Цели урока:
- образовательная: рассмотреть особенности молодежи как социальной группы, выявить характерные для нее ценности и их отличия от ценностей других поколений, учиться выполнять задания ЕГЭ разного уровня сложности по данной теме
- воспитательная: формирование у учащихся 10 класса как представителей молодежи чувства социальной ответственности, толерантности и уважения к представителям других поколений, особенно старшего поколения
- развивающая: развитие критического мышления путем решения познавательных и проблемных задач, совершенствование ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций.
Вводная часть.
Постановка целей и задач.
Вступительное слово учителя: “Она ( молодежь) сегодня обожает роскошь, у нее плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, она высказывает неуважение к старшим, слоняется без дела и постоянно сплетничает. Все время спорит с родителями, вмешивается в разговоры и привлекает к себе внимание...”. Это сказал древнегреческий философ Сократ в IV веке до нашей эры. Как сегодня живется молодежи? С какими проблемами она сталкивается? Что для нее важно, а что нет? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить вместе с вами.
Основная часть урока (выступают подготовленные учащиеся, группы по 5-6 человек по темам, указанным ниже, раскрывая их содержание ):
2.1 молодежь и ее характеристика как социальной группы
2.2 возрастные особенности
2.3 социальное положение
2.4 психологические характеристики
3.1 социализация и ее особенности
3.2 социализация молодежи через образование
4) ценности молодежи
5) Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся. Домашнее задание
Основные понятия урока: социальная группа, социальный статус, социальная роль, социализация, ценности.
Дискуссионные вопросы, которые можно предложить ученикам:
- Чем ценности вашего поколения отличаются от ценностей поколения ваших родителей.
- Каковы проблемы современной российской молодежи?
Задания в формате ЕГЭ по теме урока, выполняются по ходу урока
Часть А. Выбрать правильный ответ
Молодежь как социальную группу отличает (-ют)
- общность быта
- сходные черты сознания и поведения
- наличие большого жизненного опыта
- единство политических взглядов
Для молодежи как особой социальной группы характерно:
- отрицательное отношение к новациям
- однородность, отсутствие социальной дифференциации
- стремление к изменению своего статуса
- отсутствие социального оптимизма
В процессе социализации индивид осваивает социальные:
- профессии
- статусы
- позиции
- Роли
Социальная роль, характерная и для молодого человека, и для взрослого:
- выпускник профессионального колледжа
- кандидат в депутаты
- футбольный болельщик
- военнослужащий – контрактник
Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?
А. Для молодежи важны, в первую очередь, внешние события, поступки, друзья
Б. В юношеском возрасте большое значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного “Я”.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть В.
В.1 Запишите слово, пропущенное в схеме
В.2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием “ социализация”. Найдите 2 термина, “выпадающие из этого ряда”, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность;
2) общение;
3) модернизация;
4) адаптация;
5) школа;
6) информатизация.
В.3 Установите соответствие между видами социализации и их агентами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ | ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ |
А) лидер молодежной группировки | 1) первичная социализация |
Б) сверстники | 2) вторичная социализация |
В) представители церкви | |
Г) родители | |
Д) представители армии |
В.4 Запишите в таблицу выбранные цифры
А | Б | В | Г | Д |
В.5 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста имеют
- фактический характер
- характер оценочных суждений
- характер теоретических утверждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
(1) Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. (2) Образование обладает непреходящей ценностью и по своей сущности работает на будущее. (3) Думается, что далеко не всегда и во всем устремления, ценностно – целевые аспекты государства и общества в отношении образования совпадают. (4) Государство нередко лишь провозглашает свои образовательные приритеты.(5) Представляется, что зрелость общества, помимо прочего, можно определить по тому, насколько ему удается влиять на определение первоочередных задач в области образования.
Часть С.
С1 - С4. Прочитать текст и выполнить задания к нему
“... что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь – это оживляющий посредник. Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым, все считали, что молодежь прогрессивна по своей природе .Эта точка зрения впоследствии оказалась ошибочной и мы узнали, что консервативные и реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если мы утверждаем, что молодежь - это оживляющий посредник в в социальной жизни, то целесообразно было бы точно указать на те ее элементы, которые, будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать с начала.
С нашей точки зрения, одним из таких элементов, помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка.Современная психология и социология молодежи учат, что ключ к пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в развитии.
С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок....
Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию....У молодежи еще нет закрепеленных законом интересов ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действуют как ревностные революционеры или реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в оборону и выступают за сохранение status quo...”
(К.Манхейм)
С.1 Какие черты, по мнению автора, являются характерными для молодежи?
С.2 Какой фактор автор считает решающим в определении возраста половой зрелости? Приведите аргументы, которыми он подтверждает свою точку зрения.
С.3 Автор утверждает, что “молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию”. Чем автор объясняет потенциальную готовность молодежи к любому начинанию? Какие еще причины этой “готовности” вы можете назвать?
С.4 Какие характерные черты молодежи называет автор? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите примеры проявления этих характерных черт.