Урок математики в 5-м классе по теме: "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Тип урока: повторение-обобщение.

Цели урока:

  • проверить практические навыки и умения при работе с десятичными числами;
  • активизировать работу учащихся на уроке за счет вовлечениия их в игру, индивидуализировать работу учащихся;
  • развивать логическое мышление учащихся в области математики, сообразительность, находчивость, умение быстро ориентироваться в обстановке, воспитывать внимание, тренировать память.

Девиз урока: “Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”.

И. Павлов.

Оборудование: плакат, карточки для устного счета, рисунок, карточки с индивидуальными заданиями для игры в математическое лото, магнитные буквы, самодельное техническое средство, магнитная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

На прошлых уроках мы научились записывать, читать, сравнивать, складывать, вычитать десятичные дроби. Сегодня у нас урок повторения. В народе говорят: “Повторение – мать учения”. Про десятичные дроби говорил еще Д. Менделеев: “Число выраженное десятичным знаком, прочтет, и араб, и янки одинаково”.

2. Работа с тренажером.

У каждого ученика тренажер (примеры) для увеличения скорости счета. Работаем 2 минуты. После чего ученики подсчитывают количество правильных ответов, делят на время, результаты заносят в специальную таблицу. Сравните с предыдущими результатами.

Тренажер Ответы
1.1 1.2 1.1 1.2
1. 1 – 0,7 1 – 0,6 0,3 0,4
2. 1 + 2,7 3,5 + 0,5 3,7 4
3. 2 – 0,6 1,4 + 2,6 1,4 4
4. 10 – 3,6 5,3 + 2,7 6,4 8
5. 3,5 + 0,5 3,91 + 8 4 11,91
6. 0,3 + 0,8 4,9 + 10,95 1,1 15,85
7. 4,53 – 0,3 4,2 – 2,73 4,23 1,47
8. 2,85 – 0,05 52,3 + 6 2,8 58,3
9. 1,6 + 2 2,4 – 0,8 3,6 1,6
10. 1 – 0,3 8,4 + 1,6 0,7 10
11. 5,4 – 1,02 0,2 + 1,28 4,38 1, 48
12. 2,5 – 2,08 8,8 – 7,6 0,42 1,2
13. 1,7 + 2,03 1,48 – 0,6 3,73 0,88
14. 6,1 + 0,9 10 – 3.54 7 6,46
15. 5,5 – 0,5 6,1 + 5,9 5 12
16. 0,4 – 0,28 15 – 0,01 0,12 14,99
17. 9,1 + 1,9 0,55 – 0,5 11 0,05
18. 3,7 + 2,3 2,92 – 0,2 6 2,72
19. 5 – 4,6 4,05 – 2, 5 0,4 1,55
20. 3,91 + 2,09 1,95 +1,95 6 3,9
Количество прим.        
Время        
Скорость        

3. Повторение.

1. Давайте повторим правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Ученик формулирует правило.

2. Правило сравнения десятичных дробей.

Ученик формулирует правило.

4. Актуализация знаний при решении примеров, устно (карточки).

1. Найдите сумму

1,6 + 2 = 3,6; 1,3 + 1,8 = 3,1;
3,7 + 2,3 = 6; 9,1 + 1,9 = 11.

2. Найдите разность

1 – 0,3 = 0,7; 0,4 – 0,28 = 0,12;
4,9 – 3,1 = 1,8; 5,5 – 0,5 = 5.

3. Сравните дроби

6,3 > 6,03; 9,8 > 8,9;
1,2 < 1,8; 4,5 > 0,8.

4. На доске записаны примеры. Восстановите потерянные запятые, чтобы данные ниже записи стали верными

3, 2 + 1,8 = 5; ,42 + 1, 7 = 2,12; 6,3 – ,27 = 6,03;
4,2 + 17 = 21,2; 6 3 – 2,7 = 60 ,3.

5. Работаем с рисунком (рис. 1 и 2).

Найдите на рисунках 1,2 числа, зашифрованные знаком “?”. Так чтобы закономерность в расстановке левой фигуре каждого рисунка выполнялась и на его правой фигуре.

Примеры запишем в тетрадь.

1.1 рисунок 4,1+3,9-1,5=6,5; 5+1,2-4,3=?; (1,9)
1.2 рисунок 8,5=1,6+3+1,5+2,4; 11=2,3+4,7+1,6+? (2,4)
2.1 рисунок 6 = 5,3+10,3-(3,2+6,4); 7,5=(6,6+4,9)-(2,1+?). (1,9)

На рисунке 2.2 изображен магический квадрат. В свободные клетки квадрата запишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 15/19 (у каждого ученика на отдельном листке расчерчен магический квадрат).

6. Работа с учебником.

