Задачи:
- обобщить и закрепить знания о древнегреческой мифологии,
- подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы,
- проанализировать мифы как исторические источники,
- развивать образное и логическое мышление путем выполнения учащимися познавательных и конкурсных заданий.
Домашнее задание к уроку:
- учащиеся повторяют мифы Древней Греции,
- нарисовать символ (герб) героя (например, Геракл, Икар, Дедал, Персей, Тесей, Ясон) и объяснить выбор символа,
- подготовить представление команд.
Класс делится на две команды - "Афиняне" и "Спартанцы". Выбирают командира.
Сегодня на уроке мы проводим соревнование на знание древнегреческой мифологии.
Миф - древнее народное сказание о богах или героях.
Конкурсы:
1.Представление команд.
2.Соотнесите:
-имена богов с их функциями:
1. Аид. 2. Аполлон. 3. Афина. 4. Гермес. 5. Гефест. 6.Деметра. 7.Дионис. 8.Зевс. 9.Посейдон. |
1.Владыка моря. 2. Отец богов и людей, бог-громовержец. 3. Богиня земли и плодородия. 4. Правитель подземного царства. 5. Покровитель торговцев и воров. 6. Бог вина и священного безумия. 7. Покровитель прорицателей и искусств. 8. Покровитель кузнечного ремесла. 9. Богиня мудрости и войны. |
Ответ:
1-4; 2-7; 3-9; 4-5; 5-8; 6-3; 7-6; 8-2; 9-1.
- имя музы со сферой ее покровительствования:
1. Евтерпа. 2. Каллиопа. 3. Клио. 4. Мельпомена. 5. Полигимния. 6. Талия. 7. Терпсихора. 8. Урания. 9. Эрато. |
Эпическая поэзия. История. Комедия. Трагедия. Танец. Любовная поэзия. Астрономия. Торжественные песнопения (гимны) в честь богов. Лирическая поэзия. |
Ответ:
1-9; 2-1; 3-2; 4-4; 5-8; 6-3; 7-5; 8-7; 9-6.
3. Вычеркните лишнее, объясните свой выбор:
- Немейский лев, керинейская лань, критский бык, стифалийские птицы.
Ответ:
Лишний - бык, он был убит Тесеем, остальные - Гераклом.
- кобылицы Диомеда, эриманфский кабан, лернейская гидра, медуза Горгона.
Ответ:
Лишнее - Горгона, была убита Персеем, остальные - Гераклом.
4. Подумайте, кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе такие слова:
1. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!
2. Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О если бы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!
3. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!
4. Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими!
5. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня!
Ответ:
Тесей. 2. Дедал. 3. Геракл. 4.Персефона. 5. Прометей.
5. Исправьте ошибки в тексте:
-Ясон, сын фессалийского царя Эсона, отправился в далекую страну Египет на поиски шкуры волшебного барана - серебряного руна. Со своими спутниками он плыл на корабле, который был назван в честь бога - "Гермес". Им очень мешала дочь царя Медея. Так и не добыв руно, герои вернулись в Грецию.
Ответ:
Не в Египет, а в Колхиду.
Золотое руно.
Корабль "Арго".
Не мешала, а помогала.
Они добыли руно.
- Персей, сын Зевса и царицы Данаи, отправился в страну горгон - прекрасных дев. Вместо волос на их головах извивались прекрасные цветы, а взгляд обращал каждого в камень. Персей, чтобы попасть к горгонам, похитил крылатые сандалии своего отца. Ему удалось победить одну из Горгон хитростью: чтобы не окаменеть, он закрыл глаза. Победив ее, он женился на ней.
Ответ:
Горгоны - крылатые чудовища, покрытые чешуей.
На голове у них - змеи вместо волос.
Сандалии он взял у бога Гермеса.
Он смотрел на отражение горгоны в своем медном щите.
Он женился на дочери царя Андромеде.
6. Кто мог потерять эти вещи?
Клубок ниток, золотое яблоко, соль, воск и перья, черный парус, крылатые сандалии, трезубец, лира.
Ответ:
Ариадна, Афродита, Одиссей, Дедал, Тесей, Гермес, Посейдон, Аполлон.
7. Домашнее задание: символ (герб) героя. Учащиеся показывают рисунки с изображением символа мифического героя и объясняют его.
8. Родительское горе героев мифов.
Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:
- Не осуждайте несчастного отца. Да, мне не кого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица... Но удивительно прекрасен созданный богом мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!
- Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет паруса! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!
- Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!
Ответ:
Дедал, Эгей, Деметра.
9. Нарисуйте карту путешествия мифологических персонажей - аргонавтов Геракла, Персея, Тесея. Карту можно снабдить комментариями и иллюстрациями.
В конце урока учитель задает вопросы:
- Можно ли использовать мифы как исторические источники?
Ответ: Да. Например, по мифам о богах можно узнать занятия древних греков. А по мифам о музах - сферы искусства.
- Почему появилась мифология?
Ответ: Потому что древние люди не могли с научной точки зрения объяснить явления природы.
По ходу урока команды получают по одному баллу за каждый правильный ответ.
В конце урока баллы суммируются и определяется победитель.
Литература.
- Арасланова О.В. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др. и Ф.А.Михайловского. М., 2005.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учителя, М.,1996.
- Уткин Э.В. Школьные олимпиады. История.5-9 классы. М.,2004.