Литература
-
Литературная гостиная: "Лермонтов на Кубани" 2008
Литературная гостиная — особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью погружаются в атмосферу того времени, о котором идёт речь, с интересом, принимают участие в проведении урока. Литературная гостиная знакомит с пребыванием М.Ю. Лермонтова на Кубани. Материалом для гостиной послужили тексты ведущих, основанные на историко-краеведческом материале, стихотворения М.Ю. Лермонтова, заочная экскурсия в Дом-музей поэта.
-
Литературная гостиная. "О, великий Шекспир!" 2014
Литературная гостиная призвана способствовать развитию творческих способностей обучающихся, создать условия для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции и межкультурного общения.
-
Литературная гостиная. "Поэзия для детей". 5–12-е классы 2014
Цель занятия: познакомить учащихся с понятиями "детская литература", "детская поэзия", биографией, творчеством детской поэтессы Агнии Барто; воспитывать художественный вкус погружением в творчество мастера слова; развивать умение и навыки восприятия и интерпретации зрительных образов при чтении стихов для детей.
-
Литературная гостиная. 6-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с биографией русских поэтов, истоками творчества. Формирует навыки выразительного чтения, развивает умение понимать, интерпретировать произведение и высказывать свои суждения.
-
Литературная гостиная. А.А. Фет. "Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить". 10-й класс 2013
Представленный материал будет полезен не только при изучении темы «Творчество А.А. Фета» в 10-м классе, но и во внеклассной работе по литературе, и в проектной деятельности, если в качестве проекта ученический коллектив готовит постановку спектакля. При этом оформление видеоряда, музыкальное сопровождение и режиссура становятся заботой самих учеников, а не учителя.
-
Литературная гостиная. Верлибр: рождение или возрождение 2024
На западе верлибр – одна из равноправных поэтических форм. В российской критике споры о месте верлибра в русской поэзии не утихают. Но всё же верлибр был в русской литературе и возрождается. Им не пренебрегали Александр Блок, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Марина Цветаева.
-
Литературная гостиная. Стихи русских поэтов XX века о любви. "Верь в великую силу любви!.." (С.Надсон) 2013
Как научить ребёнка сознательно выстраивать свою жизнь на основе традиционных моральных норм? Как сформировать нравственные идеалы, в основе которых – понимание того, что семья – один из источников нравственности, а такие чувства, как любовь, верность – это основа семейных отношений? Главный помощник учителя в работе в данном направлении – русская классическая литература.
-
Литературная гостиная. Творческая встреча с рубцовским поэтом И.Ф. Селюковым "В свою страну зову я вас…" 2009
Представлен урок поэзии - "живого слова" - живущего и пишущего в г. Рубцовск поэта И.Ф. Селюкова для учащихся-осуждённых вечерней школы при исправительной колонии.
-
Литературная гостиница "Диалог культур" 2012
Представлен сценарий "литературной гостиной". Учащиеся вспоминают творчество поэтов Серебряного века, поэтов Востока.
-
Литературная дискуссия как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы в 5–6-х классах. Разработка учебного занятия по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» 2018
Литературная дискуссия как одна из форм организации диалогового пространства на уроке позволяет оживить урок: у учащихся появляются собственные примеры из жизни, каждое утверждение может быть истолковано по-разному, каждую «правду» можно рассмотреть с разных точек зрения, из «многих правд» в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.
-
Литературная дуэль "По следам любимых героев"
2012
Мероприятие по литературе предназначено для учащихся 8–9-х классов. Форма проведения – КВН «Литературная дуэль». Использование различного рода заданий, использование компьютерной презентации позволяет в интересной форме обобщить знания учащихся по творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова; закрепить знание учащимися текстов стихотворений поэтов; закрепить навыки выразительного чтения; развивать коммуникативные навыки учащихся.
