Цели урока:
- выработать навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия, решение задач с помощью уравнений;
- развивать логическое мышление учащихся, их вычислительные навыки, речь, память, внимание;
- воспитывать трудолюбие и самостоятельность, математическую культуру учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Устный счет.
Фронтальная работа.
1) Вычислить:
а) 100 – 70 * 3 - 18 * 36 + 38 |
б) 100 – 80 : 4 * 14 – 67 + 63 |
в) 90 – 30 : 15 * 20 – 27 + 19 |
2) Какое число стоит в конце цепочки?
2. 1) Повторить:
а) название компонентов при сложении и при
вычитании;
б) правило нахождения неизвестного слагаемого;
в) правило нахождения неизвестного уменьшаемого;
г) правило нахождения неизвестного вычитаемого.
2) Решить уравнение:
а) х + 72 = 119;
б) у – 63 = 78;
в)150 – а = 83.
3. Индивидуальные задания для учащихся:
1) Вместо звездочки в записи вычислений цепочкой поставить необходимые числа:
а)
2) Найдите правило нахождения числа, стоящего в клетке первой строки, и по этому правилу вставьте в пустую клетку пропущенное число:
III. Формирование умений и навыков.
1. Решить на доске и в тетрадях уравнения №367(г; д):
г) (у – 35) + 12 = 32;
д) 56 – (х + 12) = 24.
2. Решить задачу №364(г) на местах с последующей проверкой:
В спортивном лагере 322 человека. Когда несколько человек ушли в поход, в лагере осталось 275 человек. Сколько человек ушли в поход?
3. Работа по карточкам.
1 вариант.
1. Решите с помощью уравнения задачу:
Петя задумал число. Если к нему прибавить 45, то получиться 72. Какое число задумал Петя?
2. Решите уравнения:
а) 243 + у = 432;
б) 234 – р = 88;
в) х – 123 = 321;
г) (24 – х) + 37 = 49.
3.* Угадайте корень уравнения и выполните проверку:
8 – у = у + 2.
2 вариант.
1. Решите с помощью уравнения задачу:
Коля задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получиться 195. Какое число задумал Коля?
2. Решите уравнения:
а) 472 + х = 500;
б) 802 – у = 416;
в) (х + 26) – 29 = 19;
г) (257 – у) + 124 = 149
3.* Угадайте корень уравнения и выполните проверку:
а) х + 7 = 11 – х;
б) 15 * а = 15 : а;
в)х + х = 64.
3 вариант.
1. Решите задачу с помощью уравнения:
В автоколонне было несколько машин. После того, как получили 35 новых машин и 12 списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было в автоколонне первоначально?
2. Решите уравнения:
а) (248 – у) – 123 = 24;
б) 69 + (87 – п) = 103;
в)125 + у – 85 = 65;
г)144 – у – 54 = 37.
3.* Угадайте корни уравнения и выполните проверку:
а) с + с = с * с;
б) у * 10 = у : 10;
в) 30 + х = 32 – х;
г) 10 + х + 2 = 15 + х – 3.
IV. Подведение итогов урока.
V. Информация учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
П. 10; №№ 387(в); 388; 450(а; б).