Математика
-
Разработка урока геометрии в 9-м классе по теме: "Средняя линия треугольника" 2006
Урок геометрии для учащихся 9-х классов проводится с целью вывода определения средней линии трапеции, формулировки и доказательства теоремы о средней линии трапеции при помощи векторов; обучения применению этих знаний при решении задач.
-
Занимательные тесты на уроках математики 2006
На своих уроках я предлагаю учащимся для выполнения и проверки своих знаний серию тестовых заданий по различным темам курса математики. "Изюминка" в том, что эти работы сопровождаю маленькой информацией о том или ином математике. Практика показывает, что ребятам интересно выполнять эти тесты. А где интерес, там и результат. Учащиеся сами выставляют себе оценку за знания математических вопросов данной темы, да еще и знакомятся с биографией ученого. Данные тесты легко составить самим учащимся. Составление таких заданий-тестов побуждает не только хорошо разобраться в материале данной темы, но и залезть в энциклопедию, отыскать ученого, деятельность которого была связана с данным разделом математики и который пока еще незнаком учащимся. Надеюсь, что моим коллегам будет интересен мой опыт, и они возьмут на "вооружение" такой способ проведения проверочных работ.
-
Урок по математике в 5-м классе по теме: "Делители и кратные" 2006
В данной работе представлена разработка урока "открытия" нового знания по математике в 5-м классе по теме "Делители и кратные" с использованием технологии деятельностного метода. Были поставлены следующие цели урока: систематизировать имеющиеся у учащихся знания понятий "делителя", "кратного", "общего делителя", "общего кратного", ввести соответствующие обозначения; развивать внимание, исследовательские умения, речь.
-
Математика вокруг нас (предметно-ориентационный курс по выбору для обучающихся 9-го класса) 2006
Данная программа предназначена для организации предпрофильной подготовки в 9-м классе общеобразовательной школы, носит пропедевтический характер по отношению к профильным курсам математики. Предлагаемый курс состоит из двух фрагментов "Симметрия вокруг нас" и "Золотая пропорция вокруг нас" и предназначен для расширения знаний обучающихся с целью осознанного выбора соответствующего профиля по геометрии с основами начертания, черчения и конструирования при рассмотрении симметрии и золотого сечения в математике.
-
Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Смешанная прогрессия для учащихся 9-х и 11-х классов 2006
Данные методические рекомендации адресованы учителям математики общеобразовательных школ и учащимся 9–11-х классов для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Эти занятия провожу на подготовительных курсах и в 11-м классе. С целью совершенствования умений и навыков решения задач по арифметической, геометрической и смешанной прогрессиям, т.к. эти темы проходят в 9-м классе. Задачи собраны из вступительных экзаменов УГНТУ (г. Уфа), КГУ (г. Казань), КХТИ (г. Казань).
-
Математическая регата. Внеклассное мероприятие для учащихся 10–11-х классов 2006
Математическую регату можно провести между командами 10-х и 11-х классов. Подобраны интересные задачи для зрителей, увлекательные рассказы из жизни известных математиков, неcтандартные задания для команд. Цель регаты – развивать познавательный интерес учащихся к математике, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
-
Разработка открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Прямые и их расположение на плоскости" 2006
Данный урок является завершающим этапом в изучении темы "Прямые и их расположение на плоскости". Основная идея – систематизация знаний. Используется дифференцированный подход в обучении.
-
Урок алгебры в 7-м классе по теме: "Свойства степени" 2006
Об обучении детей самооценке, самоанализу.
-
Урок по геометрии в 11-м классе по теме: "Площади и объемы многогранников" 2006
Комбинированный урок по геометрии в 11-м классе по теме "Площади и объемы многогранников". К уроку подобраны задачи с практическим и экономическим содержанием, что создает ситуации занимательности и позволяет организовать дискуссии с учащимися.
