Тип проекта: познавательно-практический.
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь - май 2019 г.).
Участники проекта - дети 7 группы, воспитатели, учитель-дефектолог, младший воспитатель, родители.
Возраст детей: разновозрастная группа (4-7 лет).
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Актуальность
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей с особыми образовательными потребностями, базой для развития их личности, социализации в современном обществе, важнейшим средством формирования культуры поведения и отношения к окружающему миру.
Трудовое воспитание включает в себя становление практических действий детей, которые осуществляются в процессе формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, и направлено на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе. Развитие трудовых навыков и умений обеспечивает наиболее полную интеграцию детей в общество, способствует улучшению их морально-психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.
Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд, в ходе которых дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, овладевают способами обработки различных материалов, познают их области применения в повседневной и эстетическо-художественной деятельности, происходит формирование представлений детей о труде взрослых, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность, формируется произвольность движений, воспитывается уважение к результатам собственного труда.
Однако сниженная активность детей с ОВЗ, меньшие возможности детей самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, узкий круг интересов приводят к тому, что процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного расширения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с нарушениями в развитии, которые будут способствовать успешному формированию трудовых умений и навыков.
Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.
Цель проекта: максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Задачи проекта:
- развивать и совершенствовать трудовые навыки дошкольников;
- включать воспитанников группы в посильную трудовую деятельность через практическую деятельность (навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого);
- учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, учить доводить начатое дело до конца.
- формировать нравственные качества, эстетическое отношение к целям, процессу и результатам труда.
Предполагаемый результат:
- у детей продолжают формироваться трудовые навыки (навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки) и элементарные представления о жизни и занятиях людей, роли труда в обществе и жизни каждого человека; ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- у детей продолжают развиваться речевая сфера (обогащение словаря), различные формы мышления и мыслительные операции.
Методы, приемы и формы работы:
- расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.
- беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, моделирование различных ситуаций, рассматривание книг, сюжетных и предметных картинок;
- индивидуальные и групповые трудовые поручения;
- проведение игр (сюжетно-отобразительных, дидактических, тренинговых, подвижных) и забав, физминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, психогимнастика).
- наблюдение и ознакомление с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.
Работа с родителями: консультации для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ», «Трудовое воспитание в семье», «Как привить ребенку трудолюбие», 5 основных рекомендаций для родителей», буклет «Как научить ребенка трудиться», памятка для родителей «Трудовое воспитание детей», совместный с родителями весенний субботник по уборке территории детского сада, участие в акции «Посади цветок - подари радость!».
Обеспечение проекта:
- Буре Р.С. «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: практическое пособие». - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: практическое пособие». - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений». - М.: Просвещение, 2011г.
- Стребелева Е.А, Мишина Г.А. «Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Учебник». - М.: Инфра-М, 2019.
Итоговое мероприятие: проведение досуга «Мамины помощники», организация фотовыставки «Не боимся мы трудиться».
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный - аналитический:
- постановка цели и задач проекта;
- определение направлений, объектов, методов;
- предварительная работа с детьми и родителями;
- выбор оборудования и материалов.
2 этап - практический:
Выполнение задач проекта через практическую деятельность детей.
ЯНВАРЬ |
||
1 неделя - Каникулы |
||
2 неделя |
Занятие игровое «Все профессии важны, все профессии нужны!»
|
Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.
Цель: учить детей выполнять поручение взрослого. |
3 неделя |
Знакомство с трудом медицинских работников.
Чтение художественной литературы К.Чуковский «Доктор Айболит».
|
Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.
|
4 неделя |
Заучивание пальчиковой игры «Доктор, доктор, как нам быть?».
|
Цель: учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Цель: развивать мелкую моторику. Цель: развивать мелкую моторику. |
ФЕВРАЛЬ |
||
1 неделя |
Игровая ситуация «Зачем нужна раздевалка»
|
Цель: формировать представления о назначении помещений в детском саду и предметов одежды.
Цель: учить детей выполнять поручение взрослого. |
2 неделя |
Рисование на тему «Укрась варежку»
|
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Цель: учить аккуратно раскладывать одежду на стульчик перед сном.
|
3 неделя |
Поручение «Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки)
|
Цель: выполнять добросовестно поручения. Цель: формировать представления о назначении предметов одежды. Цель: учить детей всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук. |
4 неделя |
Чтение художественной литература К.Чуковский «Мойдодыр»
|
Продолжать детей знакомить с произведениями К. Чуковского.
|
МАРТ |
||
1 неделя |
Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.
|
Привлечь детей к совместной деятельности, воспитывать желание помогать взрослым.
Цель: развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, желание помочь взрослым.
|
2неделя |
Поручение «Расставь салфетницы».
|
Цель: учить детей выполнять поручение взрослого.
|
3 неделя |
Чтение художественной литературы
|
Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание. Цель: закреплять приемы лепки. |
4 неделя |
С/р игра «Парикмахерская»
Чтение художественной литературы
|
Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - парикмахер.
|
АПРЕЛЬ |
||
1 неделя |
Беседа «Кто работает в детском саду»
|
Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.
|
2 неделя |
Поручение «Поставь сандалии в свой шкафчик»
|
Цель: учить выполнять поручение взрослого. Цель: развивать фантазию, творчество. |
3неделя |
И/у «Расстегни молнию на кофте»
|
Цель: учить расстегивать молнию на кофте. Цель: Продолжать приучать детей ставить стульчик на свое место. |
4 неделя |
Вечер загадок Поручение «Наведение порядка в группе после игры». |
Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память, речь, мышление.
|
МАЙ |
||
1 неделя |
Поручение «Собери ветки на участке»
|
Цель: учить выполнять поручение взрослого. Цель: формировать положительное отношение к труду. |
2 неделя |
Игры со строительным материалом «Мы строители»
|
Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией - строитель.
|
3 неделя |
С\р игра «Магазин»
Поручение «Уборка в игровом уголке»
|
Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - продавец.
|
4 неделя |
Посадка рассады уличных цветов, овощей.
|
Привлечь внимание детей. Вызвать у детей желание принять
|
3 этап - обобщающий (заключительный)
- был проведен досуг «Мамины помощники»,
- организована фотовыставка «Не боимся мы трудиться»,
- обобщение материала по реализации проекта.
На заключительном этапе была создана накопительная папка «Трудовое воспитание» и пополнена материалами - консультации для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ», «Трудовое воспитание в семье», «Как привить ребенку трудолюбие. 5 основных рекомендаций для родителей», буклет «Как научить ребенка трудиться», памятка для родителей «Трудовое воспитание детей».
Вывод
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяют решать задачи по развитию и совершенствованию трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями путем максимального вовлечения воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд). В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили рекомендации по совершенствованию трудовых навыков детей в домашней обстановке.