Тип урока: повторение-обобщение.
Цели урока:
- проверить практические навыки и умения при работе с десятичными числами;
- активизировать работу учащихся на уроке за счет вовлечениия их в игру, индивидуализировать работу учащихся;
- развивать логическое мышление учащихся в области математики, сообразительность, находчивость, умение быстро ориентироваться в обстановке, воспитывать внимание, тренировать память.
Девиз урока: “Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”.
И. Павлов.
Оборудование: плакат, карточки для устного счета, рисунок, карточки с индивидуальными заданиями для игры в математическое лото, магнитные буквы, самодельное техническое средство, магнитная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
На прошлых уроках мы научились записывать, читать, сравнивать, складывать, вычитать десятичные дроби. Сегодня у нас урок повторения. В народе говорят: “Повторение – мать учения”. Про десятичные дроби говорил еще Д. Менделеев: “Число выраженное десятичным знаком, прочтет, и араб, и янки одинаково”.
2. Работа с тренажером.
У каждого ученика тренажер (примеры) для увеличения скорости счета. Работаем 2 минуты. После чего ученики подсчитывают количество правильных ответов, делят на время, результаты заносят в специальную таблицу. Сравните с предыдущими результатами.
Тренажер | Ответы | |||
1.1 | 1.2 | 1.1 | 1.2 | |
1. | 1 – 0,7 | 1 – 0,6 | 0,3 | 0,4 |
2. | 1 + 2,7 | 3,5 + 0,5 | 3,7 | 4 |
3. | 2 – 0,6 | 1,4 + 2,6 | 1,4 | 4 |
4. | 10 – 3,6 | 5,3 + 2,7 | 6,4 | 8 |
5. | 3,5 + 0,5 | 3,91 + 8 | 4 | 11,91 |
6. | 0,3 + 0,8 | 4,9 + 10,95 | 1,1 | 15,85 |
7. | 4,53 – 0,3 | 4,2 – 2,73 | 4,23 | 1,47 |
8. | 2,85 – 0,05 | 52,3 + 6 | 2,8 | 58,3 |
9. | 1,6 + 2 | 2,4 – 0,8 | 3,6 | 1,6 |
10. | 1 – 0,3 | 8,4 + 1,6 | 0,7 | 10 |
11. | 5,4 – 1,02 | 0,2 + 1,28 | 4,38 | 1, 48 |
12. | 2,5 – 2,08 | 8,8 – 7,6 | 0,42 | 1,2 |
13. | 1,7 + 2,03 | 1,48 – 0,6 | 3,73 | 0,88 |
14. | 6,1 + 0,9 | 10 – 3.54 | 7 | 6,46 |
15. | 5,5 – 0,5 | 6,1 + 5,9 | 5 | 12 |
16. | 0,4 – 0,28 | 15 – 0,01 | 0,12 | 14,99 |
17. | 9,1 + 1,9 | 0,55 – 0,5 | 11 | 0,05 |
18. | 3,7 + 2,3 | 2,92 – 0,2 | 6 | 2,72 |
19. | 5 – 4,6 | 4,05 – 2, 5 | 0,4 | 1,55 |
20. | 3,91 + 2,09 | 1,95 +1,95 | 6 | 3,9 |
Количество прим. | ||||
Время | ||||
Скорость |
3. Повторение.
1. Давайте повторим правило сложения и вычитания десятичных дробей.
Ученик формулирует правило.
2. Правило сравнения десятичных дробей.
Ученик формулирует правило.
4. Актуализация знаний при решении примеров, устно (карточки).
1. Найдите сумму
1,6 + 2 = 3,6; | 1,3 + 1,8 = 3,1; |
3,7 + 2,3 = 6; | 9,1 + 1,9 = 11. |
2. Найдите разность
1 – 0,3 = 0,7; | 0,4 – 0,28 = 0,12; |
4,9 – 3,1 = 1,8; | 5,5 – 0,5 = 5. |
3. Сравните дроби
6,3 > 6,03; | 9,8 > 8,9; |
1,2 < 1,8; | 4,5 > 0,8. |
4. На доске записаны примеры. Восстановите потерянные запятые, чтобы данные ниже записи стали верными
3, 2 + 1,8 = 5; | ,42 + 1, 7 = 2,12; | 6,3 – ,27 = 6,03; |
4,2 + 17 = 21,2; | 6 3 – 2,7 = 60 ,3. |
5. Работаем с рисунком (рис. 1 и 2).
Найдите на рисунках 1,2 числа, зашифрованные знаком “?”. Так чтобы закономерность в расстановке левой фигуре каждого рисунка выполнялась и на его правой фигуре.
Примеры запишем в тетрадь.
1.1 рисунок 4,1+3,9-1,5=6,5; | 5+1,2-4,3=?; (1,9) |
1.2 рисунок 8,5=1,6+3+1,5+2,4; | 11=2,3+4,7+1,6+? (2,4) |
2.1 рисунок 6 = 5,3+10,3-(3,2+6,4); | 7,5=(6,6+4,9)-(2,1+?). (1,9) |
На рисунке 2.2 изображен магический квадрат. В свободные клетки квадрата запишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 15/19 (у каждого ученика на отдельном листке расчерчен магический квадрат).
