Тип урока: комбинированный, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом.
Образовательные цели:
- проверка знаний, основных умений и навыков учащихся по данной теме;
- развитие умений обобщать, правильно отбирать способы решения иррациональных уравнений; формирование умений решать задачи более сложные.
Развивающие цели:
- развитие логического мышления, умения самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умение говорить и слушать;
- выработка привычки к постоянной занятости каким – либо полезным делом.
Воспитательные цели:
- воспитание чувства ответственности в процессе работы;
- воспитание отзывчивости, аккуратности, трудолюбия.
I этап. Организационный момент.
II этап. Актуализация опорных знаний.
Мы сегодня повторим основные алгоритмические приемы при решении иррациональных уравнений. Для этого повторим теоретический материал. Предлагаю вам заполнить таблицу, используя логическую связь.
![]() или корней нет, если |
![]() |
Вывод: итак у вас есть в тетрадях систематизированная таблица по теме: “Решение иррациональных уравнений”, которую мы до конца урока пополним и с ее помощью можно легко вспомнить изученный материал и воспользоваться при подготовке к экзамену. С обратной стороны листочка остались незаполненные способы решения иррациональных уравнений и мы их заполним в ходе урока.
III этап. Проверки знаний и умений.
Переходим к практическому применению знаний об иррациональных уравнениях. При решении уравнений не всегда следует сразу приступать к “слепому” применению алгоритмов решения уравнения. Попробуйте решить методом “пристального взгляда” следующие уравнения и объясните свое решение:
а)
, т.к. ![]()
б)
, т.к. ![]()
в)
, т.к. ![]()
г)
, т. к.
д)
, т.к. ![]()
е)
, т.к. ОДЗ:
нет решения
ж) ![]()
,х=2
Итак, мы устно решили эти уравнения.
Проверьте теперь умение решать уравнения из экзаменационной работы. Задания на 10 карточках. Смотри Приложение 1,[1]
В это время 5 учащихся рассматривают другие способы решения иррациональных уравнений с помощью компьютерной программы Репетитор 1С.
Ответы к заданиям на 10 карточках.
| В № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1) | 5 | 1 | 8 | 2 | -4 | 5 | 10 | 1 | 2 | 5 |
| 2) | 16 | 5 | 17 | 4 | 4 | 5 | 5 | 2 | 12 | 1 |
| 3) | 6 | 5 | 5 | 3 | 5 | 7 | 5 | 3 | 7 | 5 |
* Дополнительное задание:
.
Решение: пусть
Тогда уравнение примет вид
но если
первое возвести в куб, а второе в квадрат, то
получим
.
Составим систему и решим ее

![]()
Ответ: 3.
Итог: какие способы решения иррациональных уравнений знаете?
Начнем заполнять листочек с обратной стороны таблицы.
IV этап. Изучение нового материала.
Пять учащихся, рассматривающие другие способы решения иррациональных уравнений, объясняют ребятам каждый свой способ. Весь класс в это время конспектирует их рассказ.
Вывод: какие способы решения иррационального уравнения рассмотрели?
Способы решения уравнения:
- С помощью определения корня n-ой степени.
- Переход от уравнения к системе с помощью введения переменной.
- Введение новой переменной и переход к полному квадрату под корнем.
- Умножением на сопряженный множитель.
- Сравнивая ОДЗ.
- Сравнивая значение корней.
- Используя свойства монотонности.
V этап. Закрепление полученных знаний.
Найдите идею решения уравнения и попытайтесь ее реализовать:
1)
(ввести
переменную
,
выразить х через а и перейти к полным квадратам)
2)
(сравнить
значения выражений)
3)
. (подбором
х=1)
4)
(ввести
переменную
)
5)
(использовать формулу сокращенного
умножения и ввести переменную
)
6)
(ввести
переменные
и
перейти к системе)
VI этап. Домашнее задание.
Решите уравнения, анализ которых провели.
VII этап. Итоги урока.
Список литературы.
- Приложение к газете “Первое сентября”, “Математика”.
- О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев, “Интенсивный курс подготовки к экзамену”, Айрис
- А.Н.Колмогоров и др., “Алгебра и начала анализа 10-11”, Просвещение
- А.Г.Мордкович и др., “Алгебра и начала анализа 10-11”, Мнемозина

