Ожидаемый результат:
- Учащиеся знакомятся с трудами великих философов Древней Греции,
самостоятельно подбирают нужный материал, обрабатывают, систематизируют, находят главное.
- Учащимся прививается интерес к истории
- Учащиеся осваивают алгоритм поисковой работы,
- Ученики проявляют творческие актёрские способности.
Форма урока: урок-спектакль
Подготовка урока
Учащиеся за 2 недели распределяют роли и
соответственно готовят материал по биографии,
трудам, крылатым фразам философов.
Если есть возможность, лучше всего выступать
ребятам в костюмах эпохи Древней Греции. На
спектакль можно пригласить родителей учащихся
или ребят из других классов этой параллели.
Участники и роли: ведущий (архиварус), Демосфен, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген, Гиппократ, Демокрит, Геродот.
ХОД УРОКА
Выходит ведущий-архивариус (в мантии, колпаке, очках)/
Архивариус: Ребята, вы наверное узнали меня. Я – архивариус! Я – учёный! Много времени я провожу в своей библиотеке. Изучаю труды великих людей всех времён и народов. Недавно я закончил изучать труды философов древней Греции. Давайте сегодня перенесёмся в ту эпоху и познакомимся с ними.
Звучит музыка (сиртаки). Выходит команда философов. Впереди Демосфен, разворачивает свиток и представляет участников.
Демосфен: Команда греческих мудрецов приветствует вас! Наш девиз: жизнь коротка, а природа вечна(все хором). Разрешите мне представить вам цвет Эллады. Знаменитейший отец греческой философии, не написавший ни одного труда. Прошу!
Сократ: Мысль должна быть в движении, мертвая запись теряет силу.
Демосфен: Его ученик – создатель знаменитой академии. Платон!
Платон: Да не войдёт в академию ни кто не знающий геометрии.
Демосфен: Ученик Платона – друг и великий спорщик. Аристотель!
Аристотель: Платон мне друг, но истина дороже.
Демосфен: Симпатичный, оригинальный, неподражаемый мыслитель. Диоген!
Диоген: (толкая Демосфена) Отойди, ты загораживаешь мне солнце!
Демосфен: Величайший врачеватель древней Греции, исцелитель недугов. Гиппократ!
Гиппократ: Клянусь не причинить вреда здоровью своих пациентов.
Демосфен: Философов, из города Абдера, известный как город глупцов. Демокрит!
Демокрит: Меня называют смеющимся философом, так как власть, деньги – ничто, важен весь мир.
Демосфен: Всё, что происходило в наши дни, вся история Греции, записана отцом истории. Геродот!
Геродот: Я обязан записывать всё, что говорят. Но верить всему не обязан.
Демосфен: Ну и, наконец, я – ваш покорный слуга, оратор Демосфен.
Кланяются, отходят в сторону.
Архивариус: Ребята, вы сейчас видели и слышали мудрейших людей древней Греции. Но вы познакомились с ними, когда эти люди уже обрели славу и известность. Но ещё интереснее увидеть их, когда они учились в школе. Были примерно вашими ровесниками. Давайте перенесёмся сквозь века, на один урок в школе древней Греции, где и увидим наших героев.
Школа. Дети сидят на стульях, за столом – учитель.
Учитель: Звонок был, всем по местам! Кого нет?
Аристотель: Отсутствует Демосфен, Диоген, Сократ.
Учитель: Будем разбираться.
Входит Сократ босиком.
Учитель: Почему без сменной обуви?
Сократ: Учитель, но у меня и одной пары нет.
Учитель: После занятий к завхозу как малоимущий за парой сандалей. Урок выучил?
Сократ: Ээээ,.. ммм..
Учитель: Не знаешь.
Сократ: Я знаю, что я ничего не знаю.
Входит Диоген с фонарём.
Диоген: Можно войти? (Ставит фонарь учителю на стол)
Учитель: Это ещё что?
Диоген: Я ищу человека.
Учитель: Садись. Повторяем алфавит.
Все хором: Альфа, бета, гамма...
Входит Демосфен с вазой.
Учитель: Наконец-то! Почему опоздал?
Демосфен: В силу сложившихся обстоятельств.
Учитель: Оратором ты будешь прекрасным, но меня не проведёшь.
Демосфен: (шепелявя) Ну.. я.. это... по трудам делал краснофигурную вазу, всю ночь. Вот и проспал.
Учитель: Садись. Итак, альфа бета, гамма... все повторяют хором.
Учитель: (Диогену) Ты куда полез?
Диоген: Я ищу свою нишу.
Учитель: Платон, о чём мечтаешь?
Демокрит : А он, учитель, опять фантазирует об Атлантиде.
Платон: Я мечтаю об идеальном государстве.
Учитель: Вот выпорю идеально. А что у нас пишет Геродот?
Геродот: Я записываю всё, что происходит здесь и сейчас.
Учитель: И кому это будет интересно?
Геродот: Через много лет, мои труды будут бесценны.
Учитель: Повторяем алфавит.
Все произносят алфавит, кроме Гиппократа.
Учитель: Гиппократ, ты чем занят?
Гиппократ: Я хочу узнать, что внутри лягушки. Она выглядит больной.
Учитель: Но резать-то зачем?
Гиппократ: Когда я вырасту, я стану великим врачом.
Учитель: Поживём – увидим.
В классе занят кто-чем.
Учитель: Всё, достали, пишу заявление и ухожу из школы!
Учитель идёт к двери.
Все хором: Не надо, учитель, прости нас, мы исправимся. Ты будешь ещё нами гордиться! Мы станем знаменитыми на всю Элладу. Да что там, на весь мир!
Учитель: (прослезившись) Да услышат вас боги Олимпа, дети мои!
На радостях ученики и учитель исполняют танец сиртаки. Выходит Архивариус.
Архивариус: Так всё оно и будет. Они сдержали своё слово, а нам пора прощаться ребята!
Гаснут во времени,
Тонут в пространстве,
Мысли, событья,
Тираны, лжецы.
Мы же уносим
В далёкое странствие
Лучшее, из философской мечты.
Рефлексия. Обсуждение спектакля
– Какие герои понравились?
– На кого бы хотели быть похожи?
– Какие главные идеи подарили нам
древнегреческие философы?
Подведение итогов урока