Урок-семинар по теме "Деятельность П.А. Столыпина: за и против"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Класс – одиннадцатый.

Цель занятия:

1) углубить, расширить знания учащихся о данном периоде и данном историческом лице.
2) развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками.

Оборудование: компьютер, проектор, презентационный экран, презентация PowerPoint (Приложение 1), книги о Столыпине, кафедра, документы, фразы современников о Столыпине, учебник Н.В.Загладина “История Отечества:XX – начало XXI века”, Москва, “Русское слово”, 2005 г.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Слово учителя: 1 сентября 1911 г. в здании Киевского оперного театра прозвучал выстрел. Он был направлен в сердце российского премьер-министра П.А.Столыпина. Через 4 дня Столыпин умер.

Итак, вы уже поняли, что речь пойдет о человеке, чья деятельность вызывала интерес и в начале 20 и в начале 21 века – о Петре Аркадьевиче Столыпине.

(Слайд 2, 3)

Учитель: Давайте вглядимся в портреты этого человека. Мы видим юного гимназиста, счастливого (а может и нет) отца семейства, губернатора гродненской, затем саратовской губернии, а здесь Столыпин предстает перед нами уже зрелым политиком – Председателем Совета Министров, членом Государственного Совета.

(Слайды 4, 5, 6, 7 ,8, 9, 10)

3. Игра “Вопрос – ответ” Давайте побеседуем с ним. Вы будете задавать ему вопросы – и один из вас(тот, кто хорошо ориентируется в его биографии)будет отвечать на эти вопросы от его имени. Но начинать вопросы и ответы нужно с тех фраз, которые употреблялись в начале 20 века:

Скажите, любезнейший…
Уважаемый господин…
Разрешите полюбопытствовать…
Я любезно отвечу на ваш вопрос…
Милостивый государь…и т.д.

4. А теперь начинаем наш семинар.

А) Начнем свою работу с документа. Разделимся на 2 группы, каждая группа работает со своим текстом и работает над вопросом после текста.

Документ 1.

О задачах преобразований.

Пути разрешения проблем, которые намечал Столыпин, во многом перекликаются с представлениями современных либеральных политических кругов: он также возлагал ключевую роль в процессе трансформации общества на средний класс, укрепление частной собственности и вертикали исполнительной власти.

Столыпин верил, что формирование широкого слоя крепких собственников, инициативных, творческих, предприимчивых, послужит своего рода "ферментом", способным обновить "социальный организм" "изнутри", создать основу современной рыночной экономики, не только сохранить, но и упрочить единство и целостность России, укрепить межнациональные, межконфессиональные и социокультурные связи.

По замыслу Столыпина, средний класс, наделяемый совокупностью не декларативных, а вполне реальных гражданских и политических прав и свобод, должен был в обозримой исторической перспективе пронизать все поры жизнедеятельности общества – экономику, центральное и местное управление и самоуправление, органы суда и судопроизводства, общественные структуры и институты, постепенно выдавливая старые традиционные социальные слои, объективно утрачивавшие в новых исторических условиях творческие потенции. По существу речь шла об эволюционном изменении всей "социальной ткани" российского общества, всего экономического, правового и культурного пространства, когда на ведущих позициях должны были укрепиться новые социальные силы.

Из статьи доктора исторических наук В.В.Шелохаева, ,
ОПЫТ И УРОКИ
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В РОССИИ В 1906–1911 ГГ
.*

Вопрос по тексту: Каковы основные задачи столыпинских преобразований?

Документ 2.

Направления деятельности.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911) являлся политическим лидером нового типа, способным творчески и оперативно реагировать на вызовы современной ему эпохи, предлагая адекватные им решения. Он органически сочетал мощный интеллект и сильную волю, масштабный государственный ум и подлинный патриотизм. Столыпин был способен генерировать новационные идеи и систематизировать уже наработанный предшественниками опыт. Совмещая посты председателя Совета министров Российской империи и министра внутренних дел, он проявил себя крупным организатором, сумевшим создать и сплотить профессиональную "команду", обеспечить высокую степень ее отдачи, а это предполагало готовность премьера, при всем его авторитарном стиле руководства, оставаться открытым к конструктивной критике, к восприятию иного мнения, подхода.

