Цели:
- Формировать математическую культуру учащихся.
- Развивать логическое, абстрактное мышление, память, внимание, сообразительность.
- Расширить кругозор учащихся.
- Стимулировать интерес к предмету.
- Воспитывать взаимопомощь, самоорганизацию.
- Разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время.
План.
- Организационный момент.
- Разминка.
- Этапы игры.
- Конкурс с болельщиками.
- Итог.
- Поздравление (Сценка).
ХОД МЕРПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Надеюсь, и у вас тоже хорошее настроение. Сегодня мы с вами побываем на необитаемом острове, где спрятан клад с сокровищами. Чтобы его получить, надо забраться на самое высокое дерево с препятствиями. Каждый этап подъема по стволу сопряжен с трудностями, преодолевая которые вы получаете очки. За каждый верный ответ - два балла, неверный - минус балл. Время каждого подъема ограничено. Кто первый и с наибольшим количеством баллов поднимется до сундука, тот и получит клад. Но, прежде чем отправиться искать клад, проведем тренировку.
II. Разминка
– Назовите как можно больше пословиц, содержащих числительные, например, “Один в поле не воин”. (Ребята приводят свои примеры.)
Каждой команде выдается инструкция нахождения клада (см. рисунок).
– Мы желаем вам удачи. В путь!
III. Этапы игры
“Дешифровщики”
Каждой команде предлагается решить ребусы:
“Эрудиты”
Командам предлагается разгадать кроссворд.
Вопросы:
- Числа, употребляемые при счете предметов. (Натуральные)
- Четырехугольник с прямыми углами. (Прямоугольник)
- Цифры 0, 1, 2, 3… (Арабские)
- Наглядное представление разных числовых данных. (Диаграмма)
- Результат от деления. (Частное)
- Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. (Знаменатель)
- Сумма одинаковых слагаемых. (Произведение)
- Закон сложения. (Переместительный)
- Площадь квадрата со стороной 100м. (Гектар)
- Отрезок, длина которого равна 1. (Единичный)
- Угол меньше прямого. (Острый)
Ключевое слово: Лобачевский.
“Прошлое”
Команды должны ответить на вопросы из истории математики.
Вопросы:
- Назовите первую женщину – математика, которая писала стихи, повести и пьесы. (Софья Ковалевская)
- Какие книги написал профессор математике Чарльз Латуидж Доджсос, он же Льюис Кэрролл? (“Алиса в стране Чудес”, “В Зазеркалье”)
- Кому принадлежат эти строки: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”? (Ломоносову)
- Немецкий ученый, которого называют “ королем математики”. (Гаусс)
- Назовите науку о числах. (Арифметика)
- В какой области наук не присуждают Нобелевскую премию? (Математика)
- Как назывались древние счеты у греков и римлян? (Абак)
- Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? (Эврика)
“Логогрифы”
Выполните задание: Загаданное слово делится на части, причем каждая составляющая - самостоятельное слово. Вам надо отгадать эти части, затем их сложить, и вы сможете получить новое слово.
Итак, отгадайте слова:
Предлогом стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (За + Дача = Задача.)Игра – в ней лошади нужны,
К игре проступок пристегни.
И называй, дружочек, смело
То, что давно уже не цело. (Поло + Вина = Половина.)Первый можно завязать,
Если галстук папин взять.
А второй, словарь листая, -
Мера скорости морская. (Узел.)Две ноты – два слога,
А слово – одно,
И меру длины
Означает оно. (Ми + Ля = Миля.)Первое – летом, весной выпадает,
Льдинками все то в садах побивает.
Ну, а второе – мужчин украшенье,
Нету у многих его, к сожаленью.
А вот все вместе – то мера углов,
Температуры горячих голов. (Град + Усы = Градусы.)Вначале – двойка. Далее – мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком – обозначенье,
Дробящее на дозы обученье. (Пара + Граф = Параграф.)
“Архитекторы”
На данном этапе команды решают Задачи со спичками.
1) Положи 12 спичек так, чтобы получилось 5
квадратов.
2) В фигуре, построенной в предыдущей задаче,
убери 4 спички так, чтобы осталось два одинаковых
квадрата.
3) В фигуре задачи № 1 убери 2 спички, чтобы
осталось два квадрата разного размера.
Ответы:
“Умники”
– А сейчас, самый сложный этап – вам предстоит решить задачи:
1. Сколько ног всего плясали
Целый день на карнавале:
Осьминог, жираф, свинья
И еще, в присядку, я? (18)
2. Меньше в десять раз, чем метр,
Всем известно – … (дециметр).
3. Сережа шел по лестнице. Шагая через две ступени, он считал: “Один, два, три, четыре…” Когда ему нужно было сказать “пять”, то оказалось, что осталась одна ступенька. Сколько всего ступенек на лестнице? (14)
4. Дима и Гена занимались спортом и любили читать книги. Кто-то из них играл в шашки, кто-то в футбол, кто-то читал Лермонтова, кто-то читал Пушкина. Кто во что играл и что читал, если футболист не читал Лермонтова, а Дима не играл в футбол?
5. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая жидкость?
IV. Конкурс с болельщиками
– Пока команды выполняют задания, проводится конкурс болельщиков “Заработай для команды балл”.
– Ребята, вы можете помочь своим командам, отвечая на вопросы. Каждый правильный ответ – дополнительный балл команде.
Вопросы:
- Предмет для демонстрации симметрии. (Зеркало)
- Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (0)
- Чему равен вес соли, которую надо съесть, чтобы хорошо узнать человека? (Пуд)
- Третья степень числа. (Куб)
- Французский миллиард. (Биллион)
- Приплюснутый круг (овал).
- Английская мера длины, давшая имя героине известной сказки. (Дюйм)
- Заменитель числа 1 при счёте. (Раз)
- Шесть квадратов на двенадцати рёбрах. (Куб)
- Между плюсом и минусом. (Ноль)
- Единица измерения углов. (Градус)
- Дуэт в кубе. (Восемь)
- Этим математическим способом размножаются простейшие организмы. (Деление)
- Нахождение неизвестного. (Решение)
- Единица со свитой из шести нулей. (Миллион)
- Эту неотъемлемую часть геометрической фигуры можно превратить в полезное ископаемое при помощи мягкого знака. (Угол)
- Что такое жидкий килограмм? (Литр)
- Вопрос для решения. (Задача)
- Какую скорость развивает во время полёта птица Эму? (Страусы не летают)
- Сколько граней у шестигранного карандаша? (8)
- Какую часть от часа составляет 5 минут? (5/60 или 1/12)
V. Итог игры
После нахождения клада жюри подводит итоги, объявляет результаты и проводится награждение команд.
VI. Поздравление
– Ребята, вас пришли поздравить Треугольник и Квадрат.
Ребята показывают сценку.
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре”.
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат”.
И сказал ему нежней:
“Неизвестно, что нужней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на стволы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом,
А проснешься – без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел…Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
… новеньких углов!
– Спасибо всем!
Список литературы:
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005, 240 с.
- Винокурова Н.К. 500 игр и головоломок для школьников. М.: ООО Фирма “Издательство АСТ”, 199– 416 с.
- Ерохина Е.В. Игровые уроки математики 5–11-е классы.М.: “Грамотей”, 2004.
- Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Т.И. Линго, худ. Г.В. Соколов, В.Н.Куров. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2002.