-
Проект освоения темы "Пирамиды вокруг нас" 2006
Изучением пирамид занимались многие археологи, ученые, математики и каждый из них открывал новые свойства этих сооружений. По сей день существует ещё много загадок, связанных с пирамидами. Разгадать их предстоит будущим поколениям учёных и исследователей. Всё это вызвало у учащихся большой интерес и побудило их к более глубокому изучению свойств пирамид. В статье рассмотрен урок-проект по геометрии для 10-го класса общеобразовательной школы. Презентация к уроку выполнена учащимися под руководством учителя информатики.
-
Дидактические игры как средство активизации обучения математике 2006
В работе рассматриваются: необходимость применения дидактических игр на уроках математики с целью активизации процесса обучения; роль и место дидактических игр в процессе обучения математике; структурные компоненты дидактических игр; основные вопросы методики проведения дидактических игр; различие коллективных игр по дидактическим задачам; картотека различных дидактических игр. В приложениях представляются урок-путешествие, урок-сказка.
-
Интегрированный урок по теме: "Геометрия и астрономия" 2006
На этом уроке на примере геометрических и физических задач учащиеся знакомятся с древнейшей наукой астрономией, узнают о небесных телах (звездах, планетах, кометах, спутниках и т.д.), о великих ученых - основоположниках астрономии; также приведены основные разделы астрономии.
-
Тема урока: "Математические тренажеры" 2006
В статье приведены некоторые наработки автора по данному виду работ и два образца тренажеров для седьмого класса средней школы с ответами.
-
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики 2006
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение её зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
-
Проведение предметной недели 2006
Математика как предмет не всем даётся одинаково. Перед учителями стоит задача – привлечь интерес учащихся к предмету. Её можно решать разными путями, и один из них – предметная неделя.
-
Урок по теме: "Умножение натуральных чисел и его свойства" 2006
Основная цель урока – совершенствование знаний, умений, навыков в умножении натуральных чисел и в применении свойств умножения; повышение активности учащихся на уроке для сознательного усвоения материала.
-
Внеклассные мероприятия по математике. 5-й класс 2006
Во время проведения предметной недели или в конце учебного года для учащихся 5–6-х классов можно провести праздник "Математический турнир", в котором принимают участие все присутствующие. Это мероприятие желательно проводить в актовом зале, с участием учащихся из 7-х или 8-х классов. Инициативная группа учащихся готовит инсценировки, игры, фокусы, и вместе с учителем выступает в роли ведущих. Необходимо предусмотреть оформление зала, костюмы и музыкальное оформление.
-
Урок алгебры в 9-м классе по теме: "Преобразование рациональных выражений" 2006
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме "Преобразование рациональных выражений" в девятом классе проходит в форме увлекательной подвижной дидактической игры, причем результативность такого урока видна наглядно. Вовлечь в работу удается каждого, создавая высокую активность на уроке, позволяя поддерживать интерес к математике.
-
Тригонометрические функции. Свойства. Основные тригонометрические тождества. Преобразование тригонометрических выражений 2006
Данный материал представляет собой конспект открытого урока обобщения и повторения знаний. На уроке используются элементы дидактической игры, которые оживляют урок, способствуют повышению интереса к материалу.
-
Внеклассное занятие по математике на тему: "Симметрия вокруг нас". 5–6-е классы 2006
Внеклассные мероприятия по математике, проводимые в школе, помогают в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации.
-
Своя игра (познавательная игра по математике для 8–9-х классов) 2006
Принцип проведения игры тот же, что и в телеверсии. 2 тура по 25 вопросов, которые объединены в пять категорий. В каждой категории вопросы различаются по цене. На игровом поле записаны категории и очки. Участник выбирает вопрос по категории и по цене. Назначается счётная комиссия, которая будет считать очки каждого участника. Если участник выбрал вопрос, но не ответил на него, очки вычитаются. Вопросы игры носят не только математический, а также и занимательный характер, есть вопросы на общую эрудицию.
-
Тема урока: Координаты на прямой". 6-й класс 2006
Данный открытый урок был проведен для слушателей курсов и районного семинара по теме: "Коррекционнно-развивающее обучение как тип дифференцированного обучения". Урок коррекционно-развивающего обучения ориентирован на фронтальную, групповую, индивидуальную формы общения.
