Урок-суд по истории в 9-м классе: "Сталин: "отец народов" или "враг народа"?"

Разделы: История и обществознание


ТЕМА УРОКА: Урок-суд “Сталин: “Отец народа” или “враг народа”.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • используя материал предыдущих уроков, выявить умение учащихся анализировать и делать выводы;
  • продолжить работу над развитием у учащихся навыков высказывать свою точку зрения по данному вопросу и умение ее доказывать;
  • развивать мышление школьников, а также нравственные ориентиры, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколении, уважать личности и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.

ТИП УРОКА: По классификации С.А. Ежовой – урок применение знаний и формирование умений и навыков.

ФОРМА УРОКА: Игра смешного типа. Персонификация как прием изучения и обобщения фактического материала позволит ребятам представить типичные общественные настроения, создать эффект присутствия, понять, что и как чувствовали, как мыслили современники событий, ощутить дух эпохи.

УРОК РАЗДЕЛЕН НА 3 ЭТАПА

I этап – вводный; где акцентируется внимание ребят на актуальность и значимость темы.

II этап – основной; непосредственная игра-суд.

III этап – оценочный; ребята выполняя роль присяжных-заседателей, высказывают свое мнение по вынесению приговора, ведут дискуссию.

 ЭПИГРАФ УРОКА

“Мыслящий исследователь вглядывается в памятники прошлого для того, чтобы найти в этом прошедшем материалы для изучения человека вообще, а не для того, чтобы погрозить кулаком покойнику Сидорову или погладить по головки покойника Антона”
(Д.И. Писарев)

“Сталин – это не человек, которого можно похоронить. Сталин – это явление, это болезнь”
(Слова из заключительной серии российско-американского фильма “Монстр”)

ХОД УРОКА

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Сегодня урок пройдет в форме суда. Тема на доске. Она очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.

Мы перелистаем страницы истории страны 20-30-х годов, к которым привел сталинизм, о массовых репрессиях, о свертывании демократии, об индустриализации, коллективизации и культурной революции.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА:

Прошу всех встать! Начинаем судебное разбирательство по делу Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили), 1878 года рождения, уроженца грузинского города Гори. С именем этого человека связан целый период истории нашей страны. На нашем судебном заседании мы попытаемся выяснить о пользе и вреде его деятельности.

Прошу всех садиться! Слово для обвинения предоставляется прокурору.

ПРОКУРОР:

Уважаемый судья! Уважаемые присяжные заседатели! Я обвиняю человека, имя которого Иосиф Сталин. И предъявляю ему следующие обвинения: укрепление тоталитарного режима, культ личности, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, массовые репрессии.

В 1924 году к власти в стране пришел дерзкий, хладнокровный, непреклонный, амбициозный человек. Униженный нищетой с детства, не имевший друзей, он чувствовал некую ущербность, которую компенсировал неимоверным рвением к учебе, трудолюбием, жаждой власти. Он не любил себе подобных людей – сильных и властных: искусно стравливал своих политических противников, пользуясь их слабостями или взаимной неприязнью. Не сразу он стал полноправным правителем. После длительной борьбы Сталин отстранил от власти соратников Ленина, а затем их уничтожил.

По его приказу сотни тысяч рабочих, крестьян, служащих, врачей, учителей, инженеров, военных были посажены в тюрьмы и лагеря или расстреляны - они были признаны "врагами народа". Но пострадали не только они сами, но и их родственники. Членов семей осужденных выселяли из квартир, лишали работы, исключали из институтов. Детей осужденных с презрением называли детьми "врагов народа".

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА:

Для дачи показаний приглашается свидетель обвинения - Николай Николаевич Бухарин - "законный любимец партии" и будущий "враг советского народа".

СВИДЕТЕЛЬ Н.Н. Бухарин:

Период 1924-1930 гг. стал временем постепенного, но неуклонного возвышения Сталина. При этом он не брезгует никакими методами - заключает негласные сделки, договоры, подслушивает телефонные разговоры, усиливает контроль над карательными органами, устраняет опасных для себя людей. В кругах старых большевиков долго ходили слухи о том, что Сталин отравил Ленина. В 1925 году Сталин ускорил смерть крупного военачальника М.Фрунзе. А в 1927 году Сталину удалось убрать из руководящих органов 75 активных деятелей оппозиции.

