Цели урока:
1. Образовательная:
- повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории;
- обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства».
2. Развивающая:
- формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси;
- развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории;
- формирование умений конструирования альтернативных вопросов.
3. Воспитательная:
- развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения исторических личностей.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Вид урока: урок-семинар.
Методы:
- репродуктивный;
- частично-поисковый (эвристический).
Материальное оснащение:
- Плакаты «Структура (примерный план) описания жизни и деятельности исторических лиц», «Схема примерного обобщения и систематизации материала».
- Раздаточный материал (индивидуальные таблицы, карточки-тесты).
- Словарь терминов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «История древнерусского государства».
А) Учитель выдает темы докладов, необходимых при обсуждении, заранее (опережающее задание).
Темы докладов:
- «Князь Святослав как историческая личность».
- «Князь Владимир как историческая личность».
- «Князь Ярослав Мудрый как историческая личность».
Б) Доклады учителем проверяются заранее, даются рецензии.
В) Учащиеся делятся на 3 команды, цель каждой команды определяется защитой командного доклада, заполнением схемы примерного обобщения и систематизации деятельности исторических личностей в разные периоды правления.
Г) Учащиеся после прослушивания докладов о деятельности Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого делают наброски в схеме (висит на доске и у каждого учащегося).
Д) Представители каждой команды предлагают варианты заполнения таблицы на доске (методом обсуждения выбирается оптимальный).
Е) Учащиеся вклеивают бланки таблиц после заполнения.
Учитель после обобщения и систематизации сведений о деятельности исторических личностей подводит итог:
А) О деятельности каждой исторической личности и его влиянии на ход истории.
Б) Оценивает вывод учащихся в подготовке к уроку (оценки за доклады, за обсуждение сведений по таблице), и выводит командный зачёт.
3. Заключение.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
Схема примерного обобщения и систематизации материала.
Князь Святослав (годы правления 962-972) |
Князь Владимир (Святой) (годы правления 980-1015) |
Князь Ярослав Мудрый (годы правления 1019-1054) |
|
Основные достижения деятельности в области внешней политики. | Расширение территории: покорил земли вятичей, ясов, хазар. Совершил походы на Болгарию и Византию; захватил земли Кубани. | Предпринял поход против Дунайской Болгарии; отвоевал у польского короля города Червень и Перемышль; развил новое направление внешней политики (юго-западное).Построив крепости на левобережье Днепра и введя систему светового оповещения, защитил Русь от постоянных набегов кочевников. | Завершил усилия князя Владимира по борьбе с печенегами (разбил печенегов под Киевом). Расширил территорию государства, укрепил безопасность его южных и северо-западных границ. Укрепил положение Руси в Европе. |
Основные достижения деятельности в области внутренней политики. | Укрепление государства: создание дружины; пополнение казны за счёт дани; укрепление системы управления. | Восстановил единство Русской земли; продолжил укрепление системы укрепления. | Продолжил дело князя Владимира в укреплении системы управления; восстановил единство Руси, подчинив себе большие территории на Северном Кавказе; отвоевал у полян Закарпатье. Закончилась долгая смута. |
Основные достижения в развитии культуры. | Оставался верен язычеству. | Ввёл на Руси в 988 году христианство. | Ввёл в действие первый на Руси писанный свод законов – Русскую Правду. Построил множество церквей, открыл новые школы и первые библиотеки. Превратил Русь в европейскую державу. |
Структура (примерный план).
Описания жизни и деятельности исторических лиц.
- Годы жизни или правления.
- Краткая биография.
- Основные действия, решаемые проблемы.
- Историческое значение данной личности.
- Весь доклад строится на историческом фоне той эпохи, в котором жила и действовала историческая личность.