О, юноша, исполненный дерзаний,
Воспрянь, решительно отбросив лень,
И, захватив с собой глубины знаний,
Приди к нам в этот день!
Цели и задачи урока:
- Обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по важнейшим событиям истории Древней Греции.
- Продолжить формирование у учащихся навыков анализа событий, явлений, деятельности отдельных исторических личностей; умения обобщать и делать выводы; умения составлять рассказ; правильно объяснять исторические термины; умения оценивать свою работу на уроке и работу товарищей.
- Прививать интерес к изучению истории, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
- Карта «Древняя Греция».
- Картины по истории Древней Греции.
- Тесты.
- Тексты с заданиями:
Историческая путаница.
Четвёртый лишний.
Вставь пропущенные буквы.
Пиши грамотно.
Крылатые фразы.
- Дерево и карточки с определениями.
- Кроссворд.
- Аппликации богов, карточки с именами богов, изображения предметов.
- Контурные карты.
- Ватман, на котором написаны фамилии учащихся, против которых ареопаг прикрепляет лавровые листочки. Победителем соревнования будут те учащиеся, которые набрали наибольшее количество лавров.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Стихотворение О. Тарутина «Что я видел в Эрмитаже» (читает ученик).
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки на веки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлант).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы!
Ну, а всего поразительней, братцы,
То, что мы с ними могли б изъясняться!
Физика, космос, медуза, стратег
Понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: асфальт, стадион, и динамо
Скажешь ты это по-гречески прямо!
Библиотека, театр, берилл
Так, между прочим, и грек говорил!
III. Вступительное слово учителя:
Ребята, как вы, наверное, уже догадались, сегодня на уроке у нас пойдёт речь о Древней Греции. Эллины (греки) оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, прекрасные мраморные и бронзовые статуи, великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас. Греческая письменность послужила основой для многих алфавитов; многие наши имена греческого происхождения – это Александр, Алексей, Василий, Галина, Ирина и другие. Греция стала родиной театра. И именно в Греции зародились Олимпийские игры. И сегодня на уроке у нас состоятся свои Малые олимпийские Игры, на которых мы будем состязаться в знаниях по важнейшим событиям истории Древней Греции, продолжим формирование навыка анализировать события, явления, деятельность отдельных исторических личностей; умения обобщать и делать выводы; умения составлять рассказ; правильно объяснять исторические термины; умения оценивать свою работу на уроке и работу товарищей.
Итак, ребята, сейчас у нас состоится необычное состязание, главным оружием здесь знания будут! Вы знаете, что ни одни уважающие себя соревнования не обходятся без строгой судейской коллегии.
Сам Зевс, наскучив с богами сидеть
На высоком Олимпе.
На землю решил он в четверг опуститься
И на уроке у нас появиться.
Под звуки грома появляется Зевс вместе с Аполлоном и Афиной.
Зевс:
В старину в античном мире
Двадцать пять веков назад
Города не знали мира,
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны.
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудёт
Самый лучший пятый класс.
Для сражений мирных будет
Полем боя – этот класс!
Зевс зажигает олимпийский огонь и поднимает олимпийский флаг с эмблемой:
«МОИ» (Малые олимпийские игры).
Учитель:
Боги строгие и великие,
Клянитесь судить всех справедливо!
Никому не подсуживать и не засуживать!
Быть справедливыми до конца!
Боги: (хором): Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся! – они оценивают работу учащихся на протяжении всего урока. В конце урока результаты вывешиваются на доску на ватмане. За правильный ответ учащиеся получают лавровый лист.
IV. Ну, а теперь приступаем к нашим состязаниям.
И в начале у нас будет разминка, вопросы которой перед состязаниями передал мне сам Зевс:
- Где проводились Олимпийские игры в Древней Греции? (в Олимпии).
- Кто допускался к участию в Олимпийских играх в Древней Греции? (мужчины).
- В честь кого проводились Олимпийские игры в Древней Греции? (в честь Зевса).
- Когда были проведены первые Олимпийские игры современности? (В 1896 году, в Афинах).
- Где и когда состоялись XX Зимние Олимпийские игры? (в феврале 2006 года, в Турине).
V. А сейчас мы посмотрим как вы знаете термины, связанные с историей Древней Греции
и проведём «Историческую зарядку» - На доску прикреплено вырезанное из ватмана оливковое дерево, на ветвях которого листья. На каждом листе булавками прикрепляется исторический термин. Под напором струи воздуха (вентилятора) с прикреплённого дерева срываются листья и разлетаются по классу. Каждый ученик собирает по листку и затем зачитывая термин, даёт его определение.
Предлагаются следующие термины: ИЛОТЫ, СТРАТЕГ, АГОРА, ДЕМОС, ТРИЕРА, АРХОНТ, АМФОРА, ПОШЛИНА, ГРАЖДАНИН, АРИСТОКРАТ (количество терминов по количеству учащихся в классе).