Сталин беспринципный интриган, который любое дело подчиняет интересам сохранения своей власти. Он меняет свои теории, смотря по тому, от кого хочет избавиться". Теоретическое "обоснование" для торжества Сталина быстро нашлось. Это идея" победы социализма в ОДНОЙ стране", которая означала по существу переориентацию с курса на мировую революцию, на создание великой индустриальной державы.

Под прикрытием этой идеи Сталину удается вначале разгромить группу Троцкого с помощью Каменева и Зиновьева, затем одолеть их при непосредственной моей помощи. Я не был силен в политической интриге и потому, и опомниться не успев, вдруг в глазах партии стал вождем ''правой оппозиции". Я с ужасом наблюдал, как мой друг и соратник СТАЛИН крушит НЭП, введя в деревне под маркой "сплошной коллективизации" "военно-феодальную эксплуатацию крестьянства".

Летом 1929 года еще, будучи членом Политбюро, совершая поездку по южным областям России и Украины, я видел умирающих от голода крестьянских детей. Я потрясен! Если такое происходит через 10 лет после революции, то зачем она вообще нужна!

ПРОКУРОР:

Уважаемый суд! В августе 1936 года Бухарин впервые назван среди "врагов народа", а на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП (Б) 1937 года Николай Николаевич был исключен из партии и немедленно арестован. Приговор был однозначен – смертная казнь.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА:

Приглашается свидетель - крестьянин для дачи показаний.

КРЕСТЬЯНИН:

Было нас в семье семеро: из семи человек пятеро работников. В хозяйстве имелись: лошадь, корова, козы, куры, утки. Все нажитое досталось тяжелым трудом.

Наступил 1929 год. Сталин и правительство страны решили превратить наши мелкие единоличные крестьянские хозяйства в крупные, объединив их в колхозы. При этом часто можно было услышать такие слова:

“Кто в колхоз не пойдет, тот враг Советской власти!”

Для создания колхозов в помощь нашим деревенским руководителям из города приехали три парня. Они ходили по домам, агитировали за вступление в колхоз. Потом рассказывали о машинах на полях, о совместной дружной работе, о богатых урожаях.

Мужики переговаривались между собой, сомневаясь: "Как это - работать всем вместе? Как в старое время на барщине на господ работали? Отец мой крикнул: Значит, я буду надрываться на поле, а другой семечки лузгать?! А что наработаем, на всех делить станем?! Нет, так не пойдет! Не нужен мне ваш колхоз!

Тогда горожанин вскочил из-за стола и грозно сказал: Раз в колхоз не вступаешь, значит, ты кулак!

Через несколько дней пришли нас раскулачивать. Осмотрев все углы, сказали отцу: Все ваше имущество мы забираем. Как кулацкая: вся ваша семья подлежит выселению.

Через несколько дней посадили нас на телегу повезли в город. Здесь нас погрузили в товарные вагоны и повезли на восток, в Сибирь. Ехали мы как сельди в бочке, в страшной тесноте и духоте.

До места добрались далеко не все. Только в нашем вагоне несколько человек по дороге умерло. А тут новые беды.

В суровом краю, в непривычных условиях, надо было начинать все сначала. Многим такое испытание оказалось не по силам: ослабевшие, уставшие люди, особенно женщины и дети, долго в Сибири не выдержали, умирали сотнями, тысячами. Похоронили мы здесь бабушку, мать, сестренку...

ПРОКУРОР:

Выслушав показания свидетелей, считаю необходимым обратить внимание на то, что отобранное у крестьян зерно продавал правитель рабоче-крестьянского “государства” врагам империалистам. А созданные недавно колхозы и совхозы не имели необходимой техники и достаточного количества элеваторов. Поэтому сданный государству хлеб большей частью пропал. Начался голод. Особенно жуткими стали 1932-1933 годы. В эти годы от голода погибло от 4 до 5 млн. человек. Если суд оправдает Сталина, мы будем вынуждены оправдать все последующие человеческие жертвы.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА:

Слово для защиты предоставляется адвокату.

