Урок-семинар по истории России XX в. (9-й класс.)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Класс: 9 класс.

Учебник: А.А. Данилов История государства и народов России XX век. М. 2005 год.

Тема урока: альтернативы развития России в феврале-октябре 1917 года.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: урок - семинар.

Цель урока: рассмотреть варианты развития Росси в период февраля-октября 1917г.

Задачи:

  1. Образовательные: формирование представления о многовариантности исторического развития; понимание причин краха различных альтернатив общественного развития в 1917 г.; выяснение причин победы леворадикальной альтернативы.
  2. Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи.
  3. Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Предварительная подготовка была проведена за неделю до семинара. Учащимся были предложены вопросы семинарского занятия и список литературы.

Вопросы семинарского  занятия:

  1. Раскройте позицию Временного правительства в решении важнейших вопросов революции в феврале-июне 1917 г.
  2. Каковы причины и последствия выступления Корнилова.
  3. Определите позицию большевиков в решении основных вопросов революции. Как и под   влиянием каких событий менялась тактика большевиков.

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов «Россия в ХХ веке» М.Просвещение 2001  
А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин «Новейшая история Отечества ХХ в.» М.Владос 1998 г. Том 1.

Документы:

«История Отечества в документах» 1917-1993 г. Ч1. М.1994 г.
«Хрестоматия по истории России» 1917-1940 г. М. 1995 г.

Оформление доски.

Тема семинара: Альтернативы развития России в феврале-марте 1917 г.

Таблица 1

Вопросы Временное правительство Большевики
о власти
о земле
о мире 

Таблица 2

Тактика большевиков
Апрель-август Август-октябрь

Шпаргалка


Организационный  этап

Цель этапа

Проверить  готовность класса к проведению урока. Организовать внимание учащихся, воспитать привычку к быстрому переходу от психологического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания, возникающему в начале урока.

Этап изучения нового материала.

Цель этапа

Продолжить работу по развитию диалогической речи учащихся и формированием самостоятельности в работе с первоисточниками. Рассмотреть альтернативы развития России в феврале – октябре 1917 года и выяснить причины прихода большевиков к власти. Установить причинно-следственные связи, которые будут способствовать формированию исторического мышления учащихся.

Организация учебного процесса

Семинарское занятие начинается со вступительного слова учителя.

Он  обращает внимание учащихся  на «шпаргалку» и кратко  раскрывает  понятие «альтернатива», называет три возможных варианта развития России. Учитель переключает внимание учащихся на таблицы и  предлагает  выполнить  задание: в ходе выступлений учащихся класса выбрать материал и занести его в таблицу.

Рассмотрение первого вопроса

Ответы девятиклассников

1 ученик:

2 марта 1917 г. царь Николай II отрекся от престола, и вопрос о власти остался открытым. В этот же день было сформировано Временное правительство. Из документа «От Временного правительства от 3 марта 1917 г.» (Хрестоматия стр. 14.) можно узнать о его составе.

Председатель Совета министров и министр внутренних дел - князь Г.Е.Львов

Министр иностранных дел - П.Н.Милюков.

Министр военный и морской – А.И.Коновалов.

Министр финансов – М.И.Терещенко.

Министр просвещения – А.А.Мануйлов.

Обер-прокурор Синода - В.Н.Львов.

 Министр земледелия – А.И.Шингарев.

Министр Юстиции – А.Ф.Керенский.

Для того чтобы удержаться у власти, Временному правительству необходимо было решить основные вопросы: о мире, о земле, о власти.

Промедление с решением этих вопросов неминуемо вел к гибели правительства. Но Временное правительство медлило с решением, так как считало, что до созыва Учредительного собрания оно не вправе принимать важные законы.

2 ученик:

   Из «Декларации Временного правительства» от 2марта 1917 г.(История Отечества в документах 1917-1993 г. ч1. стр 17) можно судить о том, что данное правительство намеренно было создать в России демократический строй: «1.Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным. 2.Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями. 3.Отмена всех сословных, вероисповедных, национальных ограничений».

  Посмотрим, как решается вопрос о войне, пожалуй, самый важный. В обращении к населению 6 мата 1917 г. Временное правительство заявило, что будет свято хранить «связывающее его с державными союзы» и «приложит все силы к обеспечению нашей армии всем необходимым, чтобы довести войну до победного конца». Могло ли Временное правительство выйти из войны? Вряд ли. Оно выражало интересы буржуазии, тем более его представители боялись, да, наверное, и не могли взять на себя такую большую ответственность. Да и 9 марта страны Антанты признали такое правительство законным, что накладывало определенные обязательства.

Дополнения учащихся:

В решении земельного вопроса также видно, что Временное правительство медлило и наделять крестьян землей не собиралось, тем более не намерено было отбирать землю у помещиков. Из обращения министра земледелия А.И.Шингарева к волостным комитетам от 1 мая 1917 г.: «Лишь Учредительное собрание разрешит великий земельный вопрос, сейчас же надо сохранить все в полной неприкосновенности, тем более что распоряжения новой правительственной власти дают полную возможность разрешение всех недоразумений и споров по земельному делу. Самовольный захват земель и имущества будет рассматриваться как нарушение прав других граждан свободной России и будет караться по всей строгости закона». Итак, ни вопрос о войне, ни о земле Временное правительство не способно было решить – это вело к его гибели, делало непопулярным. Кризисы в апреле, июне, июле 1917 г. – яркое свидетельство этой непопулярности. Буржуазия, получив реальную власть, неспособна была ей распорядиться, да это и закономерно, так как в отличие от европейских стран русская буржуазия сформировалась как класс во II половине XIX века не имела опыта революционной борьбы, ее зависимость от царя в течении многих десятилетий делала ее пассивным классом.