Стр.267, №1208 (устно), №1207 (на доске заранее изображен координатный луч, а у учащихся на

парте листок с расчерченным координатным лучом), №1234.

7. Игра математическое лото.

Игра состоит из ответов на большой карте и наборов маленьких карточек-примеров индивидуально для каждого ученика. Решив пример, вы накладываете его на ответ лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то на обратной стороне прочитаете слово или высказывание, по которым и производится самоконтроль.

Кто выполнит раньше, открывает “Дидактический материал” и выполняет №240, 254.

Приведу примеры карт для 4 учащихся.

1.

6,3

1

3,08

2,08

0,37

3,5

3,7 + 2,6

8,8 + 2,1 – 9,9

6 – 2,92

3,8 – (0,12 + 1,6)

(0,17 + 1,5) – 1,3

Х + 2,8 = 6,3

М А Т Е М А Т И К А В Ы Я В Л Я Е Т П О Р Я Д О К
    АРИСТОТЕЛЬ

2.

9,5

4

0,85

17,3

1,47

0,3

2,7 + 6,8

8,1+2,1 – 6,2

4 – 3,15

48,3 –(26,6 + 4,4)

(1,87 – 0,03) – 0,37

Х + 6,9 = 7,2

М О Л О Д Е Ц !

 

   

3.

9,1

6,6

2,77

8,07

5,474

2,8

6,3 + 2,8

5,5 + 3,3 – 2,2

5 – 2,23

3,31 + (12,6 – 7,84)

15,8 – (1,256 + 9,01)

6,7 – Х= 3,9

Ч Е С ТЬ

К Р А С И Т

Л Ю Б О Е

З В А Н И Е

 

ШИЛЛЕР

4.

10,4

6

3,63

2,08

15,53

6,8

6,5 + 3,9

6,6 + 2,1 – 2,7

6 – 2,63

3,8 + (0,12 + 1,6)

(48,03 – 33) + 0,5

9, 3 - Х = 2,5

П О В Т О Р Е Н И Е - М А Т Ь У Ч Е Н И Я
     

8. Домашнее задание.

Выполнить зачет (задания разноуровневые)

Ниже задания зачета для одного ученика. Зачетные задания раздаются для каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей.

Отметка Обязательная часть Дополнительная часть
“зачет” 5 заданий
“4” 5 заданий 1 задание
“5” 6 заданий 2 задания

Обязательная часть

1. Запишите в виде обыкновенной дроби числа:

0,3; 0,17; 0,005.

2. Постройте координатный луч и отметьте на нем точки: А(5,6); В(2,5); С(1,2); Д(3,9)

Выполните действия (3 – 5).

  • 7,213 + 12,79;
  • 4. 34,7 – 8,93;
  • 5. 8,55 – 0,09 – (3,64 + 1,8).

6. В короб, содержащий 1,4 кг муки, насыпали с начало 1,7 кг муки, а затем еще 0,6 кг. Сколько муки стало в коробке?

    Дополнительная часть.

7. Выразите 2,7 ч в минутах.

8. От доски длиной 6 м отпилили четыре заготовки. Длина первой заготовки 0,75 м, а каждой следующей – на 0,35 м больше предыдущей заготовки. Найдите длину оставшейся части.

9. В конце урока игра с самодельным техническим средством обучения. Рис. 3 (описание в приложении).

Вопросы учителя.

1. Число 3,75 увеличьте на 4,36. (8,11)
2. Найдите сумму предыдущего результата и 1,29. (9,4)
3. Результат округлите до единиц. (9)
4. Чему равен результат разности предыдущего ответа и 8,48. (0,52)
5. Какова длина прямоугольника, если, его ширина 4, а площадь 44? (11)
6. Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 1,7, а разность 2,3. (4)
7. Найдите произведение чисел 9 и 3. (27)

Приведу 4 примера для игры (карточки вкладыши для самодельного пособия).

10. Расшифруем слово.

На магнитной доске магнитные буквы и под каждой из них числовое значение. Прочитайте слово

по ответам выполненных вами заданий в следующей последовательности.

Вопрос 5 2 1 4 3 8 6

М О Л О Д Ц Ы

Ответ 11 9,4 8,11 0,52 9 27 4

11. Объявляются результаты и итог урока.

Литература.

1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд “Математика 5 кл.”. Москва 2001
2. А.С. Чесноков, К.И. Нешков “Дидактические материалы по математике” 5кл.
3. М.О. Денищева, Л.В. Кузнецов и др. “Зачёты в системе дифференцированного обучения математике” Москва “Просвещение” 1993г.
4. В.Г. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики” Москва “Просвещение” 1990г.
5. Журналы “Математика в школе”.

Приложение

Рисунки 3.1, 3.2