6. Работа с учебником.
Стр.267, №1208 (устно), №1207 (на доске заранее изображен координатный луч, а у учащихся на
парте листок с расчерченным координатным лучом), №1234.
7. Игра математическое лото.
Игра состоит из ответов на большой карте и наборов маленьких карточек-примеров индивидуально для каждого ученика. Решив пример, вы накладываете его на ответ лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то на обратной стороне прочитаете слово или высказывание, по которым и производится самоконтроль.
Кто выполнит раньше, открывает “Дидактический материал” и выполняет №240, 254.
Приведу примеры карт для 4 учащихся.
1.
6,3 |
1 |
3,08 |
2,08 |
0,37 |
3,5 |
3,7 + 2,6 |
8,8 + 2,1 – 9,9 |
6 – 2,92 |
3,8 – (0,12 + 1,6) |
(0,17 + 1,5) – 1,3 |
Х + 2,8 = 6,3 |
М А Т Е М А Т И К | А В Ы Я В Л Я Е Т | П О Р Я Д О К |
АРИСТОТЕЛЬ |
2.
9,5 |
4 |
0,85 |
17,3 |
1,47 |
0,3 |
2,7 + 6,8 |
8,1+2,1 – 6,2 |
4 – 3,15 |
48,3 –(26,6 + 4,4) |
(1,87 – 0,03) – 0,37 |
Х + 6,9 = 7,2 |
М О Л | О Д | Е Ц ! |
|
3.
9,1 |
6,6 |
2,77 |
8,07 |
5,474 |
2,8 |
6,3 + 2,8 |
5,5 + 3,3 – 2,2 |
5 – 2,23 |
3,31 + (12,6 – 7,84) |
15,8 – (1,256 + 9,01) |
6,7 – Х= 3,9 |
Ч Е С ТЬ |
К Р А С И Т |
Л Ю Б О Е |
З В А Н И Е |
ШИЛЛЕР |
4.
10,4 |
6 |
3,63 |
2,08 |
15,53 |
6,8 |
6,5 + 3,9 |
6,6 + 2,1 – 2,7 |
6 – 2,63 |
3,8 + (0,12 + 1,6) |
(48,03 – 33) + 0,5 |
9, 3 - Х = 2,5 |
П О В Т О Р Е Н И Е - | М А Т Ь | У Ч Е Н И Я |
8. Домашнее задание.
Выполнить зачет (задания разноуровневые)
Ниже задания зачета для одного ученика. Зачетные задания раздаются для каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей.
Отметка | Обязательная часть | Дополнительная часть |
“зачет” | 5 заданий | – |
“4” | 5 заданий | 1 задание |
“5” | 6 заданий | 2 задания |
Обязательная часть
1. Запишите в виде обыкновенной дроби числа:
0,3; | 0,17; | 0,005. |
2. Постройте координатный луч и отметьте на нем точки: А(5,6); В(2,5); С(1,2); Д(3,9)
Выполните действия (3 – 5).
- 7,213 + 12,79;
- 4. 34,7 – 8,93;
5. 8,55 – 0,09 – (3,64 + 1,8).
6. В короб, содержащий 1,4 кг муки, насыпали с начало 1,7 кг муки, а затем еще 0,6 кг. Сколько муки стало в коробке?
Дополнительная часть.
7. Выразите 2,7 ч в минутах.
8. От доски длиной 6 м отпилили четыре заготовки. Длина первой заготовки 0,75 м, а каждой следующей – на 0,35 м больше предыдущей заготовки. Найдите длину оставшейся части.
9. В конце урока игра с самодельным техническим средством обучения. Рис. 3 (описание в приложении).
Вопросы учителя.
1. Число 3,75 увеличьте на 4,36. (8,11)
2. Найдите сумму предыдущего результата и 1,29. (9,4)
3. Результат округлите до единиц. (9)
4. Чему равен результат разности предыдущего
ответа и 8,48. (0,52)
5. Какова длина прямоугольника, если, его ширина 4,
а площадь 44? (11)
6. Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 1,7, а
разность 2,3. (4)
7. Найдите произведение чисел 9 и 3. (27)
Приведу 4 примера для игры (карточки вкладыши для самодельного пособия).
10. Расшифруем слово.
На магнитной доске магнитные буквы и под каждой из них числовое значение. Прочитайте слово
по ответам выполненных вами заданий в следующей последовательности.
Вопрос 5 2 1 4 3 8 6
М О Л О Д Ц Ы
Ответ 11 9,4 8,11 0,52 9 27 4
11. Объявляются результаты и итог урока.
Литература.
1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков,
С.И.Шварцбурд “Математика 5 кл.”. Москва 2001
2. А.С. Чесноков, К.И. Нешков
“Дидактические материалы по математике” 5кл.
3. М.О. Денищева, Л.В. Кузнецов и др. “Зачёты
в системе дифференцированного обучения
математике” Москва “Просвещение” 1993г.
4. В.Г. Коваленко “Дидактические игры на
уроках математики” Москва “Просвещение” 1990г.
5. Журналы “Математика в школе”.