Цели:
- повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по
- истории Саратовского края XVII в.;
- развивать творческие способности учащихся,
- воспитывать любовь к родному краю, его истории.
Оборудование:
- карты: “Россия в XVII веке”, “Саратовская область”,
- карточки с названием команд, датами, названиями конкурсов, названиями товаров,
- два календаря отрывных,
- изображения Троицкого собора и рисунка Олеария “Левобережный Саратов”,
- запись народной песни “Из-за острова на стрежень”,
- ксерокопия “Отписки пензенского воеводы Лачинова тамбовскому воеводе Хитрово о взятии войсками Степана Разина Саратова и приближении их к Симбирску” от 30/VIII-1670г,
- портреты С.Т.Разина, А. Олеария, Г. Засекина,
- кроссворд.
Урок проводится в игровой форме как соревнование 2-х команд.
Система оценок: 5-балльная, подсчет баллов производят ассистенты – “дьяки Приказа Большой казны”
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
XVII век в истории Саратовского края оставил большой след. В конце XVI в. был построен Саратов, происходило заселение края, развитие рыбного промысла, торговли. Небывалое обострение классовой борьбы вылилось в крестьянские восстания. На сегодняшнем уроке мы повторим, закрепим и обобщим наши знания по истории Саратовского края.
II. Конкурс – приветствие:
Учитель:
К доске приглашаются команды для проведения конкурса
– приветствия.
Задание 1
Вам необходимо из карточек с буквами составить название команды (Стрелец и Казачок)
Задание 2
Объясните значение и происхождение слов, использованных в названиях.
Задание 3
Расскажите о занятиях казаков и стрельцов.
III. Конкурс “Чем торгуешь Саратов?”
Учитель:
Перенесемся на многолюдное саратовское торжище с его толчеей, выкриками продавцов и покупателей. Что можно купить здесь?
Команда “Стрелец”, вы из верховьев Волги.
Купцы, представьте ваши товары! (выбрать карточки с названиями товаров)
- хлеб, одежда, меха, кожа, холст, посуда, кузнечные изделия.
Команда “Казачок” – с низовья Волги.
- пряности, сладости, изюм, ковры, парча, драгоценные камни.
IV. Конкурс “Исторические деятели”
(узнайте, кто это?).
Учитель зачитывает тексты:
1. Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года;
- его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях и вести переговоры по важным делам;
- о нём много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нём неуважительно;
- закончил свою жизнь на плахе - был казнён на Красной площади в Москве;
- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительствам.
(прослушивание песни). (Ст. Разин)
2. Он был крупный военачальник, опытный градостроитель; родился в конце 40х-нач.50х г. XVI в. в обнищавшей дворянской семье, только государева служба могла обеспечить его существование;
- С 15 лет он служил в армии, участвовал в Ливонской войне, нес службу на границе Дикого поля;
- основал города – крепости на Волге;
- с его именем связано окончательное закрепление Русского государства на Волге. ( Г.Засекин)
V. Конкурс-пантомима
Учитель:
Вызываем представителей от каждой команды. Вы должны передать жестами и объяснить значение следующих слов:
I команда | II команда |
а) челобитная | а) самодержавие |
б) целовальник | б) церковный раскол |
в) рейтар | в) драгун |
VI. Конкурс “История и география”.
1. Где были разбиты войска Степана Разина? (Симбирск).
2. Откуда началось восстание Разина? (Черкасск).
3. Какие населенные пункты образовали: (на карте – отметить фигурками).
I команда | II команда |
Служилые люди | старообрядцы |
(Ртищево, Еткара, Б.Карай.) | (Сосновая Маза,Золотое, |
Синенькое, Мордово.) |
VII. Конкурс “Календарь”.
Учитель:
Командам предлагается отрывной календарь, в котором каждая команда должна найти листочки с датами:
I команда
Когда Степан Разин вступил в Саратов (15 августа 1670г.)
II команда
День, когда Петр I проплыл мимо г. Саратова к крепости
Азов (1 июня 1965г.)
Задание: 2
Назвать события, связанные со следующими датами:
1698 г. – год основания г. Петровска.
1674 г. – указ Алексея Михайлова строить новый г. Саратов
VIII. Конкурс “История и архитектура.
Учитель
В этом конкурсе вам необходимо собрать разрезанные на фрагменты открытки с изображением произведений архитектуры и живописи и кратко рассказать о них.
Троцкий собор
“ Вид левобережного Саратова”. А. Олеария . (1636г) (с 1616 – 1674гг.)
IX. Конкурс капитанов. ( Домашнее задание)
Учитель
Капитаны должны были:
I. - Составить письмо от имени пензенского воеводы Лачинова тамбовскому воеводе Хитрово о взятии Разиным Саратова (т.е. расшифровать записи, которые вы видите на ксерокопии).
2. Составить от имени Илейки Муромца “прелестное письмо”
X. Конкурс “История и математика”.
Учитель
Вы должны решить следующие задачи
Задача №1.
Протяженность земляного вала, окружавшего 3й Саратов, составляла 2300м. На нем через каждые 328м. поставлены деревянные башни. Сколько было башен?
Задача №2.
На картине Полякова “Петр I на Соколовой горе” Петр взмахом руки “подарил” Саратову земли, которые видны были с горы примерно в радиусе 30 км. Какова площадь этих земель? S=ПR = 3тыс.кв. км.
XI. Кроссворд.
Учитель
В нашем последнем конкурсе победит та команда, которая ответит на большее количество вопросов.
- Речка, в устье которой стоял левобережный Саратов - Саратовка.
- Постоянно разъезжающий конный стрелецкий разъезд – станица.
- Речка, в устье которой был построен первый “изначальный” Саратов - Гуселка.
- Основатель и первый воевода Саратова – Г. Засекин.
- Человек, первый описавший г. Саратов – Ф. Котов.
- Человек, первый нарисовавший г. Саратов – А. Олеарий.
- Архитектор, построивший третий Саратов – А. Шель.
- Вождь крестьянского восстания – С. Разин.
- Местное название возвышенности, холма – Шихан.
- Ученый – исследователь Саратовского края – А. Гераклитов.
- Сторонник старой веры – раскольник.
Учитель:
Наступило время проверки задания капитанам.
Учитель:
Слово для подведения итогов турнира предоставляется “дьякам Приказа Большой казны”.