  1. Как были связанны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?
  2. Почему и как возникли города?
  3. а) Чем было вызвано выделение ремесла в занятие большой группы людей?
    б) Почему ремесленники уходили из поместий, где они селились и почему именно в этих местах?

Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок спектакль по теме "Ремесло в средневековом городе". Цели нашего урока я умышленно не называю, их вы должны будете сформировать в конце урока.

Перед началом первого действия спектакля обучающиеся получают задание:

На основе увиденного объяснить основные признаки средневекового ремесла по схеме:

 II. 1 действие. "Сапожная мастерская"

Действующие лица:

  • 1 подмастерье
  • 2 подмастерье
  • Ученик Мартин

Голос за кулисами: Раннее утро. Сапожная мастерская, выходят подмастерья.

1 подмастерье:

Эй, Мартин, почему все разбросанно? Бездельник! Тебе же вчера велено было все убрать. Почему не сделал?

Появляется ученик. Быстро наводит порядок.

2 подмастерье:

- Оболтус! На чем я сидеть буду? Тоже мне ученик:.

1 подмастерье:

И что из тебя получиться? Четыре года уже здесь живешь, а толку никакого. Да из тебя даже подмастерья не выйдет.

(Подмастерья садятся и начинают работать).

1 подмастерье:

А что мастер еще не вернулся?

2 подмастерья:

- Да где там, разве с этими договоришься. Видно поехал в дальнюю деревню за сырьем. Поговаривали, что там еще не всю кожу скупили другие мастера. Да гвозди с таким трудом добывать надо, может там ему и повезет.

1 подмастерье:

- А без него ой как тяжело! Вон и Мартин совсем от рук отбился.

А вчера опять заказчики приходили, ну помнишь, что на прошлой недели. Просили меня доделать их заказ, а я без мастера не справлюсь, я привык ему подсоблять. Мастер ведь у нас главный работник.

2 подмастерье:

Да :.

Пауза.

Знаешь, была у меня идея сделать такой молоток, который заменил бы два.

Во!

А это что? Сколько себя помню, еще в учениках здесь ходил, до подмастерья дорос, скоро мастером буду, а все этими простыми инструментами так и работаем.

1 подмастерье:

Ох::

2 подмастерье:

Мартин, да уберешь ты этот молоток. Глаза б мои тебя не видели. Ну и лодырь! (Оплеуха)

1 подмастерье:

- Знаешь, никому не хотел говорить, да не в терпеж.

Я думаю, что накопил уже достаточно денег, чтобы открыть свою мастерскую. Вот приедет мастер, так я сразу к нему пойду просить, чтобы он с другими самыми опытными мастерами сапожного дела принял у меня экзамен.

2 подмастерье:

- Но ведь для этого нужно на собственные средства изготовить лучший образец изделия?

1 подмастерье:

- Да я знаю. Есть у меня одна задумка. Хочу сделать сафьяновые башмачки. Да такие, чтобы невозможно было глаз от них оторвать. Тогда заведу свою мастерскую, женюсь, возьму одного ученика, нет двух, а может трех:..

-Ох, одного бы выучить. Вот жизнь настанет!

(Ученик стоит рядом и слушает)

2 подмастерье:

- А ты то, что рот открыл, гвоздик ты без шляпки. Иди лучше двор подмети, а то хозяин вернется, тебе не поздоровиться.

(Ученик уходит и тут же вбегает с криком: "Мастер приехал!")

Подмастерья бросают работу и бегут встречать мастера

Беседа с классом по вопросам:

  1. Каким было городское ремесленное производство и почему?
  2. Кто работал в мастерской?
  3. Какими были орудия труда?
  4. Кому принадлежали орудия труда и изготовленные изделия?
  5. Каковы обязанности мастера?
  6. Каковы обязанности подмастерьев?
  7. Что нужно было сделать подмастерью, чтобы стать мастером?
  8. А что вы можете сказать об учениках?

III. 2 действие. "Ванька"

Задание для обучающихся: Обратите внимание на то, какие обязанности были у ученика и как к нему относились другие работники мастерской?

Слова автора:

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на дверь и окно, покосился на темный образ и прерывисто вздохнул.

(Ванька пишет)

Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нет у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

Слова автора:

Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Затем вздохнул, умакнул перо и продолжил писать.

Ванька:

А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем (т.е. ремнем) за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велеле почистить мне селедку, а я начал с "хвоста", а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихней плачет, и вовсе не сплю, а качаю люльку.

Милый дедушка сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности:.

Кланяясь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня от сюда, а то помру:..

Слова автора:

Ванька покривил рот, потер своими черными кулаками глаза и всхлипнул.

Ванька:

Я буду тебе табак тереть, могу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али в подпаски пойду. Дедушка, милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда выросту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молиться, все равно как за мамку Пелагею.

Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня от седа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, а кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А на медни хозяин колодкой по голове ударил, так, что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой:

Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

Слова автора:

Ванька свернул вчетверо написанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу.

Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу:

Убаюканный сладкими надеждами он час спустя крепко спал: ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босы ноги, и читает письмо кухаркам.

Беседа с классом:

  1. Что дожжен делать ученик в доме мастера?
  2. Как относились к ученику мастер и подмастерья?

IV. 3 действие "Собрание цеха"

Задание обучающимся: Заострить внимание на том, что такое цех, почему он возникал, какие цели преследовали цеховые правила.