VI. Посмотрим, как дальше пойдут наши дела.
Следующее задание: «Историческая путаница». Ваша задача – найти исторические ошибки в тексте (на каждой парте).
Фермопильское сражение.
В начале V века до н. э. Греция вела борьбу с персами. Во главе персов стояли братья Чжан, а во главе греков – Тутмос III. В 480 г. до н. э. у Фермопил, в Пелопоннесе, произошло сражение. В бою участвовали боевые слоны, колесницы, лучники. Греки держались мужественно, персы не могли их сломить. Тогда изменник, по приказу царя Хаммурапи, повёл отряд в обход по горам и вышел в тыл афинянам. Битва закончилась поражением греков, и царь Дарий I захватил всю страну.
VII. А теперь посмотрим, знаете ли вы богов Древней Греции.
– На доску прикрепляются изображения богов, изображения различных предметов и карточки с именами богов: АИД, ПОСЕЙДОН, ЗЕВС, АФИНА, ГЕФЕСТ, ДИОНИС, ГЕРМЕС. Задача учащихся правильно соотнести имена богов с их изображениями и изображенные предметы с именами богов, которым они принадлежат.
VIII. Следующее задание – Пиши грамотно.
Каждый историк должен правильно писать исторические термины, понятия, географические названия. Запишите правильно (на каждой парте):
Д(е,и)мократия
Б(о,а) лканский п(о,а)луостров
Арист (о,а)крат
Акроп (а,о)ль
(А,о)ре(а,о)паг
IX. Переходим к следующему заданию «Четвёртый лишний»
- задание на установление причинно-следственных связей. Напечатаны на карточках и показываются ученикам:
- Зевс
Анубис
Посейдон
Гефест
- Леонид
Дарий I
Мильтиад
Фемистокл
- Микены
Спарта
Вавилон
Афины
- Ахиллес
Гектор
Полифем
Патрокл
X. Следующее задание - контрольные тесты (II варианта) – приложение 1.
XI. А теперь немного поиграем «Только одна битва».
Условие задания: учитель произносит слово, если оно относится к рассказу об одной битве, и только об одной, то ученики поднимают руки, подтверждая, что это слово можно применить, только в рассказе о Марафонском сражении: Персы, предатель, греки, Ксеркс, Марафон, Леонид, «Радуйтесь, афиняне, мы победили», 480 г. до н. э., флот, Дарий I, фаланга, «Приди и возьми», Фемистокл, 490 г. до н.э., Мильтиад, триеры, равнина, марафонский бег, Саламин.
XII. Следующее задание - составить предложения со следующими словами:
А) Солон, долги, рабство.
Б) Независимость, греки, война.
В) Олимпия, 776 г. до н. э., игры.
XIII. Решение кроссворда – работа прекращается, как только первые 3 учащихся поднимают руку – приложение 2.
XIV. Идём дальше. Следующее задание - Вставьте пропущенные буквы. (задание на каждой парте).
Задание №1. Впишите недостающие слова.
Греция расположена в Европе, в южной части ______________ полуострова.
На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них ______________. Более трёх с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города ___________________________.
Задание №2. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
М - - - с – царь Крита.
А - - - - - а – дочь критского царя.
Э - - й – царь Афин.
Т - - - й – сын царя Афин.
М - - - - - - р – чудовище, жившее в лабиринте.
Д - - - л – знаменитый афинский мастер, живший на Крите.
И - - р – сын мастера, утонувший в море.
XV. А теперь посмотрим как вы знаете крылатые выражения. Следующее задание – Крылатые фразы.
Ученикам предлагается ситуация, которую необходимо завершить крылатой фразой и объяснить её (на каждой парте):
- Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами…(« Со щитом иль на щите» или «С ним или на нём»).
- Мать, узнав от богов судьбу сына, купает его в водах подземной реки, делавшей человека неуязвимым. Однако роковой судьбы избежать не удалось. Юноша всё равно погибает от стрелы Париса. С тех пор уязвимое место называют…
(«Ахиллесовой пятой»).
- В это утро осаждённые были удивлены и обрадованы. Вместо ставшего привычным за долгие годы осады лагеря врагов они увидели только кучу мусора и огромное деревянное сооружение, похожее на лошадь. Жители обрадовано ввезли его в город. Они ещё не знали, как опасен этот… («Троянский конь»).
XVI. Переходим к следующему заданию – Загадки Хроноса
– нужно назвать слово, которое получило широкое распространение на Олимпийских играх. Для этого необходимо расставить в хронологической последовательности следующие события и точно назвать их даты:
[ л ] – реформы Солона.
[ е ] – Марафонское сражение.
[ т ] – Саламинская битва.
[ т ] – первые Олимпийские игры древности.
[ а ] - Начало Троянской войны.
Ответ: АТЛЕТ.
XVII. Подведение итогов
– боги вывешивает ватман на доску с получившимся результатом. Награждают лучших лавровыми венками.