Традиционной целью образования многие годы было овладение системой знаний, составляющих “основы наук”. Память учащихся загружалась многочисленными фактами, понятиями, именами, алгоритмами и т. д. В результате мы имеем в России школу, выпускники которой по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников в большинстве других стран. Однако результаты часто проводящихся в последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.
Российские школьники лучше учащихся многих стран мира выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но их результаты намного ниже при выполнении заданий, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Если требуется провести анализ данных и их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, то есть применить знания в практических, жизненных ситуациях, наши ученики плохо справляются с поставленными задачами.
Уже давно назрел вопрос перестройки процесса обучения, главной целью которой является разработка путей перехода от “школы памяти” к “школе мышления” и далее к “школе развития”. На первое место выступают не сами знания, а способы их получения, анализа, интерпретации и интеграции.
Разработка элективного курса “Юные предприниматели и банкиры” для учащихся 6-7-х классов, является одним из шагов на пути изменения учебного процесса в сторону повышения его практической применимости. Одна из целей элективного курса – реализация системы развивающих задач, обучающих применять математические и экономические знания в реальных жизненных ситуациях. Название курса связано с тем, что учащиеся данной возрастной категории с удовольствием принимают активное участие в ролевых играх, имитирующих различные сферы бытовой и профессиональной деятельности, как-то: “Домашнее хозяйство”, “Торговля”, “Производство”, “Статистика”, “Предпринимательство”, “Банки”, “Бизнес”.
Решая ту или иную задачу, ученики играют разные роли, от члена семьи, планирующего доходы и расходы семейного бюджета, до предпринимателя и экономиста, решающего вопросы целесообразности, популярности и экономических последствий принимаемых решений для покупателя, продавца и государства в целом.
Учащиеся перестают быть пассивными слушателями и получателями информации, становясь активными участниками образовательной деятельности.
Цели элективного курса:
- Расширение и углубление знаний математики в процессе решения прикладных задач.
- Знакомство с первоначальными экономическими понятиями.
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование творческих и прикладных качеств мышления.
- Развитие интереса не только к математике и экономике, но и к учёбе в целом.
- Обучение поиску и отбору информации, её интерпретации и применимости.
- Развитие логического мышления, умений обобщения и конкретизации, анализа и синтеза.
- Воспитание умения трудиться, самостоятельности, ответственности, творческого отношения к учёбе.
- Осуществление предпрофильной подготовки
Организация учебно-воспитательного процесса.
Курс предполагает показать практическую направленность математики и расширить экономические знания учащихся в процессе решения математических задач с экономическим содержанием. Задачи являются и целью и средством обучения. Анализируя условие и решение задачи, учащиеся обсуждают ту или иную экономическую ситуацию, оценивают полученный результат с точки зрения практичности и целесообразности, выгоды как для производителя и продавца, так и для покупателя. Составляются математические модели рассматриваемых процессов.
Современная экономика базируется на статистических диаграммах, таблицах, графиках, наглядно иллюстрирующих собранные сведения и полученные закономерности. Поэтому на занятиях элективного курса уделяется большое внимание составлению диаграмм, графической интерпретации заданных условий, отбору и упорядочиванию сведений, полученных из экономических статей, анализу данных, содержащихся в таблицах, диаграммах и графиках.
Без знания понятий и методов теории вероятностей невозможна организация эффективного и конкурентоспособного производства, обеспечение страховой защиты граждан, проведение обоснованной социальной политики и т. д. Знакомству с простейшими задачами из теории вероятностей в программе отведено несколько занятий.
При решении старинных задач разбираются исторические аспекты описываемых событий и явлений. Рассматриваются аналогичные примеры из народного фольклора и художественной литературы.
Организация поисковой и мини-исследовательской деятельности учащихся позволяет направить процесс обучения в сторону деятельностного получения знаний самими учениками.
