Тема: Гипербола и ее простейшие уравнения
Цели:
- Познакомить с основными характеристиками гиперболы.
- Развивать навыки исследовательской работы.
- Воспитывать трудолюбие.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: плакат, карточки с формулами, видеофильм
Студент должен знать:
определение гиперболы, уравнение гиперболы, все понятия и обозначения.
Студент должен уметь:
по уравнению гиперболы находить оси, координаты фокусов и вершин; составлять уравнение гиперболы и строить гиперболу.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. Фронтально с группой через проектор:
- Проверка домашнего задания, 5 чел. - тетради.
- У доски – характеристика окружности, – характеристика эллипса.
- Работа с формулами.
- Какую форму примет эллипс, если его полуоси а и в равны?
- Как запишется уравнение эллипса, если его полуоси а и в равны и центр совпадает с началом координат?
- Известны эксцентриситеты двух эллипсов е1=0,8 и е2=0,3. Какой из этих эллипсов вытянут по форме?
- Назвать координаты центра и радиуса окружности:
- Что нужно знать, чтобы построить эллипс? Окружность?
- Группа заслушивает ответы у доски. Каждый ответ кто-то из группы рецензирует.
- Заслушивается 1 сообщение из “Истории кривых 2-го порядка”.
(х-3)2+(у+2)2=5,
3х2+3у2=9,
х2+(у-5)2=17.
III. Мотивация учебной деятельности: значимость темы “Гипербола”,
применение изучаемой темы в инженерной графике.IV. Изучение нового материала
План:
- Основные определения и понятия гиперболы.
- Свойства гиперболы.
- Решение задач и построение гиперболы.
Задание группе:
1) Просмотреть видеофильм “Гипербола”, затем по учебнику Г.Н.Яковлев или Н.В.Богомолов составить:
Таблица 1
I группа Сравнительная характеристика |
II группа Составить конспект: основные понятия и формулы. Построить |
III группа Составить конспект: Основные понятия, определения и формулы. |
2) Проверка самостоятельной работы:
Таблица 2
III группа Зачитывают, что записано в конспекте, остальные дополняют |
II группа Рассказывают и показывают, как построить гиперболу. |
I группа Дают сравнительную характеристику: общие свойства и различия. |
V. Закрепление изученного
У доски: задача с полным разбором. № 48, № 50, № 52. [1]
Для I группы дополнительно № 51, № 54 [1]
Фронтально через проектор:
- Какие кривые второго порядка вы знаете?
- Как называются оси у эллипса, у гиперболы?
- Как связаны между собой а, в, с у гиперболы?
- Как по эксцентриситету определить кривую второго порядка?
- Дать характеристики указанных линий:
; ;
6) Самостоятельная работа:
Построить:
а) (3 балла),
б) =1 (4 балла),
в) 9х2 – 16у2 – 18х – 64у – 199 = 0 (5 баллов).
VI. Домашнее задание:
1) Составить кроссворд по кривым второго порядка.
2) № 56, № 57 [1]стр. 160.
VII. Итог урока: подведение итогов занятия, оценка работы студентов.
Тема: Парабола и ее уравнения.
Цели:
- Познакомить с основными характеристиками параболы.
- Развивать вычислительные навыки.
- Воспитывать сознательное отношение к учебе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: плакат, карточки с формулами, видеофильм.
Студент должен знать:
определение параболы, уравнения всех видов параболы, все понятия и обозначения.
Студент должен уметь:
решать задачи связанные с параболой, находить параметр параболы, координаты фокуса, уравнение директрисы параболы.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Фронтально с группой:
- Проверка домашнего задания (2 задачи).
- Что называется окружностью?
- Что называется эллипсом?
- Что называется гиперболой?
- Сколько вершин у эллипса, гиперболы?
- Назвать координаты фокусов эллипса, гиперболы?
- Чем отличаются эксцентриситеты эллипса и гиперболы?
- Как построить эллипс и гиперболу?
- Работа с формулами по карточкам.
Таблица 1
1.Дано: гипербола, . |
2. Дано: гипербола, у=2х- асимптота, А(-2;0) гиперболе. |
3. Дано: эллипс, , проведена хорда у=2 |
Найти: уравнения асимптот и эксцентриситет | Найти уравнение гиперболы | Найти длину хорды |
Ответ: е=, у=± | Ответ: | Ответ: |АВ|=2 |
III. Мотивация учебной деятельности: тема, цель занятия.
IV. Изучение нового материала.
- Просмотр фрагмента видеофильма о параболе. Задание: сделать пометки в конспекте – новые слова, термины.
- Что нового узнали о параболе? Обмен мнениями.
- С помощью и плаката составить конспект:
- определение параболы,
- определение параметра, директрисы,
- эскизы параболы (4вида) и соответствующие уравнения,
- свойства параболы.
V. Закрепление изученного
У доски:
- Дано уравнение параболы у2=х. Найти параметр параболы, ее уравнение и уравнение директрисы.
- Дано уравнение директрисы параболы х=-3. Найти уравнение параболы, параметр и координаты фокуса.
- Через фокус параболы у2=2рх проведена хорда М1М2 перпендикулярно оси параболы. Найти длину этой хорды.
- Напишите уравнение параболы, если ее осью симметрии служит ось ординат; вершина совпадает с началом координат и точка М(2;-1) принадлежит параболе.
- № 73, № 75 [1].
- По карточкам повторить соответствующие уравнения параболы.
VI. Домашнее задание: № 76, № 78 [1].
Дополнительно: № 80.
VII. Итог урока: подведение итогов занятия, оценка работы студентов.
Литература:
1. Яковлев Г.Н. Геометрия, I ч.
2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике.