Программа элективного курса "Юные предприниматели и банкиры"

Разделы: Математика


x

Традиционной целью образования многие годы было овладение системой знаний, составляющих “основы наук”. Память учащихся загружалась многочисленными фактами, понятиями, именами, алгоритмами и т. д. В результате мы имеем в России школу, выпускники которой по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников в большинстве других стран. Однако результаты часто проводящихся в последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.

Российские школьники лучше учащихся многих стран мира выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но их результаты намного ниже при выполнении заданий, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Если требуется провести анализ данных и их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, то есть применить знания в практических, жизненных ситуациях, наши ученики плохо справляются с поставленными задачами.

Уже давно назрел вопрос перестройки процесса обучения, главной целью которой является разработка путей перехода от “школы памяти” к “школе мышления” и далее к “школе развития”. На первое место выступают не сами знания, а способы их получения, анализа, интерпретации и интеграции.

Разработка элективного курса “Юные предприниматели и банкиры” для учащихся 6-7-х классов, является одним из шагов на пути изменения учебного процесса в сторону повышения его практической применимости. Одна из целей элективного курса – реализация системы развивающих задач, обучающих применять математические и экономические знания в реальных жизненных ситуациях. Название курса связано с тем, что учащиеся данной возрастной категории с удовольствием принимают активное участие в ролевых играх, имитирующих различные сферы бытовой и профессиональной деятельности, как-то: “Домашнее хозяйство”, “Торговля”, “Производство”, “Статистика”, “Предпринимательство”, “Банки”, “Бизнес”.

Решая ту или иную задачу, ученики играют разные роли, от члена семьи, планирующего доходы и расходы семейного бюджета, до предпринимателя и экономиста, решающего вопросы целесообразности, популярности и экономических последствий принимаемых решений для покупателя, продавца и государства в целом.

Учащиеся перестают быть пассивными слушателями и получателями информации, становясь активными участниками образовательной деятельности.

Цели элективного курса:

  • Расширение и углубление знаний математики в процессе решения прикладных задач.
  • Знакомство с первоначальными экономическими понятиями.
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование творческих и прикладных качеств мышления.
  • Развитие интереса не только к математике и экономике, но и к учёбе в целом.
  • Обучение поиску и отбору информации, её интерпретации и применимости.
  • Развитие логического мышления, умений обобщения и конкретизации, анализа и синтеза.
  • Воспитание умения трудиться, самостоятельности, ответственности, творческого отношения к учёбе.
  • Осуществление предпрофильной подготовки

Организация учебно-воспитательного процесса.

Курс предполагает показать практическую направленность математики и расширить экономические знания учащихся в процессе решения математических задач с экономическим содержанием. Задачи являются и целью и средством обучения. Анализируя условие и решение задачи, учащиеся обсуждают ту или иную экономическую ситуацию, оценивают полученный результат с точки зрения практичности и целесообразности, выгоды как для производителя и продавца, так и для покупателя. Составляются математические модели рассматриваемых процессов.

Современная экономика базируется на статистических диаграммах, таблицах, графиках, наглядно иллюстрирующих собранные сведения и полученные закономерности. Поэтому на занятиях элективного курса уделяется большое внимание составлению диаграмм, графической интерпретации заданных условий, отбору и упорядочиванию сведений, полученных из экономических статей, анализу данных, содержащихся в таблицах, диаграммах и графиках.

Без знания понятий и методов теории вероятностей невозможна организация эффективного и конкурентоспособного производства, обеспечение страховой защиты граждан, проведение обоснованной социальной политики и т. д. Знакомству с простейшими задачами из теории вероятностей в программе отведено несколько занятий.

При решении старинных задач разбираются исторические аспекты описываемых событий и явлений. Рассматриваются аналогичные примеры из народного фольклора и художественной литературы.

Организация поисковой и мини-исследовательской деятельности учащихся позволяет направить процесс обучения в сторону деятельностного получения знаний самими учениками.

