Цели:
- Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности.
- Показать их взаимосвязь и взаимодействие, взаимообусловленность.
- Акцентировать внимание на необходимости совместных усилий для их решения.
- Продолжаем работать в группах, воспитывая взаимопомощь, взаимодоверие, коллективизм.
Оформление:
- Слова С.Мазаева “Земля – наш дом”.
- А.Блок: плакат.
- Плакат:
Рис.
Вопросы для обсуждения:
1. Возможна ли III мировая война? Докажите.
2. Сможет ли НТР выровнять I и III эшелоны экономического развития?
3. Как по-вашему, в III тысячелетии можно ли будет решить на основе НТР экологические проблемы?
4. Реально ли к концу XXI века разрешить все глобальные проблемы?
Тема и план работы были даны за 2,5 недели до начала урока. Классы поделены на группы. Каждая группа получила задание.
1. Мировые войны. Международные отношения.
2. Решение глобальных проблем.
3. НTP – потери и приобретения.
4. Капитализм XX века.
5. Шведская модель капитализма.
6. Государства благоденствия.
7. Пути развития стран III мира.
8. НТР.
Учитель: Вопросы возникновения, сущности, путей разрешения проблем, стоящих перед человечеством, рассматриваются в курсах географии, биологии, химии, истории. В современном мире усиливаются интеграционные процессы между людьми, организациями, государствами. Растет взаимосвязь между ними. Этот процесс ученые назвали глобализацией, охватывающей весь земной шар. А глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависит судьба цивилизации.
К глобальным проблемам относят:
- Угроза новой мировой войны,
- Экологический кризис,
- Уровень развития стран III мира,
- СПИД,
- Терроризм,
- Наркомания и др.
Глобальные проблемы взаимосвязаны. (Переходим к работе в группах):
1. Слова Фурье: “Войны постоянный спутник человечества. Мир лишь проблеск, лишь сноведения...”
Обсуждаем проблему “Международные отношения. Мировые войны”.
2. Новое время — это эпоха, создавшая тот современный мир, в котором мы сейчас живем, время установления капиталистических отношений. Но мы остановимся на проблемах “Капитализм XX века”, (сообщения 1 группы).
3. Производительность труда, количество и качество производимой продукции, уровень жизни населения зависят от состояния производительных сил общества. В современных условиях происходят их качественные изменения под воздействием НТР, которая имеет глобальный характер. (Сообщения “НТР”)
4. Чем больше идет развитие НТР, тем больше экономический разрыв между Западом и Востоком. Как разрешить эту проблему? (Сообщения “Пути развития стран III мира”.)
5. Постиндустриальная цивилизация – утопия или реальность? Как решить глобальные проблемы?
Глобальные проблемы не просто касаются всего человечества, но и жизненно важны для него.
Почему решение глобальных проблем требуют совместных усилий всех народов? – Обсуждение вопросов, поставленных в начале урока. Предлагаю сформулировать предложения.
Предложения ребят были достаточно разумными. Например:
1. России вести более жесткую политику в отношении стран бывшего СССР.
2. Усилиями мирового сообщества сдерживать политику США в отношении Средней Азии.
3. Чтобы борьба с терроризмом не переросла в новую мировую войну.
Страны, ведущие активную борьбу с терроризмом, не тратили силы на выяснения проблем между собой.
4. Не допускать вмешательства других стран во внутренние дела России.
и др.
В это время класс “Б” занимался журналистской работой. Они освящали работу круглого стола. Были подготовлены рисунки по представленным докладам, краткие записи.
Учитель, представив работы учащихся, познакомив с их точками зрения на решение глобальных проблем, заканчивает урок.