Столыпину пришлось действовать в двух направлениях: с одной стороны, вывести Россию из состояния революционной анархии, перераставшей в хаос, а с другой – предложить обществу программу системных реформ, которая, по его мнению, вернее, чем методы традиционного голого насилия, могла разрешить стоявшие перед страной проблемы.
Из статьи доктора исторических наук В.В.Шелохаева, ,
ОПЫТ И УРОКИ
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В РОССИИ В 1906-1911 ГГ
.*

Вопрос по тексту: Каковы направления его деятельности?

Путем беседы выясняем:

Основные направления деятельности Столыпина на посту Премьера – навести порядок, подавить революцию, проводить реформы. (Слайд 12)

Основные задачи–укрепление частной собственности, укрепление вертикали власти, создание условий для развития свободной, самостоятельной личности. (Слайд 13)

Б) Выступления на открытой кафедре по 2,3,4 вопросам семинара (предварительно ребятам предлагаются вопросы семинара и список литературы, по которым они готовятся)

По ходу выступлений на экране появляются слайды с основными тезисами выступлений учащихся. (Слайды 14, 15, 16, 17)

После выступлений разворачивается дискуссия по проблемным вопросам:

(Слайды 18, 19)

Какие из реформ удалось реализовать?

Почему попытки Столыпина провести реформы закончились неудачей? (учитель обращает внимание ребят на эпиграф)

Каковы причины неудач?

Кто был Столыпин для России: спаситель или палач?

Почему в последние годы возродился интерес к этому человеку?

Как вы думаете, как могла сложиться судьба России, осуществи Столыпин свои замыслы?

5. Работа с оценками современников – ребята читают высказывание, соглашаются с ним либо опровергают.

“Человек с ясной головой”, “с ясным и сильным”, “светлым умом” один “из безупречнейших, умнейших людей России”.
Графиня Клейнмихель.
“Правдивый везде и всегда…он давал слово, и оно было непоколебимой святыней его совести. Вся натура его была прямолинейная и героическая”.
Н.П. Шубинской.
На пост министра “призван один из лучших администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною трудоспособностью…Новый министр – человек гуманных принципов, но весьма определенный, твердый в своих решениях”.
“Рижский вестник.”
Выдающийся государственный деятель”, “незаурядная сила воли и спокойное хладнокровие”, “безупречная личная репутация”.
В.И. Гурко.
“Я не могу считать его большим государственным деятелем: для этого у него мало знаний и мало природных дарований”.
А.Н. Шварц.
“П.А. Столыпин был человек с очень ограниченным политическим кругозором…и был неспособен отрешиться от узких интересов своего класса…”.
Д.Н. Шипов.
“При большом темпераменте Столыпин обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования”.
С.Ю. Витте.
Человек “необыкновенно чистый и прямой, никогда не преследующий какие бы то ни было личные интересы”.
Д.Н. Любимов.
“Столыпин был баловнем судьбы. Все, что другие достигали бесконечным трудом, досталось ему само собою, падало с неба”.
С.Е. Крыжановский.
“Для меня он всегда был и всегда останется временщиком, то есть карьеристом. Как государственный деятель он обладал… серьезными недостатками: отсутствием критического ума, узостью политического кругозора…”
И.И. Толстой.

Вопрос к классу: Какова судьба реформаторов в России? Как закончилась деятельность Петра Аркадьевича Столыпина? (Слайды 20, 21)

В конце занятия подводим итоги (лучше, чтоб это сделали ребята), говорим о книгах по данной теме.

При подготовке урока использованы материалы сайта http://www.stolypin.ru и фрагменты мультимедийного учебника “История России XX века”.