Цели урока:
- Образовательные:
- формирование знаний и умений по решению квадратных уравнений;
- систематизация знаний по заданной теме.
- Воспитательные:
- развитие стремления узнавать новое;
- воспитание наблюдательности, самостоятельности.
- Развивающие:
- развитие умения обобщать, делать выводы, умения четко и ясно выражать свои мысли, умения концентрировать внимание;
- развитие познавательных интересов.
Оборудование:
- Мультимедийная система. (Приложение).
- Тесты для самостоятельной работы (3 уровня сложности).
- Демонстрационный фильм на СD. (1C Математика).
- Дополнительные карточки-задания (на случай досрочного выполнения заданий и обеспечения занятости и развития наиболее подготовленных учащихся).
ХОД УРОКА
I. Введение в тему урока
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение темы “Решение квадратных уравнений”, рассмотрим одно из свойств коэффициентов квадратного уравнения, и проверим, как вы усвоили эту тему.
II. Входной контроль
Учитель: Начинаем работу, и как обычно предлагаю вам задачи на внимание. Посмотрите, пожалуйста, на уравнения в течение 30 сек, а затем по памяти ответьте на следующие вопросы:п.алуйста, на следующие вопросы:чно предлагаю вам задачи на внимание.
7х – 2х2 + 4 = 0;
25 – х2 = 0.
– Назовите первое уравнение.
– Какого цвета первый коэффициент?
– Назовите свободный член первого уравнения.
Какого он цвета?
– Найдите сумму коэффициентов первого
уравнения.
– Представьте это уравнение в стандартном виде.
– Назовите второе уравнение. Какого типа это
уравнение?
– Чему равен второй коэффициент второго
уравнения?
– Найдите сумму коэффициентов второго
уравнения.
Учитель: Другая задача. Послушайте четверостишье, и скажите, о каком инструменте идет речь?
По дискетам разложит,
Через принтер размножит
Электронные файлы услуг,
Инструмент на все руки,
И лекарство от скуки,
И учитель, и преданный друг.
Учитель: О чем это четверостишье? На нашем уроке компьютер будет и помощником, и учителем, и классной доской. Согласны? Какие виды квадратных уравнений вы знаете? Как мы решаем неполное квадратное уравнение, если второй коэффициент равен нулю (свободный член равен нулю)?
Учитель: Решите устно следующие уравнения. Внимание на экран.
- х2 = 16;
- х2 – 3х = 0;
- (х – 2)(х + 3) = 0;
- х2 + 25 = 0.
Учитель: Назовите формулу корней квадратного уравнения. Обратимся к помощнику, просмотрим фрагмент демонстрационного фильма.(1С Математика – 3мин.).
Учитель: Ребята, а вы знаете, как называлась
одна из первых вычислительных машин? Найти ответ
на этот вопрос вам поможет график функции,
которому соответствует функция у = (х –
2)2 – 1.
Посмотрите на экран.
Задание. На каком рисунке изображен график функции, заданный формулой у = (х – 2)2 – 1? Выберите в таблице правильный ответ.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
1. |
Ямаха |
2. |
IВM |
3. |
Эниак |
4. |
Юнивак |
Учащиеся: Эниак.
Учитель: В каком году создана была эта машина? Чтобы ответить на этот вопрос решите самостоятельно два уравнения, применяя формулу корней приведенного квадратного уравнения:
х2 – 10х + 9 = 0;
х2 – 10х + 24 = 0.
Учитель: Назовите корни первого уравнения: (1;
9). Назовите корни второго уравнения: (4; 6).
Итак, мы получили 1946 год, год создания Эниака.
Стоила машина 130 тысяч долларов и занимала
площадь большой однокомнатной квартиры. Но зато
за 1 секунду выполняла 85 000 операций. Сравните,
человек за 2 секунды выполняет только 1
арифметическую операцию, но человек не
запрограммирован и может выполнять различные
другие мыслительные операции.
Проверим это на практике. Перед вами на экране
пять квадратных уравнений. Вы должны решить их и
составить слово из букв, данных на предложенной
на экране схеме. Считывать буквы необходимо в том
порядке, какой диктуется списком уравнений.
Запишите получившееся слово и объясните, что оно
означает. Это слово на английском языке.
- х2 – 3х + 2 = 0;
- 4х2 = 12х;
- 4х2 – 4х + 1 = 0;
- 2х2 – 5х + 3 = 0;
- х2 – 2х + 6 = 0.
Учащиеся: BASIC. Один из первых и популярных до сих пор языков программирования.
III. Работа с новым материалом
Учитель: Вы знаете, что сейчас компьютер
может решить уравнение любой степени, если ему
задать программу вычисления.
Решая квадратные уравнения, мы используем его
коэффициенты.
Предлагаю вам квадратное уравнение, содержащее
параметр:
(а – 1)х2 + (а + 2)х + 3 = 0
Вопросы:
– При каких значениях параметра а, уравнение
будет неполным квадратным? (при а = – 2)
– При каких значениях параметра а уравнение
станет линейным? (при а = 1)
– Если, а = 1, чему равен корень уравнения? (–
3/(а + 2), кроме а = – 2).
– Сколько корней будет иметь уравнение, если а
= 2? ( два корня)
Учитель: Рассмотрим одно из свойств коэффициентов квадратного уравнения. Внимание на экран. Запишите правила.
Если а + в + с = 0, то х1 = 1; х2 = с/а.
Решите устно 2005 х2 – 2006х + 1 = 0.
Составьте сами уравнение, чтобы сумма коэффициентов была равна нулю.
Если а – в + с = 0, то х1 = – 1; х2 = – с/а. разобрать дома и придумать два примера)
Учитель: Пабло Пикассо сказал: “Компьютеры бесполезны. Они дают только готовые ответы”. Согласны ли вы с такой оценкой художника?
IV. Завершающий контроль
Учитель: Ребята, мы много говорили о способах решения квадратных уравнений, решали их, а сейчас предлагаю каждому из вас проверить свои знания. Каждый из вас получил тест. Ответы теста зашифрованы, вы должны решить уравнение, выбрать букву, соответствующую ответу и в итоге у вас должно получиться слово на английском языке. Начинаем работу.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
1. х2 – 7х = 0;
2. х2 – 4 = 0;
3. х2 – 14х + 13
4. 5х2 + 14х – 3 = 0
|
1. х2 – х = 0
2. х2 + 6х + 9 = 0
3. 7х2 + 5х = 2
4. (х + 2)2 = 28 + 6
|
1. 2х2 + х =0
2. х2 + 6 = 5х
3. 7х2 + 6х = 1
4. х2 + 2x = х2
+ 24
5. 7(1 – х) = (2х + 3)(1– х)
|
Учитель: Ребята, запишите в тетради слово, которое у вас получилось, а тесты сдайте.
– Давайте проверим, правильно ли вы выполнили тест?
Проверка на экране:
- Вариант 1 – scan
- Вариант 2 – file
- Вариант 3 – crash
Учитель: Как переводятся и что означают эти слова?
Оценка теста: если ученик допустил 1 ошибку, то получает “4”, 2 ошибки – “3” и т.д.
V. Подведение итогов урока
Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:
– Назовите общий вид квадратного уравнения.
– Если сумма коэффициентов равна нулю, то, как
найти корни квадратного уравнения?
– Приведите пример такого уравнения.
– Может ли мы решать квадратные уравнения,
используя компьютер?
VI. Постановка домашнего задания