Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: усвоение знаний в их системе, умение самостоятельно применять полученные ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
образовательная: закрепление,
систематизация и обобщение знаний, контроль за
усвоением ЗУН;
воспитательная: привитие интереса к
изучаемому предмету
развивающая: формирование навыков
самостоятельной деятельности, выработка
внимания.
Оборудование: кабинет ИКТ, текст теста, карточки для самостоятельной работы, таблица “Умения и навыки”.
Ход урока
Мотивация учения.
Французский писатель Анатоль Франс заметил “Чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом”, последуем совету писателя, будем на уроке активны, внимательны, будем “поглощать” знания с большим желанием, ведь они вам скоро пригодятся. Умение решать системы уравнений позволяет существенно расширить класс текстовых задач и перед нами стоит задача: повторить способы решения систем уравнений, проверить свое умение самостоятельно применять полученные знания.
Повторение и проверка домашнего задания
У доски 3 ученика решают домашнюю задачу 3-мя способами, с остальными учениками класса проводится фронтальный опрос по теме урока:
-Что является решением уравнения с двумя переменными?
-Что значит решить уравнение с двумя переменными?
-Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
-Какие способы решения систем уравнений мы изучили?
-Что называется графиком уравнения с двумя переменными?
Проверка домашнего задания: каждый ученик рассказывает свой алгоритм решения системы уравнений, подтверждая его примером из домашней работы. При этом остальные ученики класса заполняют таблицу (последний столбик не заполняют)
Умения и навыки |
Графический способ | Способ подстановки | Способ сложения | Какими умениями и
навыками владеете Вы “+”-владею хорошо “-”- не владею “?” затрудняюсь ответить |
Построение графиков | ||||
Решение линейных уравнений | ||||
Решение квадратных уравнений | ||||
Нахождение координат точки на плоскости | ||||
Вычислительные навыки | ||||
Действия с многочленами | ||||
Применение формул сокращенного умножения |
Далее следует беседа по заполненной таблице:
Какие умения и навыки необходимы для графического способа решения систем уравнений?
Какие умения и навыки необходимы для способа подстановки?
Какие умения и навыки необходимы для способа сложения?
Проверка умений применять на практике полученные знания.
I этап
Тест с самопроверкой (см. Приложение №1)
После окончания работы проводится самооценка учащимися, ключ самопроверки и оценочная таблица заранее написаны учителем на закрытой доске.
№ вопроса |
Варианты ответов |
Варианты ответов |
Кол-во верно выполненных заданий |
Оценка |
|
1 |
Б |
А |
5 |
“5” |
|
2 |
В, Г |
Б, В |
4 |
“4” |
|
3 |
Б |
Б |
3 |
“3” |
|
4 |
Б |
В |
1-2 |
“2” |
|
5 |
В |
В |
II этап
Работа в парах с консультантом (класс разбивается на пары “сильный-слабый”)
Каждая пара получает карточку – помощник. Более слабый ученик рассказывает как решать систему уравнений, а консультант корректирует его решение, если надо рассказывает сам.
Вторую половину карточки ученик заполняет без консультанта, на следующем этапе урока.
Образец (составить при работе с консультантом) | Выполнить самостоятельно |
Решите систему уравнений: | Решите систему уравнений: |
III этап
После работы в парах каждый работает индивидуально:
1.Наиболее сильные ученики работают за компьютером выполняя задания программы “PILOT SCHOOL Уравнения и системы уравнений ” работая с разделом “Системы уравнений II степени” у учеников есть возможность выбора уровня сложности, по окончании работы на компьютере ученик получает полную информацию: количество верных ответов, правильные ответы и соответствующие ответы ученика, уровень сложности выполняемой работы и оценку .
2.Остальные выполняют письменную самостоятельную работу:
- одни заканчивают работать с карточкой-помощником, и получают дополнительные задания:
Карточка №1 |
Карточка №2 |
Решить систему уравнений: а) б) |
Решить систему уравнений: а) б) |
- другие выполняют разноуровневую самостоятельную работу:
Решить систему уравнений:
Уровень А |
Уровень Б |
||
I вариант |
II вариант |
I вариант |
II вариант |
а) | а) | а) | а) |
б) | б) | б) | б) |
в) | в) | в) | в) |
Подведение итогов.
Сообщаются оценки, полученные на этом уроке. Ответить на вопросы: Чем занимались на уроке? Для чего?
Домашнее задание.
1.Закончить работу с таблицей “Умения и навыки”, проанализировать свои умения и навыки.
2.Задание дифференцированное упражнения из сборника заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы по изученной теме.
Литература:
Ю.Н.Макарычев, и другие “Алгебра 9”
А.П.Ершов и другие “Математика: самостоятельные и контрольные работы 9 класс”