АДВОКАТ:

Издавна хлеб был главным богатством России. В свое время помещики сколачивали капиталы, продавая русскую пшеницу Европе. Отобранное у крестьян зерно, а так же золото предназначалось для вывоза преимущественно в Германию. Добыча этого металла с начала 30-х годов достигла небывалых размеров, прежде всего на Колыме и на Крайнем Севере. Германия же, обязалась предоставить Советскому Союзу значительные кредиты, а так же технику для проведения ускоренной индустриализации.

ПРОКУРОР:

Предлагаю для ознакомления следующий документ:

Из доклада невозвращенца П. Янищевского об операциях Госбанка СССР с золотом (январь 1933 года). (Зачитывается документ: страница 428 “Хрестоматия”) Таковы печальные факты.

АДВОКАТ:

История самый объективный и самый бесстрастный судья. Предлагаю следующий пример в защиту сталинской политики.

В 1925 году на ХIV съезде партии впервые появился лозунг индустриализации. Стране необходимо все: шоссейные и железные дороги, судоходные каналы, машиностроение, автомобильный транспорт, армия. Для того, чтобы ускорить процесс индустриализации в 1929 году был принят пятилетний план развития экономики (с этой поры пятилетние планы стали традицией).

Результаты индустриализации:

Темпы роста промышленной продукции были высокими от 7 до 13 % в год (по подсчетам современных экономистов). Появились новые отрасли: машиностроение, электроэнергетика, нефтяная промышленность, химическая промышленность, и др. ... За две первые пятилетки в стране было построено свыше 9 тыс. новых предприятий.

По количеству вооружения Красная Армия в середине 1930-х годов стала сильнейшей в мире. По добыче угля и руд, по выплавке металла, по производству электроэнергии СССР сравнялся с ведущими, европейскими странами.

Об этом говорится в документе И.В.Сталин о перспективах построения коммунизма в СССР. Из отчетного доклада ЦК ВКБ (б) на ХУ111 съезде партии 10 марта 1939 года

Многие эксперты западных стран задавались вопросом: как удалось большевикам осуществить это экономическое чудо.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА:

Слово предоставляется свидетелю защиты рабочему - горняку Алексею Стаханову.

СВИДЕТЕЛЬ СТАХАНОВ:

Я, Алексей Стаханов, беспартийный горняк. 30 августа 1935 года вырубил за смену 102 т. угля вместо 7 т. по норме. Обо мне писали газеты! Зарплата моя составляла от 700 до 2000 руб., когда другие получали по 150-200 руб. ... Меня наградили орденом! Меня узнавали везде! ...

Человек - самый ценный капитал – провозгласил И.В.Сталин. Да, это действительно так и было. Нам, рабочим и колхозникам, были возвращены наши праздники: новогодние елки, карнавалы, танцы, джаз, были открыты парки культуры и отдыха. Отменили карточки на продукты.

Да, жить стало лучше, жить стало веселее! как говорил наш любимый вождь.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА:

Слушаются показания следующего свидетеля колхозника Иванова П.

КОЛХОЗНИК:

Я согласен с нашим вождем: жить стало лучше... На наших колхозных полях появился железный конь – трактором называется. Ой, как он нам помог! Лошадей ведь перерезали! Скоро, говорят, пришлют комбайны, автомашины. Что за звери не знаю пока!

За отработанные в колхозе трудодни, зерно выдают. В феврале 1935 года нам разрешили иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами и 10 овец. Открыли школу: мы с соседом Игнатом вместе с ребятней ходим; учимся читать и писать. А какой клуб мы срубили с мужиками! Ну, просто дворец! Каждую неделю Филька, местный грамотей, показывает кино. Уж больно мне понравилась картина Свинарка и пастух! Вот свинарка, вот баба, во как поработала, аж в самой Москве побывала! Одним слово – Хорошо живем!

АДВОКАТ:

Прошу дополнить мое выступление!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА:

Не возражаю!

АДВОКАТ:

Среди намеченных великих строек пятилетки был и Балтийско-Беломорский канал. Эта стройка имела очень важное значение в военно-стратигическом отношении, а также в отношении транспорта и народного хозяйства.