Учитель:

Долгое время крестьяне по-прежнему сами производили нужные им вещи. Поэтому покупателей ремесленных изделий было мало. Городские мастера стремились привлечь в город больше покупателей и оградить себя от соперничества сельских ремесленников. В то же время только вместе они могли защитить себя от притеснений и грабежей феодалов. Таким образом, у ремесленников было много общих интересов. Поэтому мастера - ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе объединялись в союзы - цехи.

Ученик (за кулисами:

Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Все основные вопросы обсуждались и решались на особых собраниях, которые в старые времена, обычно происходили утром до обеда в доме самого пожилого старшины.

Каждый раз, когда старшина почтенного цеха имел намерения назначить цеховое собрание, он созывал заседателей своего цеха, так как отсутствие последних запрещало устраивать цеховые собрания, что явно выражалось в присяге старшин.

Когда наступало время идти на цеховое собрание, то четверо самых молодых членов цеха отправлялись за господами заседателями и с почетом провожали их от жилищ до дома самого пожилого старшины.

Члены цеха рассаживались в порядке их значения и соответственно продолжительности их пребывания в цехе.

Заседатели выходят и садятся за большой стол.

Старшина:

- Угодно ли и удобно ли вашей милости заседать и охранять собрание?

Заседатель:

- Да.

Старшина:

- Я запрещаю ссоры и брань, а также выступления от чужого имени без согласия наших заседателей и старшин. На сегодняшнем заседании, мы, парижские ткачи шерсти, должны принять устав - т.е. правило, которые обязаны будут выполнять все члены нашего цеха. Какие будут у вашей милости предложения?

1 заседатель:

- Я думаю, что каждый парижский ткач шерсти должен купить свое ремесло у короля, без этого он не имеет права называться ткачом.

2 заседатель:

- Я считаю, что не один ткач шерсти и никакой другой не должен иметь мастерскую в приделах Парижского округа, если не умеет собственноручно заниматься ремеслом.

Старшина:

- Мы должны установить и единые правила для работы.

3 заседатель:

- Я предлагаю начинать работу с восходом солнца, а заканчивать с первым ударом колокола к вечерне.

Старшина:

- Возражения есть? Нет.

Обращаюсь к (секретарю) писарю:

- Так и запишем.

Какие еще поступят предложения?

4 заседатель:

- Я хочу сказать о станках. Полагаю, что каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких и один узкий станок.

Старшина:

- Нам необходимо еще выработать правило о приеме учеников.

5 заседатель:

- Каждый ткач в своем доме может иметь ученика не больше, чем на четыре года службы.

6 заседатель:

- Хочу ввести дополнение. Ученик прослуживший четыре года, может выкупиться со службы, если угодно мастеру. Но мастер не может расстаться с учеником, если он не выслужил четырех лет.

7 заседатель:

- Еще дополнение. Если ученик убежит от своего мастера по безрассудству или легкомыслию, он должен возвратить мастеру все издержки и убытки, которые тот понес в следствии его вины.

1 заседатель:

- Вот мы все защищаем интересы мастера. А ведь бывают случаи, когда ученик уходит от своего мастера по вине мастера. Как тогда поступать?

Старшина:

- Я полагаю, что этот ученик или его друг должны прийти ко мне или к другому старшине и это пред ним засвидетельствовать; и старшина в течение двух недель должен призвать к себе мастера ученика, сделать ему выговор и сказать, чтобы он достойно содержал ученика, как сына уважаемого человека, одевал и обувал. И если он этого не сделает, то ученику подыщут другого мастера.

- По - моему, необходимо вести еще одно правило, которое запрещало бы мастерам переманивать друг у друга заказчиков и покупателей, а также учеников и подмастерьев.

Итак, уважаемые заседатели, мы с вами разработали все необходимые правила. Давайте их еще раз заслушаем.

2 заседатель встает и зачитывает.

Старшина:

- Есть ли у вас, милостивые заседатели, возражения?

Тогда устав парижских ткачей шерсти принимается в этом виде. Если кто - ни будь из мастеров нашего цеха нарушит данный устав, то его ждет строгое наказание. Виновный будет платить штраф, а его изделия будут выставлены у позорного столба на рыночной площади.

Все вопросы решены.

Я спрашиваю вас, можно ли будет в ближайшем цеховом собрании рассмотреть то, что нынче быть может было упущено мною и будет ли тогда наше решение иметь ту же силу, что и нынче?

2 заседатель:

- Так как вы просите об этом, то вы сможете в ближайшем собрании наверстать упущенное и решение будет тогда иметь ту же силу, как если бы оно принято нынче.

Ученик за кулисами:

Он садится, заседатели все встают и уходят. Если им угодно, то четверо самых младших членов цеха могут по приказанию старшин вновь проводить их домой.

Беседа с классом:

  1. Что такое цех?
  2. Каковы причины возникновения цехов?
  3. Кто стоял во главе цеха?
  4. Что такое устав?
  5. Какие цели преследовали цеховые правила?
  6. Как наказывали мастеров за невыполнение устава?

Обучающиеся формирую цели, достигнутые на уроке.

V. Закрепление.

VI. Все обучающиеся получают перфокарты. Им необходимо ответить на узловые вопросы новой темы:

  1. Каковы размеры предприятия?
  2. Кто работал?
  3. Какие орудия труда применялись?
  4. Кому принадлежали орудия труда и изготовленные изделия?
  5. Существовало ли разделение труда?

 Д/З - параграф 17; составить кроссворд с новыми словами

Литература.

  1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб. для 6 кл. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Гуревич А. Я. История средних веков. - М., 1995.
  3. Степанова В. Е. История средних веков. (V-XV вв.). Хрестоматия. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Электронные издания: Всеобщая история (учебное электронное издание) 5-6-й класс.