Мастерская "Свойства степеней"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщение и закрепление понятие “степень”;
  • вывод правил действий со степенями;
  • развитие у учащихся умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе совместной работы и уважительного отношения друг к другу.

Организация работы

Класс разбит на группы по 4-5 учащихся с учетом их взаимоотношений и индивидуальных особенностей. В каждую группу входят как сильные, так и средние, и слабые ученики. Среди них должен быть ученик, способный стать лидером группы, организатором всей работы, пользующийся авторитетом среди членов группы. Работа группы должна все время находится в поле зрения учителя. Задача учителя-мастера поощрять учащихся к совместной поисковой работе, вселять в них уверенность в успехе.

Ход урока

I. Вводная беседа

    Мы продолжаем изучение одной из важнейших тем алгебры “степень”. Сегодня вы узнаете свойства степеней, которые будете применять не только на уроках математики, но и физики, и астрономии. Причем, вывести эти свойства вы должны сами, без моей помощи и без помощи учебника, в результате выполнения исследовательской работы. Для того, чтобы эта работа не вызывала затруднений мы с вами повторим понятие степени с натуральным показателем, выполняя задания следующего теста.

II. Работа с тестом (каждая группа получает листочки с тестом).

1. Представить в виде произведения:

34=

(-5)3=

an=

2. Представить в виде степени

=

m * m =

3. Вычислить:

0,23= 1100= 151= (-3)3=
(-1)201= -22= 05=

Данные числа представить

а) в виде квадрата

49= = 0,16= 0,04=

 

б) в виде куба

-8= 1000= 0,001=

III. Обсуждение ответов на задания теста

Во время обсуждения можно задать дополнительные вопросы к заданиям.

№1 Как называются выражения 34, (-5)3, an ?

№2 Почему числа 5, 7, 2 называют показателями степени?

№3 Какие свойства степени вы здесь применяли?

IV. Исследовательская работа

Каждая группа получает лист заданий, выполняя которые должна установить закономерность и сформулировать правило или свойство.

Лист заданий №1

1. Выполнить умножение степеней

представить в виде произведения в виде степени
=
=
=
=
=

2. Установите закономерность между показателями множителей и показателем произведения и используйте ее в следующих примерах:

45 * 411 = (-7)10 * (-7) * (-7)2 = x5 * x10 * x11 =

3. Сформулируйте правило умножения и запишите его с помощью переменных.

Лист заданий №2

1. Выполнить деление степеней

представить частное в виде дроби, числитель и знаменатель которой произведения в виде степени
25 : 23 = =
(-5)4 : (-5)2 = =
x8 : x5 = =

 

2. Установите закономерность между показателями делимого, делителя и частного и примените ее в следующих примерах:

47 : 44 = (-8)7 : (-8)6 =

3. Сформулируйте правило деления степеней и запишите его с помощью переменных

Лист заданий №3

1. Возвести степень в степень:

представить в виде произведения степеней представить в виде произведения чисел представить в виде степени
(22)3 = = =
((-5)3)2 = = =
= =

2. Установите закономерности между показателями степеней и показателем результата и используйте ее в следующих примерах:

(33)2 = ((-3)3)6 = (x2)5 =

3. Сформулируйте правило возведения степени в степень и запишите его с помощью пременных.

V. Отчет групп.

    а) правило умножения

    б) правило деления

    в) правило возведения степени в степень

VI. Работа по закреплению правил, свойств №413, №424 – устно

VII. Сенсация!!!

Мы знаем, что а : а = 1

Следовательно 25 : 25 = 1

По правилу: 25 : 25 = 20

Вывод ? а0 = 1

VIII. Подведение итогов урока

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “ Что ты делал целый день”. И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день”, и тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу на уроке.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

Оценивается работа каждой группы

IX. Домашнее задание. п. 17. №414, №419, №425, №436