Харченко Тамара Леонидовна

Тамара Леонидовна Харченко

Место работы:
МАОУ "Гимназия № 48", г. Норильск, Красноярский край
Должность:
учитель математики

Темы Открытых уроков автора

  • Занятие элективного курса "Методы решения уравнений. содержащих модуль" 2009

    На уроке рассматриваются методы, позволяющие решать уравнения, содержащие модуль. Какой метод рационально применять, подсказывают опыт, здравый смысл и логика. Презентация состоит из 44 слайдов. Созданные слайды позволяют вывести на экран новый материал по данной теме, который учащимся необходимо понять, запомнить и осуществить первичное применение знаний.

  • КВН по математике. 9-й класс 2007

    Внеклассное мероприятие по математике - Клуб веселых и находчивых. КВН прививает интерес к предмету, показывает учащимся, что математика - чудесная, не сухая наука. Данное мероприятие развивает логическое мышление, интеллект, чувства товарищества и взаимопомощи.

  • Семинар-практикум "Квадратные уравнения". 8-й класс 2007

    Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по решению квадратных уравнений. Данный урок развивает навыки самоконтроля, умения самостоятельно работать, говорить и слушать, интерес учащихся к предмету, их стремление шире и глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы; вырабатывает привычку к постоянной занятости, воспитывает отзывчивость, трудолюбие и аккуратность.

  • Семинар-практикум "Арифметическая и геометрическая прогрессии". 9-й класс 2006

    Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по применению свойств арифметической и геометрической прогрессии к решению задач. Данный урок развивает интерес учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет и навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы; воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи.

  • Решение квадратных уравнений 2005

    Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков решения квадратных уравнений. Данный урок формирует навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной и групповой; развивает интерес к математике, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Использование графиков функций для решения задач

    Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством решения. В своей работе мы показали, что графики облегчают нахождение решений уравнений, их систем, неравенств с одной переменной, неравенств с двумя переменными, сокращая и упрощая аналитические выкладки, и часто при этом являются единственным методом решения таких задач. Кроме того, мы проиллюстрировали использование графического метода при решении прикладных задач (геометрической, физической, инженерной). Мы предлагаем использовать представленный материал учащимися классов с профильным изучением математики, а так же на факультативных занятиях.

  • Построение линий в полярной системе координат

    Объектом исследования стала полярная система координат. Связав свою научную работу с построением линий в полярной системе координат, авторы пришли к выводу, что во многих случаях более удобными являются именно полярные координаты на плоскости. Предметом исследования стали полярные уравнения линий. Цель работы: показать принцип построения линий в полярной системе координат, выявить преимущества данной системы.

  • Графический метод решения тригонометрических уравнений и неравенств

    Объектом нашего исследования стали тригонометрические уравнения и неравенства, которые либо невозможно решить аналитическим способом, либо рационально решить графическим методом. Исходя из этого предметом нашего исследования стал метод, в основу которого положено дополнение основных тригонометрических тождеств зависимости либо синуса и косинуса, либо тангенса и котангенса. А также введение новых переменных и решения полученной системы графическим способом. Построив графики, находим координаты точек пересечения данных графиков.

  • Решение тригонометрических задач со сложным аргументом

    Объект исследования — тригонометрические уравнения и неравенства со сложной функциональной зависимостью, когда под знаком тригонометрической функции находится какая-либо другая функция. В работе рассмотрены задачи разного уровня сложности; методы решения задач такого типа; указаны основные направления, по которым следует идти при решении тригонометрических уравнений и неравенств со сложным аргументом.

  • Асимптотическое исследование дробно-рациональных функций и построение их графиков

    Вашему вниманию представляем проект, цели которого: исследовать асимптотические свойства дробно-рациональных функций, построить их графики, выяснить, можно ли строить графики элементарными способами, и изложить данный метод построения графиков функций без общей схемы исследования с помощью не только вертикальных, горизонтальных, наклонных, а также асимптотических кривых, в роли которых выступают конические сечения: парабола, кубическая парабола и гипербола, проверить полученные выводы на компьютере.

  • Общие свойства конических сечений

    В проекте ученики поставили цель: исследовать и изучить свойства конических сечений: прямых, окружности, параболы, гиперболы и эллипса. Экспериментальным путём, т.е. методом проб и ошибок, был найден ряд общих свойств конических сечений. Рассмотренные свойства доказаны геометрически и с помощью компьютерной программы «Живая геометрия». Все исследования ребята проверили на компьютере и убедились в правильности своих выводов.