-
Литературная дуэль по биографии и творчеству великого русского поэта М.Ю.Лермонтова
2016
Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов. Оно направлено на расширение и закрепление знаний биографии и творчества М.Ю.Лермонтова, поддержание интереса к чтению. Может быть использовано как библиотечный урок, итоговый урок по литературе или внеклассное мероприятие.
-
Литературная зарисовка, посвященная творчеству В.А.Урукова, "Все это мне не грезится, не снится…" 2015
Литературная мини-зарисовка «Всё это мне не грезится, не снится…» посвящена творчеству нижнеудинского поэта Валентина Алексеевича Урукова. Своё творчество этот человек посвятил одному-единственному, родному для него, – природе и людям Присаянья. Поэзия В.А. Урукова возвышает и радует наши души. Надеемся, что она порадует и Вас.
-
Литературная игра "Веселая семейка" (по рассказам Н.Носова и В.Драгунского) 2011
Сделать общение со своими детьми интересным и "ненапряжным", найти серьезные и актуальные темы для обсуждения помогут совместные литературные игры. Литературная игра является одним из действенных средств формирования интереса к чтению. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии.
-
Литературная игра "Вьется по ветру веселый Роджер" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ" ) 2007
Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. "Остров сокровищ" – кто не читал это произведение? Морская стихия, парусники, романтика путешествий, таинственный остров, где зарыты сокровища. Стивенсон был уверен, что ребятам понравится его книга, ведь мальчишки любят играть в пиратов. А.Грин и К.Паустовский, Л.Кассиль и М.Горький испытывали в детстве влияние этой книги. И кто знает, может быть, именно эта книга послужила толчком к развитию их страстного, яркого и горячего воображения, которое и сделало их великими писателями. На уроке ожидает путешествие в удивительный мир "Острова сокровищ" и встреча с героями этой книги.
-
Литературная игра "Герои повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие". 7–8-й классы 2014
Литературная игра воспитывает в подрастающем поколении патриотизм и гордость за тех, кто погиб в годы войны. Игра состоит из 7 конкурсов: «Семья», «Портреты», «Поступки», «Смерть», «Мечты», «Особинка», «Истоки подвига», в каждом из которых предстоит ответить на вопросы, связанные с героями произведения.
-
Литературная игра "Году Лошади посвящается…" 8‒9-й класс
2014
Игра позволяет в увлекательной форме вспомнить интересные сведения об удивительных животных, которые верно служили человеку и сопровождали его всю жизнь, произведения разных видов искусства, посвященные лошадям. Хотя прошли те времена, когда лошади были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина, помогали людям осваивать дальние страны, решать исход войн, они остаются в сознании русского человека символами верности, вольности, неукротимости, трудолюбия…
-
Литературная игра "Детектив с Бейкер-стрит" 2008
1. Обращение к литературной игре – это способ научить детей вдумчиво, внимательно читать художественное произведение, находить главное и видеть смысл второстепенного. 2. Участие в игре развивает творческие способности учащихся и позволяет объединить в процессе подготовки непосредственных участников команд, группу поддержки, в том числе и родителей, «литературоведов» и «сценаристов», участвующих в написании сценария. 3. В числе книг-юбиляров 2007 года – известные «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла. Выбор книги для литературной игры принадлежит самим ребятам-семиклассникам, в активе которых игры по сказкам и мифам, романам Марка Твена, Дефо и рассказам Чехова. 4. В зависимости от степени подготовленности, эта игра может быть проведена для учащихся 7–9-х классов в рамках урока или во внеурочное время.
-
Литературная игра "Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова"
2012
Игра по форме представляет собой «Поле чудес», где, называя определенную букву, учащиеся отгадывают зашифрованное слово. Каждый отборочный тур состоит из пяти вопросов. Ученик, набравший большее количество баллов за правильные ответы, выходит в полуфинал.
