Нормативная база программы
- Конвенция о правах ребенка,
- Конституция РФ (Гл. 2),
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»,
- ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N54-ФЗ (последняя редакция),
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ, разработанные Минобрнауки РФ и ФГАУ «ФИРО», 2015 г.,
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Идея программы
Музей является уникальной развивающей средой с огромным педагогическим потенциалом. Музейная образовательная программа «По залам музея» ориентирована на активизацию внеурочной деятельности школьников, обучение детей основам краеведения и музейного дела, адаптацию детей с нарушениями речи, целенаправленное приобщение школьников к совместной познавательно-созидательную деятельности школьников и музейных работников, углублённое изучение истории нашей родины и родного края на основе исследовательской деятельности в форме проектов и учебных экскурсий.
Программа является долгосрочной и рассчитана на 2 года (5-6 классы).
Актуальность программы: Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учеников, помогает укреплению дисциплины. Изучение постоянных экспозиций и фондов музея актуально для формирования у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.
Новизна программы состоит в непосредственном активном участии учащихся с ОВЗ в краеведческой работе, способствующей их социализации и коррекции речи. Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, освоение методики исследовательской работы, использование воспитательного потенциала музея в образовательной и внеурочной деятельности, направленной на формирование исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до исследовательских работ.
Направленность программы: Направленность программы носит туристско-краеведческий ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов, как история, география, биология, МХК и др. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.
Цель программы: Музейная образовательная программа «По залам музея» ориентирована на целенаправленное приобщение детей и учащейся молодежи к изучению истории нашей страны и Рязанского края через экспозиции музея, создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, адаптации детей с нарушением речи, представляет собой дополнение к курсу по истории России и разработана в соответствии с учебными программами и с учетом возрастных особенностей учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края;
- познакомить с приемами исследовательской и проектной деятельности по краеведению;
- обучить специальным навыкам сбора и оформления материалов по истории географических открытий и использования их в просветительской работе.
Развивающие:
- создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно-поисковой деятельности;
- развивать творческий потенциал личности средствами самореализации;
- развивать умение контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
- учить навыкам экскурсионной работы;
- применять мультимедийную технику в экскурсии и краеведческой работе;
- уметь выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
- содействовать гармоничному развитию личности,
- совершенствовать нравственные потребности обучающихся;
- прививать уважительное отношение, интерес к культуре и истории своего края;
- формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край.
Коррекционные:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся через обогащение словарного запаса;
- автоматизировать произношение терминов со сложной слоговой структурой.
Организация деятельности обучающихся направлена на достижение результатов:
Личностные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- формировать умение работать в коллективе;
- научить уважать чужой труд;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Метапредметные:
- формировать чувство самоконтроля;
- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- формировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов;
- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений;
- развивать ораторские способности учащихся.
- воспитать патриотические и эстетические чувства.
Образовательные:
- углубить и расширить знания о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре;
- обучить учащихся методам научного поиска, познакомить с методами исторического исследования;
Исполнителем программы «По залам музея» является МБУК «Рязанский музей путешественников».
Базовая школа - ОГБОУ «Школа № 10 г. Рязани».
Ожидаемые результаты:
- Реализация образовательной программы «По залам музея» будет содействовать эстетическому и нравственному воспитанию школьников, уважению к историческому прошлому родного края, повышению общего уровня знаний молодого поколения, речевой адаптации детей с нарушениями речи.
- Образовательная программа «По залам музея» предусматривает комплексное использование разнообразных музейных форм научно-просветительской работы: бесед, лекций, консультаций со специалистами, работы с литературой, краеведческими источниками, индивидуальной и коллективной творческой работы, посещений музея, выставок, творческих встреч, учебно-познавательных и экскурсионных поездок.
Методы обучения:
- словесный- передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
- наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок Музея путешественников;
- поисковый - сбор информации по интересующей теме, теме проекта, теме экскурсии;
- исследовательский- изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея.
Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.
Формы организацииобразовательного процесса-групповая.
Педагогические технологии - элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Данная программа направлена на формирование таких компетенций у школьников, как
- учебно-познавательная,
- информационная,
- коммуникативная.
Отличительная особенность программы:
Предлагаемая программа основана на использовании подлинных исторических памятников, которые включают:
- мемориальные предметы (личные вещи участников событий, предметы быта различного времени),
- документальные материалы (фотографии, плакаты, документы,
видеоматериалы), обладающие наибольшим эмоционально-психологическим воздействием на учащихся.
Все это дает возможность не только прикоснуться к подлинным экспонатам, но и познакомиться с историческими личностями, которые внесли значительный вклад в исследования территорий нашей страны и других стран и континентов.