Активное применение различных форм организации познавательной деятельности, ролевых игр, конкурсов, экскурсов в историю, экскурсий – повышает мотивацию и интерес детей к изучению математики. Прикладная направленность математики, необычные фабулы задач, обсуждение экономических ситуаций, аналогичных или альтернативных описываемым в рассматриваемых задачах, экономический прогноз, поиск информации – всё это даёт возможность добиться результативности образовательного процесса, мобильности и действенности знаний, полученных учащимися. Учебный процесс выходит за рамки урока, учитель больше не выступает в роли передатчика информации, являясь руководителем самостоятельной деятельности учащихся по получению интегрированных знаний и их активному применению.

Содержание курса.

(32 ч)

  1. Понятие дроби и процента. Три типа задач на дроби и проценты. Банковский процент, депозитный банковский процент, процент банковского займа. Простые и сложные проценты. (6ч)
  2. Цена и стоимость. Прибыль. Торговая скидка. Торговые издержки. Спрос и предложение. (4ч)
  3. Деньги. Краткая история денег. (1ч)
  4. Производство. Производительность. План. Процентное сравнение. Перевыполнение плана в процентах. Рентабельность. (4ч)
  5. Доход. Расход. Бюджет. (2ч)
  6. Заработная плата, комиссионный процент. Налоги. (2ч)
  7. Решение старинных задач. Экскурсы в историю. (2ч)
  8. Таблицы и диаграммы. (2ч)
  9. Построение и чтение графиков. (2ч)
  10. Элементы комбинаторики. Дерево возможных вариантов. Правило умножения. (3ч)
  11. Понятие вероятности. Случайные, достоверные и невозможные события и их вероятности. ()
  12. Экскурсии на производство в банк, музей меценатства.

Темы мини-исследовательских работ учащихся.

  1. Как устроена .хозяйственная жизнь человечества.
  2. Возникновение экономики
  3. Торговля – союзник производства
  4. Возникновение денег. Почему бумажные деньги стали главными.
  5. Как люди добиваются увеличения своих доходов.
  6. Русские пословицы, содержащие старинные названия денег. Их современная интерпретация.
  7. История Москвы в задачах.
  8. Исторические миниатюры, иллюстрирующие фабулы старинных задач с экономическим содержанием.
  9. Применение знаний комбинаторики и теории вероятностей при решении олимпиадных задач
  10. Наглядное представление экономической информации.
  11. Составление словаря экономических терминов.
  12. Составление справочника математического обеспечения для решения экономических задач.

Тематическое планирование

Тема занятия Количество часов
1 Понятие дроби и процента. Три типа задач на дроби и проценты. 2 ч.
2 Банковский процент. Простые и сложные проценты. 2 ч.
3 Решение задач на дроби и проценты. 2 ч.
4 Цена и стоимость. Прибыль. Решение задач. 3 ч.
5 Спрос и предложение. 1 ч.
6 Деньги. 1 ч.
7 Процентное сравнение. План. Перевыполнение плана в процентах. 2 ч.
8 Производительность. Решение задач. 2 ч.
9 Доход. Расход. Бюджет. 1 ч.
10 Заработная плата. Налоги. 2 ч.
11 Решение старинных задач 2 ч.
12. Таблицы и диаграммы. 2 ч.
13 Построение и чтение графиков. 2 ч.
14 Элементы комбинаторики. Правило умножения. 3 ч.
15 Понятие вероятности. Случайные, достоверные и невозможные события и их вероятности. 4 ч.
16 Обобщающее занятие 1 ч.

Список литературы, рекомендуемый для подготовки к занятиям.

  1. М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Москва. Центр “Педагогический поиск”. 2003.
  2. И.В. Липсиц. Экономика. Москва. Вита-пресс. 2001.
  3. Ю.Ф.Фоминых. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов. Москва. “Просвещение”. 1999.
  4. Н.А. Кудрюмова. Нестандартные уроки математики (библиотека журнала “математика в школе”, вып. 26). Москва. “Школьная Пресса”. 2004.
  5. Б. Вахновецкий. Тренажёр по математике для 4-6 классов (сборник 3). Проценты. Москва. Издательский дом “Новый учебник” 2003.
  6. А.В. Шевкин. “Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах”. Москва. “Русское слово”. 2002.
  7. Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. “Основы статистики и вероятность”. Москва. “Дрофа”. 2004.