Герб для умеющих разбирать его – есть
алгебра
и язык. Вся история второй половины средних веков
написана в гербах…
В.Гюго
Цели:
1.Помочь учащимся закрепить знания по теме: “Гербы моей Родины”, активизировать интерес к истории их создания.
2.Способствовать формированию умения понимать значение герба, прививать навыки исследовательской работы, работы в группе.
3.Воспитание патриотизма, уважения к государственным символам, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
Опережающее задание командам:
1. Собрать материал по истории герба города Райчихинска, Амурской области, Герба Российской Федерации.
2.Обсудить с родителями и старшими товарищами значение элементов гербов, символики цвета и изображений, подготовиться к конкурсу знатоков геральдики.
Участники турнира:
1.Три команды по семь человек. Команды имеют свой герб и название, связанное с гербом.
2.Герольды – распорядители турнира (трое учащихся старших классов) оценивают правильность ответов и подводят итоги турнира.
Оборудование: Государственный герб РФ, герб Амурской области, герб города Райчихинска, рисунки семейных (родовых) гербов учащихся, мультимедийный проектор.
Награждение: по решению герольдов команда победителей получает право поместить герб команды на свой семейный герб на память о победе в конкурсе эрудитов, оценки “5” и “4” по истории.
Ход мероприятия
Слово учителя: Наша Родина – самое большое государство планеты с прекрасным именем – Россия. Вы – будущие граждане этой страны, вам предстоит беречь ее, заботится о ней, защищать ее и, конечно, вы должны знать как можно больше об истории своей Родины, в том числе вы должны уметь понимать ее символы.
Сегодня завершающий урок по теме “Гербы моей Родины”. Он пройдет в виде турнира знатоков геральдики. В турнире примут участие три команды, которые продумали свои знаки отличия – гербы, а также имеют название своей команды.
Представление команд.
Вопросы командам:
1.С чем связана средневековая традиция наличия гербов у рыцарей?
2. Что обычно изображали рыцари на своих гербах?
3. Кто устанавливал правила составления гербов? Кто был распорядителем рыцарских турниров? (герольды)
Слово учителя. Вот и на нашем турнире имеются герольды, которые будут следить за ходом турнира. Они и определят победителя, а заодно и решат, какая команда получит право на заявленный ею герб.
Слово учителя. Успех в любом турнире зависит во многом от хорошей разминки, поэтому предлагаю командам для разминки несколько вопросов.
1 тур – Разминка.
1 этап.
1. Объясни термины: герб, геральдика, символ.
2 этап.
1. Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом и неофициальные. Назовите предметы, архитектурные сооружения, памятники, которые могут служить неофициальным символом только одного государства на Земле – России.
Слово учителя. Действительно и Московский Кремль, и Покровский собор и памятник Минину и Пожарскому, и Медный всадник – отражают особенности только одного государства на земле – России (на экране кадр 1-5)
2.На Земле существует более 200 государств, тысячи различных народов, у каждого из них есть свои символы, свои отличительные приметы. Определите, какую страну могут символизировать эти архитектурные памятники? (учитель демонстрирует изображение статуи Свободы, Эйфелевой башни, пирамиды Хеопса и т.д.)
3.Что значат для людей символы их страны?
(Это предмет их гордости за достижения своего народа, за его талант).
4.Почему враги чаще всего разрушают символику побежденного народа – штандарты, произведения культуры, архитектурные памятники?
(На экране демонстрируются кадры парада Победы – советские воины бросают вражеские штандарты к Кремлевской стене)
Ответ: чтобы уничтожить предметы их гордости, знаки силы, власти – морально ослабить народ.
3 этап
Свой герб – символ может иметь государство, а также город, территория.
Символы территорий появились очень давно. Так в древней Руси, хоть и не было гербов, но существовал затейливый орнамент, который обозначал ту или иную территорию.
Во времена Киевской Руси существовала княжеская печать с родовыми знаками правителей тех или иных земель (демонстрация на экране родового знака Рюриковичей).
1. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, что изображено на этой печати. Может быть вы решите эту задачу?