-
Литературная игра "Знаете ли вы жизнь и творчество А.С. Пушкина?" для учащихся 9-х классов 2010
Игра проходит в форме соревнований двух команд и включает 5 конкурсов: «Разминка», «Из каких произведений А.С.Пушкина эти строки?», «Поэтический», «Экзамен», «Блиц на двоих». Цель урока – обобщить материал, изученный на уроках по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»; развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к творчеству поэта и желание изучать его.
-
Литературная игра "Знатоки басен" 2013
Игра проводится в параллели 6-х классов во время месяца, посвященного русскому языку и литературе. Также ее можно использовать для итогового повторения по теме "Басни", а некоторые фрагменты игры включить в урок при изучении басен И.А. Крылова.
-
Литературная игра "Карающий смех Гоголя" по комедии "Ревизор" 2012
Литературная игра "Карающий смех Гоголя" по комедии "Ревизор" - это урок обобщения и систематизации полученных знаний, проводится после изучения комедии и просмотра спектакля в Малом театре. Игроки делятся на две команды и в каждой сами выбирают капитана. Капитаны тянут задания для своих команд, участвуют в конкурсе капитанов, назначают участников для ответа после обсуждения задания. Задания сгруппированы в 7 блоков.
-
Литературная игра "Колесо истории" (по творчеству А.С. Пушкина) 2009
Литературная игра предназначена для учащихся 9-го класса. Цели мероприятия: расширить представление о личности поэта, его жизни и творчестве; закрепить навыки самостоятельной работы с художественными произведениями, литературно-критическими статьями, навыки овладения различными формами устной речи; развить инициативу и творческие способности учащихся.
-
Литературная игра "Мы русские, какой восторг!" (к 200-летию Бородинской битвы) 2013
Сценарий написан для литературной игры, посвященной 200-летию Бородинской битвы. Представлены светское общество, скорбящая жена, потерявшая мужа на Бородинском поле, бравые гусары.
-
Литературная игра "На всякого мудреца довольно простоты" (по пьесам А.Н. Островского) 2010
Представленная литературная игра для 10-х классов включает ряд заданий, связанных со знанием биографии А.Н. Островского, умением работать с текстами произведений. Органичной составной частью игр являются инсценировки, т.к. сценическое искусство открывает блестящие возможности для самовыражения.
-
Литературная игра "По страницам прочитанного". 10-й класс 2013
Литературная игра может быть организована в 10-м классе как итог изучения творчества Ф.М. Достоевского. Проведению игры обязательно будет предшествовать серьезная подготовительная работа. Это касается всех этапов игры, так как они посвящены биографии Достоевского и изучению романа "Преступление и наказание".
-
Литературная игра "Про котов и кроликов"
2012
Игра рассчитана на учащихся 5–6-х классов и посвящена году Кота (Кролика). Однако символы китайского календаря здесь играют весьма незначительную роль. Они только дают повод рассмотреть, в каких литературных произведениях встречаются коты, кролики и зайцы. Что с ними происходит? Какую роль они играют в произведении? Вопросы викторины охватывают большое количество произведений, ставших классикой детской литературы.
-
Литературная игра "Пушкиниана" для учащихся 9-х классов 2009
В форме путешествия по различным станциям вы узнаете о жизни Пушкина, его стихах, поэмах и повестях.
-
Литературная игра "Пять звезд". 5-й класс 2012
Обобщение изученного материала – достаточно трудоемкий процесс для детей. Но если организовать его в виде игры, повторение пройденного принимает форму соревнования между командами, демонстрирующими качество усвоения программы в непринужденной обстановке. Интерес подогревает и участие членов жюри, изучавших литературу по этой программе 1–2 годами раньше.
-
Литературная игра "Русская литература XVIII века". 9-й класс 2014
Цель игры: обобщение знаний по теме «Русская литература XVIII века». Литературная игра состоит из шести конкурсов, формирует умения «добывать» информацию, развивает навык самостоятельного поиска нужной информации в источниках различного типа, связную устную монологическую речь; воспитывает интерес и уважение к русской литературе, истории родного языка.