Вот документы, это подтверждающие:

1) Подготовительные материалы... (стр. 395 “Хрестоматия”)

2) Постановление... о постройке... (стр. 398 “Хрестоматия”)

(Зачитываются документы)

ПРОКУРОР:

Прошу предоставить слово местному свидетелю.

МЕСТНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ:

ПО официальным данным в 1930- 1953 годы по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности были вынесены осуждающие приговоры в отношении 3778234 человек, в том числе 786098 – смертных (татар среди них было 25 тысяч).

Среди репрессированных - 205 из Альметьевского района, двое из которых АППАКОВЦЫ. Это Неклюдов Семен Григорьевич 1899 года рождения (репрессирован на 8 лет) и Неклюдов Яков Евсеевич 1896 года рождения (репрессирован на 8 лет).

ПРОКУРОР:

Всевластие революции, ни за что, ни про что доставшиеся ему (Сталину), окончательно его развратило. Во всем, что он делал, был протест против человечества.

Среди узников Сталинских лагерей были такие известные люди, как авиаконструктор Туполев А.Н., ученый и конструктор Королев С.П., биолог и генетик Тимофеев - Ресовский Н.В., писатель Солженицын А.И., поэт Анатолий Жигулин и многие другие. В стране установился террор.

АДВОКАТ:

Уважаемый, председатель суда, я бы хотел дополнить свое выступление в защиту Иосифа Виссарионовича.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА:

Не возражаю!

АДВОКАТ:

Уважаемый прокурор утверждает, что в стране установился большой террор. Но при помощи большого террора, Сталин пытался ликвидировать социальную напряженность в стране, логическим продолжением которого, явилось принятие Новой Конституции в 1936 году. Конституция предоставляла всем гражданам СССР демократические права и свободы.

Основной целью социализма - по-сталински явилось наращивание мощи государства. Руководство СССР получило возможность целенаправленно формировать мысли и чувства людей. Идеология, в атмосфере которой человек рождался, воспитывался и жил, стала со временем даже более действенным средством контроля над страной, чем страх. Такой идеей стал патриотизм. Прошу зачитать письмо чешской девушки, адресованное редакции журнала Новое время - Ганы Шмрговой:

(Зачитывается письмо)

Если бы кто-то задал мне вопрос: в какое время я хотела бы жить в вашей стране, я бы сказала: при Сталине. Почему? В это время жилось всем очень плохо материально, не было демократии, но большинство людей работало для того, чтобы поднять родину, чтобы попытаться жить лучше.

Народ не только страдал, но и строил новое социалистическое общество. Верил этому, и это давало ему силы. В это время было для чего жить.

А сегодня жить для чего?

АДВОКАТ:

Да, немногочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела...

Но нельзя забывать и о культурной революции. Главным успехом культурной революции стали преодоление неграмотности населения. По переписи 1939 года, грамотность в СССР составила 87,4 %. Только в течение 1933-1934 годов в стране открылось более 20 тыс. новых школ. Важнейшей чертой культурной революции стало и активное приобщение советских людей к искусству. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Широкое распространение получило физкультурное движение.

Символами величия сталинского государства стали Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, похожие на дворцы залы станций Московского метро, грандиозная скульптурная композиция В. Мухиной Рабочий и колхозник.

Обвиняя Сталина в деспотии, покорении народа и узурпации верховной власти, мы не должны забывать о том, что он укрепил экономическую и политическую стабильность в стране. Его личные качества оказались востребованы определенной системой в конкретной исторической ситуации.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА:

Спасибо, уважаемый адвокат, уважаемый прокурор, свидетели. Уважаемые присяжные заседатели: судебные прения окончены и вам предстоит сейчас вынести ваш приговор:

Кто есть Сталин: “отец народов” или “враг народа”?

Приговор выносят присяжные (в роли присяжных выступают и учащиеся, и гости урока). По желанию каждый может высказать свою точку зрения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многих ваших родственников и знакомых. Сейчас идет реформирование нашего общества. Шаг, за шагом, медленно и тяжело мы движемся к демократическому обществу. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать все необходимое, чтобы не повторились ошибки нашего исторического прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киселева А.Ф., Щагина Э.М. “Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). М.,1996.

2. Энциклопедия для детей. История России XX в., М., 2002.

3. Журнал “Огонек”, №17, 1989.