Интегрированный урок: математика + русский язык по теме: "Единицы измерения на Руси". 5-й класс

Разделы: Математика, Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • познакомить с русскими старинными единицами измерения;
  • проследить, как сохранились эти измерения или слова, их обозначающие, в современном русском языке;
  • употребление в речи пословиц и поговорок с этими словами.

Оборудование: плакаты с пословицами и поговорками; рисунки 1, 2, 3; таблицы 1, 2;

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Ход урока

I. Знакомство с единицами измерения.

Сообщение темы урока “Единицы измерения на Руси”.

Учитель математики – У.М.- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с единицами измерения .

Учитель русского языка – У.Р.Я. – А также рассмотрим, сохранились ли эти измерения. Посмотрите, ребята, на эти высказывания. Давайте их прочитаем:

  1. От горшка два вершка;
  2. Коломенская верста;
  3. Пишешь аршинными буквами;
  4. Семь пядей во лбу;
  5. Косая сажень в плечах;
  6. Не было ни гроша, да вдруг алтын.
  • Как их можно назвать одним словом? (Поговорки).
  • Приходилось ли вам их слышать от окружающих, знакомых?
  • Всегда ли вам было понятно, о чём идет речь? Содержание этих поговорок? Не встретились ли вам слова, которые в других случаях не употребляются? (Дети называют эти слова).
  • Слова верста, пядь, вершок, сажень, как и те, что вам уже знакомы, это старинные единицы измерения. А поскольку эти единицы из области очень древней науки математики, пора обратиться к ней.

II. Работа над задачей из учебника Магницкого

У.М. Ребята, вспомните и назовите мне автора первого учебника арифметики.

Правильно, Леонтий Филиппович Магницкий.

А теперь решим задачу из его арифметики.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Разбор задачи.

Прочитайте текст задачи <Рисунок1>. Попробуйте её прочитать. Сложно? А всё ли вам понятно? Нет.

У.Р.Я. Конечно оно написано на старославянском языке, который употреблялся в Древней Руси. А теперь прочитайте, как оно звучит в переводе на современный язык <Рисунок2>. Ознакомьтесь с таблицами старинных мер длины. <Таблица1, 2>.

У.М. Давайте для решения задачи используем произвольный отрезок равный 4 см, и примем егоза длину, равную 1 аршину. Как на этом рисунке отметить ? аршина? А теперь вернёмся к условию задачи. ? ч аршина сукна стоят 3 алтына. Что можно найти из этого условия?

План решения

Найдём стоимость ? ч аршина сукна.

  1. 3 : 3 = 1 (а) стоит ? ч аршина сукна
  2. следующее действие такое: таких частей 4. Сколько стоит 1 аршин?

  3. 1 х 4 = 4 (а) стоит 1 аршин сукна.
  4. Что нам осталось найти? Сколько стоят 100 аршин сукна?

  5. 4 х 100 = 400 (а) стоят 100 аршин сукна.

Самостоятельная запись решения с пояснением.

Ребята, давайте проверим, ответили ли мы на вопрос задачи? (Тогда запишем ответ). Повторим, что такое аршин, алтын? Давайте переведём старинные единицы измерения в единицы измерения, применяемые в наше время.

400 алтын = 400 х 3 = 1200 (коп) = 12 руб.

100 аршин = 100 х 72 = 7200 (см) = 72 м.

Как можно записать ответ задачи по-другому? 72 м сукна стоят 12 рублей.

Физминутка

В старину для определения единицы длины люди нередко использовали части своего тела, длину своих шагов и другие величины, которые всегда были под рукой.

Приготовьтесь повторять движения вместе со мною < Рисунок3>:

локоть – это длина руки от локтевого сгиба до кончика среднего пальца.

Пядь – расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.

Прямая сажень – расстояние между кончиками пальцев, вытянутых в стороны рук.

Косая сажень – расстояние между пальцами вытянутой левой руки и носком отставленной правой ноги.

III. Работа со старинными пословицами и поговорками.

Лексическое значении.

У.Р.Я Обратимся к другим единицам, значение которых вы можете найти в толковых словарях (они перед вами на столах и на доске – плакаты).

Вершок, верста, сажень – чему равны?

  • Найдите поговорки с этими словами.
  1. Что обозначает выражение “от горшка два вершка”. (4,4 см). Сказать о каком горшке идет речь. Это говорят о людях небольшого роста.
  2. Кого называют “Коломенской верстой”? (Т.е. столб). Примени это прозвище на себя – обидное оно или нет?
  3. О ком можно сказать “У него семь пядей во лбу”? Так говорят об умном человеке. Как вы отнесетесь, если так скажут о вас?
  4. А в каких случаях говорят “Не было ни гроша, да вдруг алтын”?

Составление текстовой математической задачи.

У.Р.Я. Составьте текст – задачу, в которой будут использованы старинные слова, обозначающие единицы измерения.

Текст задачи надо составить по всем законам русского языка, т.е. записать его без ошибок, со знаками препинания, не допускать в словах сокращений, и лексика, т.е. слова должны соответствовать тому времени. Предложения должны быть связаны между собой.

У.М. задачи придумываем несложные, чтобы можно было решить их устно, работаем как обычно группами по 4 человека.

Фронтальная работа: ученик оглашает свою задачу, а класс её решает устно.

Даётся оценка качества составленной задачи отдельно учителем математики и русского языка.

Дополнительное задание:

У.Р.Я. Слова купец, крестьянин, боярин, лавка, сажень просклонять с числительными.

Вспомнить известных вам литературных героев, назвать произведения “Му-му”, “Руслан и Людмила”, “Сказка волшебное кольцо” – о Семёне (“Не было ни гроша, да вдруг алтын”).

Итог урока: что нового и интересного вы узнали на уроке.

Домашнее задание.

У.Р.Я. Проиллюстрировать составленные вами задачи.

У.М. Найти информацию о старинных единицах измерения веса.

Таблица № 1

Денежные единицы

Рубль

2 полтины

Полтина

50 копеек

Пятиалтынный

15 копеек

Алтын

3 копейки

Гривенник

10 копеек

Грош

? копейки

Полушка

? копейки

2 деньги

1 копейка

Таблица № 2

Единицы длины

Верста

500 саженей

Сажень

3 аршина

Аршин

72 см

Вершок

4,5 см