Принципы функционирования программы:
- принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом;
- принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение;
- принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках программы;
- принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Требования к уровню подготовки: в результате изучения данной программы учащиеся должны
знать:
- основные сведения по истории, географии и культуре своего края;
- алгоритмы работы с историко-краеведческими материалами;
- технологию разработки и проведения экскурсии;
- технологию разработки и проведения проектов;
- методические материалы маршрутов экскурсий;
уметь:
- пользоваться краеведческой литературой;
- уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
- овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии;
- описать экскурсионный объект, составить текст экскурсии, провести экскурсию (фрагмент экскурсии) на заданную тему;
- применять навыки проектной и поисково-исследовательской деятельности в практической работе;
- уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт другого времени, поколений, наций;
- вести диалог, работать с разной категорией слушателей;
Форма контроля:
- вводный контроль (выявление первоначальных представлений, диагностические задания, анкетирование);
- текущий контроль по итогам каждого занятия или по итогам прохождения темы: знание экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий (викторины, презентации, исследовательские работы, самостоятельная работа);
- итоговый контроль: по итогам всего курса (участие в смотрах-конкурсах, в научно-практических конференциях школы, района, проведение экскурсий, краеведческая выставка).
Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.
Форма и режим занятий: Образовательная программа «По залам музея» рассчитана на 18 программных занятий (1 раз в месяц). Продолжительность одного занятия - 40 минут.
Сроки реализации программы - 2 года.
Возраст детей - 11-13 лет (5-6 класс).
Методическое обеспечение программы:
- Средства ИКТ
- Медиаоборудование
- Основой (методической и источниковой базой) реализации программы являются залы и фонды Рязанского музея путешественников.
В музее действуют две постоянные экспозиции «Русская Америка» и «История воздухоплавания» и выставочный зал с меняющимися экспозициями и выставками. Кроме того, при проведении занятий используется литература из библиотеки музея.
Образовательная программа «По залам музея»
1 год обучения. 5 класс
Содержание программы. Учебный план
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Стартовая диагностика |
1 |
Лекция тестирование |
|
2 |
Правила поведения в музее |
1 |
беседа |
|
3 |
Знакомство с историей «Рязанского музея путешественников» |
1 |
Беседа
|
|
4-5 |
Знакомство с экспозицией и фондами «Рязанского музея путешественников» |
1 |
1 |
Беседа
|
6-7 |
Фонды музея. Основные направления фондовой работы. Комплектование фондов |
1 |
1 |
Лекция
|
8-9 |
Учет музейных фондов и их научная документация. Хранение музейных фондов. Зашита проекта |
1 |
1 |
Защита проекта, рефлексия |
Содержание
1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Стартовая диагностика. История возникновения музейного дела в РФ. Знакомство с основными «музейными» понятиями: музей, экскурсия, экспозиция, выставка, фонд и т.д.
2. Правила поведения в музее. Основные правила поведения в музее.
3. Знакомство с историей «Рязанского музея путешественников». История создания музея. Структура музея, цели и задачи работы.
4,5. Знакомство с экспозицией и фондами «Рязанского музея путешественников». Музейная экспозиция (занятие проводится в экспозиционных залах музея).
- принципы построения экспозиции;
- методы построения экспозиции;
- тематическая структура экспозиции;
- экспозиционные материалы (музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, тексты и аудиокомментарии);
- использование технических средств в экспозиции.
6,7. Фонды музея. Основные направления фондовой работы. Комплектование фондов. (Данное занятие проводится в фондах музея).
а/ Фонды музея:
- понятие «фонды музея»;
- задачи научной организации фондов музея;
- структура фондов музея
б/ Основные направления фондовой работы:
- комплектование, учет, хранение, изучение фондов, проведение консультаций как направления фондовой работы;
- понятие «изучение музейных предметов»;
- приобретение предметов, поступающих в музей непосредственно от
организаций и частных лиц;
- отбор предметов музейного значения.
8,9. Учет музейных фондов и их научная документация. Хранение музейных фондов. Защита проекта (данное занятие проводится в фондовых помещениях музея).
а/ Учет музейных фондов:
-
фондовая документация как информационная система
- прием предметов в музей и их первичная инвентаризация
- нанесение на предметы учетных обозначений
б/ Хранение музейных фондов:
- режим хранения фондов (температурно-влажностный, световой, биологический);
- система хранения музейных фондов;
- особенности хранения музейных предметов в экспозиции. Защита.проекта
2 год обучения. 6 класс
Содержание программы. Учебный план
№
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
|||
10, 11,12, 13 |
Экскурсионная работа |
2 |
2 |
Беседа
|
14, 15,16. |
Подготовка тематической экскурсии |
1 |
3 |
Подготовка к экскурсии |
17 |
Проведение экскурсии |
1 |
Проведение экскурсии |
|
18 |
Резерв |
1 |
Проведение тестирования
|
Содержание
10, 11,12, 13 Экскурсионная работа (занятие проводится в экспозиционных залах музея).
- технология разработки обзорных и тематических экскурсий
- методика проведения экскурсии в музее
- учет возрастных особенностей посетителей во время проведения экскурсии
- профессиональное мастерство экскурсовода (умения и навыки, речь, внеречевые средства общения).
14, 15,16. Подготовка тематической экскурсии.
- определение темы экскурсии
- подготовка экскурсии
- выбор экспонатов для экскурсии
- поиск информации об экспонате
- формирование плана экскурсии.
17. Практическое занятие - проведение экскурсии.
18. Подведение итогов курса.