Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Задачи:

  • обобщить и закрепить знания о древнегреческой мифологии,
  • подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы,
  • проанализировать мифы как исторические источники,
  • развивать образное и логическое мышление путем выполнения учащимися познавательных и конкурсных заданий.

Домашнее задание к уроку:

  • учащиеся повторяют мифы Древней Греции,
  • нарисовать символ (герб) героя (например, Геракл, Икар, Дедал, Персей, Тесей, Ясон) и объяснить выбор символа,
  • подготовить представление команд.

Класс делится на две команды - "Афиняне" и "Спартанцы". Выбирают командира.

Сегодня на уроке мы проводим соревнование на знание древнегреческой мифологии.

Миф - древнее народное сказание о богах или героях.

Конкурсы:

1.Представление команд.

2.Соотнесите:

-имена богов с их функциями:

1. Аид.

2. Аполлон.

3. Афина.

4. Гермес.

5. Гефест.

6.Деметра.

7.Дионис.

8.Зевс.

9.Посейдон.

1.Владыка моря.

2. Отец богов и людей, бог-громовержец.

3. Богиня земли и плодородия.

4. Правитель подземного царства.

5. Покровитель торговцев и воров.

6. Бог вина и священного безумия.

7. Покровитель прорицателей и искусств.

8. Покровитель кузнечного ремесла.

9. Богиня мудрости и войны.

Ответ:

1-4; 2-7; 3-9; 4-5; 5-8; 6-3; 7-6; 8-2; 9-1.

- имя музы со сферой ее покровительствования:

1. Евтерпа.

2. Каллиопа.

3. Клио.

4. Мельпомена.

5. Полигимния.

6. Талия.

7. Терпсихора.

8. Урания.

9. Эрато.

Эпическая поэзия.

История.

Комедия.

Трагедия.

Танец.

Любовная поэзия.

Астрономия.

Торжественные песнопения (гимны) в честь богов.

Лирическая поэзия.

Ответ:

1-9; 2-1; 3-2; 4-4; 5-8; 6-3; 7-5; 8-7; 9-6.

3. Вычеркните лишнее, объясните свой выбор:

- Немейский лев, керинейская лань, критский бык, стифалийские птицы.

Ответ:

Лишний - бык, он был убит Тесеем, остальные - Гераклом.

- кобылицы Диомеда, эриманфский кабан, лернейская гидра, медуза Горгона.

Ответ:

Лишнее - Горгона, была убита Персеем, остальные - Гераклом.

4. Подумайте, кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе такие слова:

1. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!

2. Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О если бы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!

3. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!

4. Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими!

5. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня!

Ответ:

Тесей. 2. Дедал. 3. Геракл. 4.Персефона. 5. Прометей.

5. Исправьте ошибки в тексте:

-Ясон, сын фессалийского царя Эсона, отправился в далекую страну Египет на поиски шкуры волшебного барана - серебряного руна. Со своими спутниками он плыл на корабле, который был назван в честь бога - "Гермес". Им очень мешала дочь царя Медея. Так и не добыв руно, герои вернулись в Грецию.

Ответ:

Не в Египет, а в Колхиду.

Золотое руно.

Корабль "Арго".

Не мешала, а помогала.

Они добыли руно.

- Персей, сын Зевса и царицы Данаи, отправился в страну горгон - прекрасных дев. Вместо волос на их головах извивались прекрасные цветы, а взгляд обращал каждого в камень. Персей, чтобы попасть к горгонам, похитил крылатые сандалии своего отца. Ему удалось победить одну из Горгон хитростью: чтобы не окаменеть, он закрыл глаза. Победив ее, он женился на ней.

Ответ:

Горгоны - крылатые чудовища, покрытые чешуей.

На голове у них - змеи вместо волос.

Сандалии он взял у бога Гермеса.

Он смотрел на отражение горгоны в своем медном щите.

Он женился на дочери царя Андромеде.

6. Кто мог потерять эти вещи?

Клубок ниток, золотое яблоко, соль, воск и перья, черный парус, крылатые сандалии, трезубец, лира.

Ответ:

Ариадна, Афродита, Одиссей, Дедал, Тесей, Гермес, Посейдон, Аполлон.

7. Домашнее задание: символ (герб) героя. Учащиеся показывают рисунки с изображением символа мифического героя и объясняют его.

8. Родительское горе героев мифов.

Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:

- Не осуждайте несчастного отца. Да, мне не кого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица... Но удивительно прекрасен созданный богом мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!

- Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет паруса! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!

- Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!

Ответ:

Дедал, Эгей, Деметра.

9. Нарисуйте карту путешествия мифологических персонажей - аргонавтов Геракла, Персея, Тесея. Карту можно снабдить комментариями и иллюстрациями.

В конце урока учитель задает вопросы:

- Можно ли использовать мифы как исторические источники?

Ответ: Да. Например, по мифам о богах можно узнать занятия древних греков. А по мифам о музах - сферы искусства.

- Почему появилась мифология?

Ответ: Потому что древние люди не могли с научной точки зрения объяснить явления природы.

По ходу урока команды получают по одному баллу за каждый правильный ответ.

В конце урока баллы суммируются и определяется победитель.

Литература.

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др. и Ф.А.Михайловского. М., 2005.
  2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учителя, М.,1996.
  3. Уткин Э.В. Школьные олимпиады. История.5-9 классы. М.,2004.