2. Герб какого современного государства сохранил этот древнейший символ?
(Он сохранился в гербе современной Украины).
2 тур – “О чем может рассказать герб?”
Слово учителя: Все современные государства имеют и свои главные, официально утвержденные законом, символы – это герб, флаг и гимн. Эта традиция сложилась не сразу – только в XX веке стало принято иметь и гимн и флаг и герб. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVII в., а первый государственный гимн в конце XIX века.
Эти символы нужны как зрительный и музыкальный образ страны. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов равносильно оскорблению государства. Важно не только знать, как выглядит флаг или герб страны, важно понимать его символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, как они возникли, какой путь прошли сквозь века.
Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит. Тема нашего урока так и звучит “О чем может рассказать Герб?”. Французский писатель Виктор Гюго говорил по этому поводу: “Герб для умеющих разбирать его – есть алгебра и язык”. Надеюсь, вы убедились в этом при подготовке к этому уроку и сейчас поделитесь результатами своей исследовательской работы.
Знания по символике изображений, символики цвета помогут вам расшифровать информацию, имеющуюся в предложенных вам гербах.
Команды получают путевой лист– описание герба с допущенными пропусками, которые им предстоит заполнить. Время на подготовку– 5-7 минут
Защита герба включает в себя составление описания герба и объяснение его элементов.
За представление герба команда получает от 1 до 3 баллов. В случае затруднения можно взять “помощь зала”, т.е. пригласить к себе старшеклассника в качестве консультанта, либо использовать звонок другу, при этом за правильный ответ команда может получить 1 балл.
Слово учителя: Наша малая Родина – маленький городок на Дальневосточной окраине России, но и он имеет свой герб. О том, как он выглядит и что означают его элементы, расскажет нам первая команда.
Первая команда представляет герб города Райчихинска.
Слово учителя: Вот сколько можно узнать о нашем городе, если суметь прочитать его эмблему. Мы видим, что в ней нет ничего лишнего, каждый элемент несет в себе смысловую нагрузку.
Вторая команда представляет герб Амурской области.
Слово учителя: Наша малая родина – частица великой России. Как всякое независимое государство, Россия имеет герб.
Третья команда представляет герб России.
Бонусные вопросы командам:
1.Что символизирует двуглавый орел сегодня мы с вами выяснили, а откуда к нам пришло это странное существо? Что вам известно об этой птице?
2.Кто такой Георгий Победоносец, почему он оказался на гербе России?
.3 тур. “Как менялся Российский герб”
Правильный ответ– 2 балла. За помощь зала– 1 балл.
Слово учителя. Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. И смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества сказываются на государственном гербе.
Каждая команда получает несколько карточек с изображением Российского герба в разные временные периоды. (На экран выводится изображение двуглавого византийского орла, принятого Иваном III).
Слово учителя. Орел в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти – Россия только начинает формироваться как централизованное государство.
На экран рядом с орлом XV века помещаются два герба XVII века.
Вопросы:
- Какие изменения происходят с гербом в начале XVII веке. Чем может объясняться изображение православного креста между коронами?
- Герб конца XVII века тоже имеет свои особенности. Назовите их. Чем они могут быть вызваны?
Слово учителя. На ваших столах имеются карточки с изображениями Российского герба в разные временные периоды.
Вопросы:
- Покажите карточку с изображением последнего герба Российской империи. Как изменился государственный герб после свержения царского самодержавия?
- Найдите изображение герба, который был принят после победы Социалистической революции в стране.
- Когда двуглавый орел вновь стал символом Российского государства?
- Какие государства, кроме России, имеют в своем гербе двуглавого орла?
Вывод: “Изменение государственных символов не прихоть: захотели – и какие– то аксессуары в гербах сняли, что-то прибавили, что-то убавили… Если символы государства видоизменяются, то для этого должны быть очень серьезные, весомые причины”. Н.Соболев
Слово учителя: Сегодня мы с вами, кроме всего прочего, убедились в правоте слов Виктора Гюго. Для умеющих читать герб, он действительно может рассказать невероятно много интересного о народе, которому принадлежит.
Подведение итогов, награждение.