-
Урок математики в 5-м классе по теме: "Действия с десятичными дробями" 2006
Данный урок проводится как повторительно-обобщающий по темам "Сравнение десятичных дробей", "Сложение и вычитание десятичных дробей", "Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число". Дидактическим обеспечением урока являются презентация, индивидуальные пакеты заданий для учащихся. При повторении материала используются межпредметные связи математики и астрономии, что способствует развитию кругозора учащихся, позволяет активизировать познавательный интерес, поддерживает положительное отношение к предмету. Использование презентации "Путешествие по Солнечной системе" позволяет активизировать зрительную память учащихся, обеспечивая наглядность изложения материала.
-
Советы по установлению добрых отношений с параметрами 2006
В форме диалога между учеником и учителем даются советы по решению уравнений с параметром на начальном этапе знакомства с этим типом заданий. В уравнении с двумя переменными рассматриваются множества решений и формы представления результатов при смене ролей неизвестной величины и параметра. Приводятся советы по возможной последовательности действий при решении задачи с параметром.
-
Игровые моменты на уроках математики 2006
Основной принцип дидактики – активность ребенка во время обучения. К технологиям, обладающим средствами, активизирующими деятельность учащихся, можно отнести игровые технологии. Атмосфера урока с игровыми моментами позволяет учащимся проявить свои способности, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в учебе, поддерживает и усиливает интерес к предмету. Вниманию коллег предлагаются элементы игровых технологий в системе работы с учащимися 5–7-х классов.
-
Задача с параметром как основа для организации продуктивного повторения и подготовки к экзаменам 2006
В статье приведены 4 способа решения задачи: сколько корней в зависимости от значения параметра а имеет уравнение x<sup>2</sup> + a | x - 2 | = 0? Эти способы можно предложить выпускникам 9-го класса для повторения свойств квадратичной функции и взаимного расположения параболы и прямой, а также выпускникам 11-го класса для повторения построения графиков функций (при введении координатной плоскости Оха) и схем равносильных переходов при решении иррациональных неравенств.
-
Неравенства с параметром как основа для организации повторения свойств квадратичной функции и приемов решения иррациональных неравенств 2006
В статье приведены 6 различных способов решения задачи: найдите все значения параметра а, при которых неравенство 3 -|х - а|> х<sup>2</sup> имеет хотя бы одно отрицательное решение. Их набор позволяет показать сравнительные возможности использования свойств квадратичной функции, схем равносильных переходов при решении иррациональных неравенств и неравенств с модулем, введения координатной плоскости Оха.
-
Обобщающий урок по теме: "Площади треугольника и четырехугольников" 2006
Данная статья содержит рекомендации по проведению обобщающего урока по теме "Площади треугольника и четырехугольников" в классах с разным уровнем подготовки. В ней предлагаются 18 устных задач, которые дают возможность повторить все изученные формулы площадей треугольника и четырехугольника, и 3 задачи для письменного решения, в одной из которых используется метод разбиения трапеции на треугольники.
-
Урок геометрии в 8-м классе по теме: "Площади фигур" 2006
Урок геометрии - это, во-первых, знание теории и, во-вторых, правильное и разумное применение этой теории на практике. Данный урок - это урок систематизации и обобщения полученных знаний и применение этих знаний на практике. Разнообразные задания разного уровня позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать логику мышления, воспитывают интерес к предмету, учат анализировать, обобщать и рассуждать, а также способствуют развитию творческих способностей.
-
Решение задач с использованием понятия "Массовая доля растворенного вещества". Растворение и концентрирование растворов 2006
На уроках химии достаточно часто приходится решать задачи, в которых используются математические методы и приемы, вызывающие затруднения у учащихся, и учителю химии приходится брать на себя функции учителя математики и, в тоже время, задачи с химическим содержанием, с использованием специальных терминов сложно объяснить без специальной подготовки учителю математики. Так родилась идея подготовить и провести серию факультативных занятий совместно учителем химии и математики по решению задач на смеси с учащимися 9-х классов.