Цели:
- познакомить с русскими старинными единицами измерения;
- проследить, как сохранились эти измерения или слова, их обозначающие, в современном русском языке;
- употребление в речи пословиц и поговорок с этими словами.
Оборудование: плакаты с пословицами и поговорками; рисунки 1, 2, 3; таблицы 1, 2;
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Ход урока
I. Знакомство с единицами измерения.
Сообщение темы урока “Единицы измерения на Руси”.
Учитель математики – У.М.- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с единицами измерения .
Учитель русского языка – У.Р.Я. – А также рассмотрим, сохранились ли эти измерения. Посмотрите, ребята, на эти высказывания. Давайте их прочитаем:
- От горшка два вершка;
- Коломенская верста;
- Пишешь аршинными буквами;
- Семь пядей во лбу;
- Косая сажень в плечах;
- Не было ни гроша, да вдруг алтын.
- Как их можно назвать одним словом? (Поговорки).
- Приходилось ли вам их слышать от окружающих, знакомых?
- Всегда ли вам было понятно, о чём идет речь? Содержание этих поговорок? Не встретились ли вам слова, которые в других случаях не употребляются? (Дети называют эти слова).
- Слова верста, пядь, вершок, сажень, как и те, что вам уже знакомы, это старинные единицы измерения. А поскольку эти единицы из области очень древней науки математики, пора обратиться к ней.
II. Работа над задачей из учебника Магницкого
У.М. Ребята, вспомните и назовите мне автора первого учебника арифметики.
Правильно, Леонтий Филиппович Магницкий.
А теперь решим задачу из его арифметики.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Разбор задачи.
Прочитайте текст задачи <Рисунок1>. Попробуйте её прочитать. Сложно? А всё ли вам понятно? Нет.
У.Р.Я. Конечно оно написано на старославянском языке, который употреблялся в Древней Руси. А теперь прочитайте, как оно звучит в переводе на современный язык <Рисунок2>. Ознакомьтесь с таблицами старинных мер длины. <Таблица1, 2>.
У.М. Давайте для решения задачи используем произвольный отрезок равный 4 см, и примем егоза длину, равную 1 аршину. Как на этом рисунке отметить ? аршина? А теперь вернёмся к условию задачи. ? ч аршина сукна стоят 3 алтына. Что можно найти из этого условия?
План решения
Найдём стоимость ? ч аршина сукна.
- 3 : 3 = 1 (а) стоит ? ч аршина сукна
- 1 х 4 = 4 (а) стоит 1 аршин сукна.
- 4 х 100 = 400 (а) стоят 100 аршин сукна.
следующее действие такое: таких частей 4. Сколько стоит 1 аршин?
Что нам осталось найти? Сколько стоят 100 аршин сукна?
Самостоятельная запись решения с пояснением.
Ребята, давайте проверим, ответили ли мы на вопрос задачи? (Тогда запишем ответ). Повторим, что такое аршин, алтын? Давайте переведём старинные единицы измерения в единицы измерения, применяемые в наше время.
400 алтын = 400 х 3 = 1200 (коп) = 12 руб.
100 аршин = 100 х 72 = 7200 (см) = 72 м.
Как можно записать ответ задачи по-другому? 72 м сукна стоят 12 рублей.
Физминутка
В старину для определения единицы длины люди нередко использовали части своего тела, длину своих шагов и другие величины, которые всегда были под рукой.
Приготовьтесь повторять движения вместе со мною < Рисунок3>:
локоть – это длина руки от локтевого сгиба до кончика среднего пальца.
Пядь – расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.
Прямая сажень – расстояние между кончиками пальцев, вытянутых в стороны рук.
Косая сажень – расстояние между пальцами вытянутой левой руки и носком отставленной правой ноги.
III. Работа со старинными пословицами и поговорками.
Лексическое значении.
У.Р.Я Обратимся к другим единицам, значение которых вы можете найти в толковых словарях (они перед вами на столах и на доске – плакаты).
Вершок, верста, сажень – чему равны?
- Найдите поговорки с этими словами.
- Что обозначает выражение “от горшка два вершка”. (4,4 см). Сказать о каком горшке идет речь. Это говорят о людях небольшого роста.
- Кого называют “Коломенской верстой”? (Т.е. столб). Примени это прозвище на себя – обидное оно или нет?
- О ком можно сказать “У него семь пядей во лбу”? Так говорят об умном человеке. Как вы отнесетесь, если так скажут о вас?
- А в каких случаях говорят “Не было ни гроша, да вдруг алтын”?
Составление текстовой математической задачи.
У.Р.Я. Составьте текст – задачу, в которой будут использованы старинные слова, обозначающие единицы измерения.
Текст задачи надо составить по всем законам русского языка, т.е. записать его без ошибок, со знаками препинания, не допускать в словах сокращений, и лексика, т.е. слова должны соответствовать тому времени. Предложения должны быть связаны между собой.
У.М. задачи придумываем несложные, чтобы можно было решить их устно, работаем как обычно группами по 4 человека.
Фронтальная работа: ученик оглашает свою задачу, а класс её решает устно.
Даётся оценка качества составленной задачи отдельно учителем математики и русского языка.
Дополнительное задание:
У.Р.Я. Слова купец, крестьянин, боярин, лавка, сажень просклонять с числительными.
Вспомнить известных вам литературных героев, назвать произведения “Му-му”, “Руслан и Людмила”, “Сказка волшебное кольцо” – о Семёне (“Не было ни гроша, да вдруг алтын”).
Итог урока: что нового и интересного вы узнали на уроке.
Домашнее задание.
У.Р.Я. Проиллюстрировать составленные вами задачи.
У.М. Найти информацию о старинных единицах измерения веса.
Таблица № 1
Денежные единицы
Рубль |
2 полтины |
Полтина |
50 копеек |
Пятиалтынный |
15 копеек |
Алтын |
3 копейки |
Гривенник |
10 копеек |
Грош |
? копейки |
Полушка |
? копейки |
2 деньги |
1 копейка |
Таблица № 2
Единицы длины
Верста |
500 саженей |
Сажень |
3 аршина |
Аршин |
72 см |
Вершок |
4,5 см |