Проект для детей с ОВЗ «Воля и труд дивные всходы дают!»

Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Тип проекта: познавательно-практический.

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь - май 2019 г.).

Участники проекта - дети 7 группы, воспитатели, учитель-дефектолог, младший воспитатель, родители.

Возраст детей: разновозрастная группа (4-7 лет).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Актуальность

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей с особыми образовательными потребностями, базой для развития их личности, социализации в современном обществе, важнейшим средством формирования культуры поведения и отношения к окружающему миру.

Трудовое воспитание включает в себя становление практических действий детей, которые осуществляются в процессе формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, и направлено на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе. Развитие трудовых навыков и умений обеспечивает наиболее полную интеграцию детей в общество, способствует улучшению их морально-психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд, в ходе которых дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, овладевают способами обработки различных материалов, познают их области применения в повседневной и эстетическо-художественной деятельности, происходит формирование представлений детей о труде взрослых, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность, формируется произвольность движений, воспитывается уважение к результатам собственного труда.

Однако сниженная активность детей с ОВЗ, меньшие возможности детей самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, узкий круг интересов приводят к тому, что процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного расширения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с нарушениями в развитии, которые будут способствовать успешному формированию трудовых умений и навыков.

Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.

Цель проекта: максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Задачи проекта:

  • развивать и совершенствовать трудовые навыки дошкольников;
  • включать воспитанников группы в посильную трудовую деятельность через практическую деятельность (навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого);
  • учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, учить доводить начатое дело до конца.
  • формировать нравственные качества, эстетическое отношение к целям, процессу и результатам труда.

Предполагаемый результат:

  • у детей продолжают формироваться трудовые навыки (навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки) и элементарные представления о жизни и занятиях людей, роли труда в обществе и жизни каждого человека; ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • у детей продолжают развиваться речевая сфера (обогащение словаря), различные формы мышления и мыслительные операции.

Методы, приемы и формы работы:

  • расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.
  • беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, моделирование различных ситуаций, рассматривание книг, сюжетных и предметных картинок;
  • индивидуальные и групповые трудовые поручения;
  • проведение игр (сюжетно-отобразительных, дидактических, тренинговых, подвижных) и забав, физминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, психогимнастика).
  • наблюдение и ознакомление с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.

Работа с родителями: консультации для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ», «Трудовое воспитание в семье», «Как привить ребенку трудолюбие», 5 основных рекомендаций для родителей», буклет «Как научить ребенка трудиться», памятка для родителей «Трудовое воспитание детей», совместный с родителями весенний субботник по уборке территории детского сада, участие в акции «Посади цветок - подари радость!».

Обеспечение проекта:

  1. Буре Р.С. «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: практическое пособие». - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  2. Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: практическое пособие». - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений». - М.: Просвещение, 2011г.
  4. Стребелева Е.А, Мишина Г.А. «Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Учебник». - М.: Инфра-М, 2019.

Итоговое мероприятие: проведение досуга «Мамины помощники», организация фотовыставки «Не боимся мы трудиться».

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный - аналитический:

  • постановка цели и задач проекта;
  • определение направлений, объектов, методов;
  • предварительная работа с детьми и родителями;
  • выбор оборудования и материалов.

2 этап - практический:

Выполнение задач проекта через практическую деятельность детей.

ЯНВАРЬ

1 неделя - Каникулы

2 неделя

Занятие игровое «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Игровое упражнение «Поставь стульчик на свое место»
Поручение «Расставь салфетницы».

Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Продолжать приучать детей ставить стульчик на свое место.

Цель: учить детей выполнять поручение взрослого.

3 неделя

Знакомство с трудом медицинских работников.

Чтение художественной литературы К.Чуковский «Доктор Айболит».
Образовательная деятельность (лепка) «Доктор Айболит и его друзья».

Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.
Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.
Цель: закреплять умение детей передавать в лепке образы литературных героев.

4 неделя

Заучивание пальчиковой игры «Доктор, доктор, как нам быть?».
Поручение «Повесь полотенце».
Образовательная деятельность (пластилинография) «Поможем шоферу»

Цель: учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку.

Цель: развивать мелкую моторику.

Цель: развивать мелкую моторику.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Игровая ситуация «Зачем нужна раздевалка»
Чтение художественной литературы Е.Благинина «Я умею обуваться»
Д/и «Оденем куклу Машу на прогулку»
Поручение «Расставь салфетницы».

Цель: формировать представления о назначении помещений в детском саду и предметов одежды.
Цель: формировать представления о назначении предметов одежды.

Цель: учить детей выполнять поручение взрослого.

