Урок-состязание "Рыцарский турнир". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 6

Продолжительность занятия: 45 минут

Учебно-методическое обеспечение:

  • В.А. Ведюшкин. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 . – 287 с.
  • В.А. Ведюшкин. Е.А. Крючкова. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: просвещение. 2010.

Авторский медиапродукт: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word

Технологический сценарий урока.

План занятия:

Этапы урока Время реализации
Подготовительный этап  
2. Организационный момент 2 минуты
3. Представление судейской коллегии, объяснение правил игры 2 минуты
4. Проведение I тура “представление” 5 минут
5. Проведение II тура “бои на ристалище” 10 минут
6. Проведение III тура “оружие средневековья” 7 минут
7. Проведение IV тура “послание даме сердца” 10 минут
8. Проведение V тура “кодекс рыцарской чести” 7 минут
9.Подведение итогов состязания, вручение грамот. 2 минуты

Цели урока: повторить и закрепить ранее изученный материал по теме: Феодальное общество Средневековья

Задачи урока:

  • Образовательные – познакомить учащихся с культурным наследием средневековой эпохи, показать значение этого наследства в современном мире.
  • Развивающие – развитие познавательных интересов, способности к самообучению, развитие творческих способностей при помощи театральной педагогики.
  • Воспитательные – воспитание информационной культуры, толерантного отношения к культуре другой эпохи.

Ожидаемые результаты:

  • развитие интереса к истории;
  • закрепление знаний по истории средневековья;

Оборудование: компьютер, проектор

Презентация

1. Схема взаимосвязи кадров презентации:

2. Содержание кадров презентации:

  • № 1 – титульный лист
  • № 2 - сцена средневекового бала (музыкальный фрагмент для танца учащихся)
  • №3 – I тур, критерии оценки
  • № 4- II тур, 1 вопрос
  • №5 - ответ - вассал
  • № 6 – II тур, 2 вопрос
  • № 7 – ответ - барщина
  • № 8 – II тур, 3 вопрос
  • № 9 – ответ -донжон
  • № 10 – II тур, 4 вопрос
  • № 11 – ответ -община
  • № 12 – II тур, 5 вопрос
  • № 13 – ответ -мэр
  • № 14 – II тур, 6 вопрос
  • № 15 – цех
  • №16 – II тур, 7 вопрос
  • №17 – шедевр
  • № 18 – II тур, 8 вопрос
  • № 19 – ратуша
  • № 20 – III тур, регламент
  • №21 – 28 – оружие средневековья
  • № 29 – IV тур, послание даме сердца
  • № 30 – изображение трубадуров
  • № 31 – изображение жонглёров
  • № 32 – V тур, кодекс рыцарской чести
  • № 33 – подведение итогов
  • № 34 – использованные материалы

1. Подготовительный этап:

Пред проведением состязания класс делится на группы. Каждая группа получает задания для подготовки к уроку. Для 1 тура “приветствие” необходимо придумать в импровизированной форме представление команды, в котором обязательно должны быть следующие составляющие:

  • Название команды
  • Девиз
  • Герб, составленный по геральдическим правилам, с объяснением значения его элементов (для выполнения задания используется рабочая тетрадь, задание №7 на странице 36)
  • Костюмы или детали костюмов, прически, другой реквизит эпохи средневековья.

Для 2 тура повторить материал учебника §§10-13.

Для 3 тура найти и изучить материал о рыцарском вооружении.

Для 4 тура команда готовит сцену признания в любви даме сердца (использование музыкального сопровождения, инсценировок приветствуется). Учащиеся получают сочинения средневековых трубадуров и жонглеров. Приложение №1.

Ход урока

2. Организационный момент.

3. Представление судейской коллегии, объяснение правил игры.