Активное применение различных форм организации познавательной деятельности, ролевых игр, конкурсов, экскурсов в историю, экскурсий – повышает мотивацию и интерес детей к изучению математики. Прикладная направленность математики, необычные фабулы задач, обсуждение экономических ситуаций, аналогичных или альтернативных описываемым в рассматриваемых задачах, экономический прогноз, поиск информации – всё это даёт возможность добиться результативности образовательного процесса, мобильности и действенности знаний, полученных учащимися. Учебный процесс выходит за рамки урока, учитель больше не выступает в роли передатчика информации, являясь руководителем самостоятельной деятельности учащихся по получению интегрированных знаний и их активному применению.
Содержание курса.
(32 ч)
- Понятие дроби и процента. Три типа задач на дроби и проценты. Банковский процент, депозитный банковский процент, процент банковского займа. Простые и сложные проценты. (6ч)
- Цена и стоимость. Прибыль. Торговая скидка. Торговые издержки. Спрос и предложение. (4ч)
- Деньги. Краткая история денег. (1ч)
- Производство. Производительность. План. Процентное сравнение. Перевыполнение плана в процентах. Рентабельность. (4ч)
- Доход. Расход. Бюджет. (2ч)
- Заработная плата, комиссионный процент. Налоги. (2ч)
- Решение старинных задач. Экскурсы в историю. (2ч)
- Таблицы и диаграммы. (2ч)
- Построение и чтение графиков. (2ч)
- Элементы комбинаторики. Дерево возможных вариантов. Правило умножения. (3ч)
- Понятие вероятности. Случайные, достоверные и невозможные события и их вероятности. (4ч)
- Экскурсии на производство в банк, музей меценатства.
Темы мини-исследовательских работ учащихся.
- Как устроена .хозяйственная жизнь человечества.
- Возникновение экономики
- Торговля – союзник производства
- Возникновение денег. Почему бумажные деньги стали главными.
- Как люди добиваются увеличения своих доходов.
- Русские пословицы, содержащие старинные названия денег. Их современная интерпретация.
- История Москвы в задачах.
- Исторические миниатюры, иллюстрирующие фабулы старинных задач с экономическим содержанием.
- Применение знаний комбинаторики и теории вероятностей при решении олимпиадных задач
- Наглядное представление экономической информации.
- Составление словаря экономических терминов.
- Составление справочника математического обеспечения для решения экономических задач.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Понятие дроби и процента. Три типа задач на дроби и проценты. | 2 ч. |
2 | Банковский процент. Простые и сложные проценты. | 2 ч. |
3 | Решение задач на дроби и проценты. | 2 ч. |
4 | Цена и стоимость. Прибыль. Решение задач. | 3 ч. |
5 | Спрос и предложение. | 1 ч. |
6 | Деньги. | 1 ч. |
7 | Процентное сравнение. План. Перевыполнение плана в процентах. | 2 ч. |
8 | Производительность. Решение задач. | 2 ч. |
9 | Доход. Расход. Бюджет. | 1 ч. |
10 | Заработная плата. Налоги. | 2 ч. |
11 | Решение старинных задач | 2 ч. |
12. | Таблицы и диаграммы. | 2 ч. |
13 | Построение и чтение графиков. | 2 ч. |
14 | Элементы комбинаторики. Правило умножения. | 3 ч. |
15 | Понятие вероятности. Случайные, достоверные и невозможные события и их вероятности. | 4 ч. |
16 | Обобщающее занятие | 1 ч. |
Список литературы, рекомендуемый для подготовки к занятиям.
- М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Москва. Центр “Педагогический поиск”. 2003.
- И.В. Липсиц. Экономика. Москва. Вита-пресс. 2001.
- Ю.Ф.Фоминых. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов. Москва. “Просвещение”. 1999.
- Н.А. Кудрюмова. Нестандартные уроки математики (библиотека журнала “математика в школе”, вып. 26). Москва. “Школьная Пресса”. 2004.
- Б. Вахновецкий. Тренажёр по математике для 4-6 классов (сборник 3). Проценты. Москва. Издательский дом “Новый учебник” 2003.
- А.В. Шевкин. “Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах”. Москва. “Русское слово”. 2002.
- Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. “Основы статистики и вероятность”. Москва. “Дрофа”. 2004.