2 неделя

Рисование на тему «Укрась варежку»
Поручение «Повесь одежду на стул».
Д/и «Уроки Мойдодыра»
Чтение художественной литературы Н.Саксонская «Где мой пальчик?»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Цель: учить аккуратно раскладывать одежду на стульчик перед сном.
Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Цель: закреплять умение слушать художественное произведение.

3 неделя

Поручение «Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки)
Д/и «Назови правильно» (рукав, воротник), «Я называю - вы показываете»
Поручение «Помоем хорошо руки».

Цель: выполнять добросовестно поручения.

Цель: формировать представления о назначении предметов одежды.

Цель: учить детей всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук.

4 неделя

Чтение художественной литература К.Чуковский «Мойдодыр»
Поручение «Убери за собой игрушки».
Образовательная деятельность (аппликация) «Украсим полотенце»

Продолжать детей знакомить с произведениями К. Чуковского.
Учить слушать внимательно, повторять последние слова в строке
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку,
привычку убирать игрушки после игры.
Цель: учить создавать несложную композицию.

МАРТ

1 неделя

Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.
Поручение «Полив комнатных растений»

С/р игра «Кукла Маша заболела»

Привлечь детей к совместной деятельности, воспитывать желание помогать взрослым.

Цель: развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, желание помочь взрослым.
Цель: формировать представления детей о правилах личной гигиены.

2неделя

Поручение «Расставь салфетницы».
Игры с прищепками «Сушим белье»

Цель: учить детей выполнять поручение взрослого.
Цель: развивать мелкую моторику.

3 неделя

Чтение художественной литературы
Э.Мошковская «Кондитер»
Образовательная деятельность
«Бублики и баранки для куклы Маши»

Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.

Цель: закреплять приемы лепки.

4 неделя

С/р игра «Парикмахерская»
Поручение «Сложим игрушки вместе».

Чтение художественной литературы
В. Берестов «Коза в парикмахерской»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - парикмахер.
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры.
Цель: учить детей внимательно слушать произведение, развивать
усидчивость, внимание.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Беседа «Кто работает в детском саду»
Поручение (дежурство)
«Расставь салфетницы».
Образовательная деятельность (рисование) «Подарим нянечке красивые подарочки»

Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.
Цель: учить детей выполнять поручение взрослого.
Цель: формировать положительное отношение к труду.

2 неделя

Поручение «Поставь сандалии в свой шкафчик»
Образовательная деятельность (рисование)
«Солнышко-колоколнышко»

Цель: учить выполнять поручение взрослого.

Цель: развивать фантазию, творчество.

3неделя

И/у «Расстегни молнию на кофте»
Поручение «Поставь стульчик на свое место»

Цель: учить расстегивать молнию на кофте.

Цель: Продолжать приучать детей ставить стульчик на свое место.

4 неделя

Вечер загадок

Поручение «Наведение порядка в группе после игры».

Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память, речь, мышление.
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры.

МАЙ

1 неделя

Поручение «Собери ветки на участке»
Чтение художественной литературы Л.Разумова «Уборка в детском саду (дворник)»

Цель: учить выполнять поручение взрослого.

Цель: формировать положительное отношение к труду.

2 неделя

Игры со строительным материалом «Мы строители»
Поручение «Расставь салфетницы».
Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?».

Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией - строитель.
Цель: учить детей выполнять поручение взрослого.
Цель: формировать положительное отношение к труду.

3 неделя

С\р игра «Магазин»

Поручение «Уборка в игровом уголке»
Чтение художественной литературы Л.Разумова «Я сегодня продавщица»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - продавец.
Цель: учить детей расставлять игрушки на свои места.
Цель: формировать положительное отношение к труду.

4 неделя

Посадка рассады уличных цветов, овощей.

Чтение художественной литературы
З.Александрова «Букет»
П/г «Строители»

Привлечь внимание детей. Вызвать у детей желание принять
участие в трудовой деятельности взрослых.
Цель: формировать умение внимательно слушать художественное произведение.
Цель: развивать мелкую моторику.

3 этап - обобщающий (заключительный)

  • был проведен досуг «Мамины помощники»,
  • организована фотовыставка «Не боимся мы трудиться»,
  • обобщение материала по реализации проекта.

На заключительном этапе была создана накопительная папка «Трудовое воспитание» и пополнена материалами - консультации для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ», «Трудовое воспитание в семье», «Как привить ребенку трудолюбие. 5 основных рекомендаций для родителей», буклет «Как научить ребенка трудиться», памятка для родителей «Трудовое воспитание детей».

Вывод

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяют решать задачи по развитию и совершенствованию трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями путем максимального вовлечения воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд). В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили рекомендации по совершенствованию трудовых навыков детей в домашней обстановке.