Цели урока:
1) Через оценку личности Ивана Грозного и характера правления подвести учащихся к осмыслению исторической эпохи.
2) Развитие коммуникативных и дискуссионных навыков и умений учащихся.
3) Сформировать позитивное отношение к истории своей страны и толерантность.
Оборудование:
1) Реквизит для инсценировки судебного заседания.
- Выставка книг об этой эпохе.
- В классе развешаны картины: “Царь Иван Грозный”, “ Иван Грозный и сын его Иван
- На стенде высказывания историков об Иване Грозном и о его правлении.
- Сочинения учащихся, раздаточные карточки для групповой работы учащихся.
- На доске народное сказание об Иване Грозном.
16 ноября 1581 года” и другие.
Основные блоки урока:
- Организационно – вводный.
- Ролевая игра – суд.
- Коллективное обсуждение – экспертиза.
- Итоговое обобщение (судебный приговор).
- Домашнее задание: подготовка к итоговому тесту.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
А) Актуализация темы.
Б) Постановка познавательных задач.
В) Разъяснение порядка работы.
2. Судебное заседание.
1) Судья объявляет слушанье дела,
представляет участников судебного процесса и
объясняет их права и обязанности.
2) Выступление прокурора.
3) Выступление адвоката.
4) Выступление подсудимого.
5) Судья вызывает для дачи показаний свидетелей
защиты.
6) Показания дают свидетели обвинения.
7) Последнее слово подсудимого Ивана Грозного.
8) Суд удаляется на совещание для вынесения
приговора.
3. Коллективное обсуждение-экспертиза
Основная форма работы - групповая деятельность учащихся.
Для этого класс делится на 4 группы.
Слова учителя:
Личность Ивана Грозного и его эпоха нашли свое отражение в трудах историков, литературе, искусстве, народных сказаниях. Сейчас они будут в роли независимых экспертов.
1) Ознакомление с выставкой книг об этой эпохе (1
группа).
2) Оживление картины Васнецова “Иван Грозный” и
краткий анализ других картин (2группа).
3) Краткая история кинофильма Эйзенштейна “Иоанн
Грозный”. Можно сравнить Ивана Грозного и
Сталина (3 группа).
4) Сравнительный анализ главных экспертов –
историков (4 группа). Высказывания историков
показывают противоречивость этой эпохи.
5) Работа над источниками об Иване Грозном. Каждая
группа получает два исторических документа.
Цель: какой документ дает более объективную
оценку.
6) Анализ 2-3 сочинений “Иван 4 – кто он: тиран
или…?”
7) Предварительные выводы при помощи учителя. Для
этого используется народное сказание,
написанное на доске.
8) Судья оглашает судебный приговор.
9) Заключительное слово учителя и подведение
итогов урока.
Домашнее задание: подготовиться к итоговому тестированию.