Тип урока: урок-соревнование.
Задача: обобщить знания учеников по теме: «Россия при Петре І».
Цели игры:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду истории России первой четверти ХVІІІ века..
- Развивающая: продолжить работу по формированию основных умений и навыков:
а) интеллектуальные: умение определять исторические явления и события, работать с терминами, датами.
б) практические: работа с карточками, схемами, тестами. - Воспитательная: способствовать формированию познавательного интереса к истории, обобщать исторические факты.
Прогнозируемые результаты: Учащиеся должны показать знание дат и терминов. Уметь сопоставлять характеристики и имена, анализировать события, работать со схемами сражений, выполнять тесты.
Формы работы: работа в группах, индивидуальный зачет.
Система контроля: сочетание контроля учителя и самоконтроля учащихся.
Средства обучения: раздаточный материал, схемы, таблицы, тесты, атлас стр. 15, карта «Российское государство с конца ХVІІв. по 60-е гг. ХVІІІв.», рисунки учащихся, посвященные Петру Первому и его реформам.
Литература:
- Газеты «История» №30 1994, №13 1996, №19 1996, №15 1997.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 7 кл. – М.: «Дрофа», 2000.
- Журнал «Преподавание истории в школе» №6 1994.
- Назаренко М.Н. Поурочные планы «История России» 7 кл. – «Волгоград», 2003.
- Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества 6-7 кл. – М.: «Просвещение», 1996.
- Федорчук И.А., «Интеллектуальные игры для школьников» – Ярославль: «Академия», 1998.
Ход урока
Время | Этап урока | Дидактическая задача | Деятельность учащихся |
1-2 мин. | 1. Орг. момент. | Настрой учащихся на работу, создание рабочей атмосферы. Мотивация и целеполагание учащихся. |
|
3 мин. | 2. Переход к командной игре. | ||
5 мин. | 2.1. Конкурс «Разминка». | 2.1. Заполнить пустые места в таблице: «Понятие и толкование». Приложение 1. |
Работа с терминами, заполнение таблицы. |
5 мин. | 2.2. «Найти правильный ответ». | 2.2. Определить, о каком историческом событии идет речь в стихотворных отрывках. Приложение 2. |
Работа с отрывками стихотворений, определяют события, в каком году они произошли, значимость в истории России. |
5 мин. | 2.3. Кто есть кто? | 2.3. Определить, о ком идет речь, в каком из фрагментов и сгруппировать карточки. Приложение 3. |
Ребята связывают характеристики с именами сподвижников Петра. |
3 мин. | 2.4. «Неотосланная депеша» | 2.4. Прочитать высказывание и определить, кто и в связи с каким событием мог его написать. Приложение 4. |
Ребята определяют событие, анализируют его и называют автора «депеши». |
5 мин. | 2.5. «Рыбалка». | 2.5. Проверить знание дат. Приложение 5 |
Ребята вытаскивают «рыбку» с датой, называют событие и работают с картой. |
5 мин. | 2.6. «Знаете ли вы?» | 2.6. Подобрать названия графическим символам элементов Российского государства ХVІІІ века. Приложение 6. |
Ребята делают соответствующие записи в схеме. |
3 мин. | 2.7. «Лишняя дата» | 2.7. Объяснить, как две даты логически между собой связаны. Назвать лишнюю дату. Приложение 7. |
Ребята определяют событие, которое связывает две даты. |
4 мин. | 2.8. «Схемы сражений» | 2.8. Отметить схемы сражений: 1) при мысе Гангут; 2) первого этапа Полтавской битвы; 3) второго этапа Полтавской битвы. Приложение 8. |
Ребята работают со схемами сражений и атласом с. 15. |
5 мин. | 3. Индивидуальный зачет. | 3. Проверка. Приложение 9. |
Ребята отвечают на вопросы теста. |
3 мин. | 4. Итоги урока. | 4. Подвести итоги соревнования, выявить победителей. |