После рассмотрения первого вопроса учитель просит учащихся занести необходимый материал в Таблицу №1.

Обсуждение второго вопроса

Выступление ученика с краткой биографической справкой о Л.Г.Корнилове

Конкретизация ответа, выступление ученика:

В корниловское движение были вовлечены различные по своему влиянию и возможностям политические силы. Ядро его составляли Союз офицеров армии и флота, действующий консервативно в Ставке, Союз георгиевских кавалеров, Союз казачьих войск крымовской организации и члены республиканского центра, тесно связанные с промышленно – финансовыми кругами. В телеграмме в Ставку 16 июля Корнилов выдвигает следующие требования: укрепление власти войсковых начальников всех уровней при сохранении института комиссаров и солдатских комитетов, распространение законов о смертной казни и на тыловые части, запрет митингов и агитации в армии. Корнилова поддержали Деникин, Алексеев, кадеты – Набоков, Астров, они надеялись, что с помощью военной силы можно навести порядок в стране. Казалось, что именно Корнилов способен навести порядок, но переговоры с Керенским 3 и 10 августа в Петрограде изменили ход событий. Керенского насторожил план Корнилова, затрагивающий общегосударственные интересы. Корнилов настаивал на едином правовом решении, как для фронта, так и для тыла, милитаризации транспорта и большей части промышленности. Его испугала прямая и жесткая линия Корнилова, которая вела к установлению военной диктатуры.27августа Керенский смещает Корнилова с поста Главнокомандующего, армия Корнилова была остановлена на подступах к Петрограду совместными усилиями Советов и Временного правительства. 2 сентября 1917 г. Корнилов был арестован и препровожден в Быховскую тюрьму. Корниловское наступление провалилось.

Учитель ориентирует учащихся  на проблемный подход к рассмотрению данного вопроса и предлагает выделить причины и последствия данного выступления. В качестве причин учащиеся отмечают попытку Временного правительства после кризиса июля 1917 г. опереться на армию и укрепить свою власть, а также стремление такими радикальными мерами навести порядок в стране. Учащиеся отмечают, что одним из последствий неудачного выступления Корнилова явилось укрепление авторитета партии большевиков и еще большее падение доверия к Временному правительству.

Обсуждение третьего вопроса

Выступление ученика:

Позиция большевиков в марте – феврале 1917 г. были довольно слабыми, именно поэтому была   возможность Временному правительству всю власть сосредоточить в своих руках. Но по мере того как «временные» медли в решении насущных вопросов, большевики набирали силу, и о росте их влияния говорит   изменение численности с февраля по октябрь 1917 г.

В противовес Временному правительству большевики дали конкретный ответ в решении вопроса о земле, о войне, о власти. Из «Апрельских тезисов» Ленина В.И. 3 апреля 1917 г.: «Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства. Немедленное заключение мира без аннексий и контрибуций. Национализация земли. Введение 8-часового рабочего дня». В апреле влияние большевиков в обществе было значительным.

Конкретизация ответа, выступление ученика:

   В период февраля – октября меняется тактика большевиков, схематично можно сказать, от мирного перехода власти в руки большевиков к вооруженному восстанию. В апреле Ленин призывал не поддерживать Временное правительство, и оно своим бездействием разоблачит себя, власть мирным путем перейдет к Советам, но нерешительность эсеров и меньшевиков в Советах приведет к разоблачению этих партий, и власть перейдет к большевикам. Но после расстрела демонстрации в Петрограде партии принимают решение о подготовке вооруженного восстания.

Этап систематизации знаний

Цель этапа

Обобщение материала, изученного на уроке. Продолжение работы над формированием навыков учащихся: систематизации исторического материала, проблемного обучения.

Учащиеся внесли необходимые данные в таблицы. Учитель  предлагает одному из учащихся зачитать записи в своей тетради, остальные слушают и поправляют ученика.

Таблица 1

Вопросы Временное правительство Большевики
о власти Откладывали решение вопроса до созыва Учредительного собрания  Никакой поддержки Временного правительства и захват власти
о земле Откладывали решение вопроса
Национализация земли
о мире  Продолжение войны Немедленный мир

Таблица 2

Тактика большевиков
Апрель-август Август-октябрь
Мирное течение революцииКурс на вооруженное восстание

После проверки таблиц учитель еще раз  ставит перед учащимися проблемный  вопрос.

Вопрос: «Какой из вариантов развития России был выбран в 1917 г.?»

Ответ ученика: «Леворадикальный, связанный с приходом к власти большевиков и установлением диктатуры пролетариата.»

Вопрос: «Почему в России был выбран леворадикальный вариант?»

Ответ ученика: «История дала шанс русской буржуазии взять власть в свои руки, но в силу своей нерешительности буржуазия не смогла эту власть удержать. Большевики же, наоборот, заняли очень активную позицию, они дали конкретный ответ на вопросы о власти, земле,  войне, и эта решительность привела к росту влияния большевиков в обществе и способствовала их приходу к власти.

Подведение итогов урока

Учитель подводит итог деятельности учащихся на уроке. В обсуждении приняли участие 8 учащихся, все они смогли аргументировать свой ответ, объяснить свою позицию в том или ином вопросе, их ответы были полными, интересными. Данные ответы оценены на «отлично».

 Учитель предлагает сдать на проверку тетради 3-м ученикам, с целью выяснить, насколько у этих учащихся сформирован навык выбора материала для заполнения таблиц. Этим учащимся оценка будет озвучена на следующем уроке.

Домашнее задание: Прочитать и пересказать учебник А.А.Данилов стр. 96-106  и подготовиться к ответам на вопросы №2,4 стр.107.