Слайд 1. Уважаемые дамы и господа,  я рада приветствовать вас на сегодняшнем турнире. Сейчас на ристалище выйдут 4 команды, которые будут сражаться за честь прекрасных дам.  Они продемонстрирую сегодня знания и умения необходимые настоящим рыцарям. В качестве судей выступят учащиеся 11 класса, которые в конце урока помогут мне вознаградить победителей.  

Рыцари совершали свои подвиги в честь своей дамы сердца и начать наш рыцарский турнир я бы хотела с выступления благородных дам 6 класса. Своим танцем они вдохновят наших рыцарей на славные подвиги. Приложение №2 – судейский протокол.

Слайд 2. Музыка. Танец.

А сейчас начнем наше состязание.

4. Проведение I тура

Слайд 3. “Визитка”

Приветствие команд (готовится заранее) – максимум 5 баллов.

Объявление результатов первого тура судьями

5. Проведение II тура

Слайды 4 - 19. “Бои на ристалище”

Пришла пора проверить скорость мысли наших рыцарей. Сейчас я буду задавать  вопросы и та команда, которая правильно ответит на вопрос, сможет заработать для себя еще по одному   баллу за каждый ответ. Участники команд имеют право совещаться между собой в течении 10 секунд. Вопросы задаются по очереди, и право ответа может перейти к соперникам, если команда не знает ответа.

Объявление результатов второго тура судьями

6. Проведение III тура

Слайд 20. “Оружие средневековья”

Теперь проверим насколько рыцари разбираются в средневековом оружие. За правильный ответ команда получает 1балл. Участники команд имеют право совещаться между собой в течении 10 секунд. Вопросы задаются по очереди, и право ответа может перейти к соперникам, если команда не знает ответа.

Слайды 21-29.

Объявление результатов третьего тура судьями

7. Проведение IV тура

Слайды 30 -32. “Послание даме сердца”

Считалось, что настоящий рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму, прославлять ее своими подвигами и добиваться ее любви. Участники состязания подготовили стихи, посвященные прекрасным дамам. Но это не современная проза, и даже не проза ХIХ в., а настоящие сочинения средневековых трубадуров (поэтов-певцов). Странствуя из замка в замок, нередко в сопровождении профессиональных музыкантов, называвшихся жонглерами, трубадуры исполняли свои песни под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Среди трубадуров встречались люди различных социальных слоёв. Большей частью это были незнатные рыцари, некоторые происходили из богатых семей, другие были владетельными особами

Учащиеся представляют небольшие инсценировки.

Объявление результатов четвертого тура судьями

8. Проведение V тура

Слайд 33. “Кодекс рыцарской чести”

Как вы знаете, рыцари в течении жизни придерживались определенных правил. Эти правила были записаны в рыцарском кодексе чести. Для того чтобы узнать насколько наши рыцари осведомлены о нем, выполните следующее задание.

Учащиеся составляют кодекс рыцарской чести в течении 3-4 минут

Пока судьи обсуждают результаты состязания и решают, кто станет победителем, мы с вами посмотрим небольшой отрывок из мультфильма “Шрек”. После просмотра ответьте на вопрос: какие положения кодекса рыцарской чести нарушил герой мультфильма?

9. Подведение итогов состязания, вручение грамот.

Предоставляю слово судьям, которые объявят результаты пятого тура, подведут итоги всего соревнования и вручат грамоты.

Обсуждение проведения мероприятия с учащимися.

Использованные материалы.

  1. http://grigam.narod.ru/verseth/vers2/vers90.htm
  2. http://globalfolio.net/archive/viewtopic.php?t=595
  3. http://psi-journal.ru/2010/01/page/17/
  4.  http://afisha.westsib.ru/text/read/3680
  5. http://aerotour.tomsk.ru/?id=3
  6. http://geoid.ru/city/206369/facts/50/
  7. http://oxymoron.tomsk.ru/?page_id=1361
  8. http://dreamworlds.ru/intersnosti/2595-istorija-vozniknovenija-rycarstva.html
  9. http://www.radiuscity.ru/articles.aspx?id=2591