ЦЕЛИ УРОКА:
- Продолжить работу по формированию у учащихся умение составлять и решать задачи основных типов.
- Развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность у учащихся.
- Воспитывать любовь к родному краю, к столице Татарстана.
ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизации знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карта Татарстана, сборники собственных задач по математике, открытки, книги, черновики.
К каждому предыдущему уроку учащиеся составили задачи по пройденным темам и записывали в собственном сборнике задач. На уроках они проверялись. К обобщающему уроку ученики должны были составить три задачи к 1000-летию Казани.
I. Организационный момент.
Учитель. На уроке мы будем решать задачи по пройденным темам: проценты, пропорции, масштаб, нахождение дроби от числа и др.
II. Устная работа.
а) Отгадайте кроссворд:
По горизонтали: (Приложение)
1. Величина равная отношению пути к времени
2. Результат сложения чисел
3. 5/6, 5 – это числитель дроби, а 6…
4. Отношения длины отрезка на карте длине отрезка на местности
5. Одна сотая часть
6. Результат вычитания чисел.
По вертикали узнаем ключевое слово (Казань)
б) Сколько лет исполнится столице Татарстана? (1000 лет)
в) В каком году был основан город? ( В 1005 г.)
III. Отправимся в маленькое путешествие в Казань.
Сперва найдем расстояние от различных населённых пунктов до Казани.
Задача 1.
Расстояние от Мамадыша до Казани на карте 28 см. Найдите расстояние между городами, если масштаб карты Татарстана 1:450000. (126 км)
Задача 2.
Число учащихся во всех учебных заведениях г.Казани 10640 человек обоего пола, что составляет 7,6% от всего населения города. Найти число жителей Казани? ( 140000 чел.)
Учитель. Казанский Кремль – памятник мировой культуры, признанный наследием человечества и охраняемый ЮНЕСКО. Кремль состоит из 8 башен. Дозорная башня Сююмбеки состоит из 7 ярусов, первые 3 яруса – четырехугольные, остальные 4 – восьмиугольные, вверх от которых поднимается шпиль.
Задача 3.
Высота башни 58,5 м. Четырехугольные ярусы составляют общей высоты. Высота шпиля составляет 31,5 % от высоты четырехугольных ярусов. Чему равна высота 4-х восьмиугольных ярусов? (1 ученик решает задачу у доски с комментариями).
Решение:
1) Чему равна высота четырехугольных ярусов?
58,5 х 4/9=26 (м)
2) 31,5% =0,315
3) Сколько приходится шпилю?
26х0,315=8,19(м)
4) Чему равна высота восьмиугольных ярусов?
58,5- (26+8,19)=24,31(м)
Ответ: 24,31 метр
Учитель. К 1000 летию Казани в Казанском Кремле открылась мечеть Кул Шариф рядом с Благовещенским собором, в этом есть глубокий смысл, связанный с чаяниями многонационального народа республики жить в мире и дружбе.
Кул Шариф – выдающийся общественный и религиозный деятель, имам мечети Казанского Кремля.
Он писал:
“Диво! Место увеселенья в мире этот город Казань,
В мире нет больше такого города, дающего кров.
В мире нет нигде такого цветущего города, как Казань,
В Казане еду-питье найдут всегда,
Таков он - город Вселенной”.
IV. Самостоятельная работа в парах.
По 3 задачи, составленные дома из собственного сборника задач, ученики дают соседу по парте и решают в рабочих тетрадях. А потом после выполнения сдают учителю на проверку.
V. Подведение итогов урока.
Оценивание работ консультантами.
VI. Домашнее задание.
1. Решая уравнение (2х+26)x1,5 = 2640, вы узнаете номер задачи из учебника, которую необходимо решить в тетради.
2. Дополнительное задание из пособия “Самостоятельные и контрольные работы” Математика 6. (А.П.Ершова, В.В.Голобородько) стр.49 №2