Музейная образовательная программа дополнительного образования детей «По залам музея»

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика, Краеведение, Дополнительное образование

Классы: 5, 6

Ключевые слова: краеведение


Нормативная база программы

  • Конвенция о правах ребенка,
  • Конституция РФ (Гл. 2),
  • ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»,
  • ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N54-ФЗ (последняя редакция),
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),
  • методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ, разработанные Минобрнауки РФ и ФГАУ «ФИРО», 2015 г.,
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Идея программы

Музей является уникальной развивающей средой с огромным педагогическим потенциалом. Музейная образовательная программа «По залам музея» ориентирована на активизацию внеурочной деятельности школьников, обучение детей основам краеведения и музейного дела, адаптацию детей с нарушениями речи, целенаправленное приобщение школьников к совместной познавательно-созидательную деятельности школьников и музейных работников, углублённое изучение истории нашей родины и родного края на основе исследовательской деятельности в форме проектов и учебных экскурсий.

Программа является долгосрочной и рассчитана на 2 года (5-6 классы).

Актуальность программы: Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учеников, помогает укреплению дисциплины. Изучение постоянных экспозиций и фондов музея актуально для формирования у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.

Новизна программы состоит в непосредственном активном участии учащихся с ОВЗ в краеведческой работе, способствующей их социализации и коррекции речи. Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, освоение методики исследовательской работы, использование воспитательного потенциала музея в образовательной и внеурочной деятельности, направленной на формирование исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до исследовательских работ.

Направленность программы: Направленность программы носит туристско-краеведческий ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов, как история, география, биология, МХК и др. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.

Цель программы: Музейная образовательная программа «По залам музея» ориентирована на целенаправленное приобщение детей и учащейся молодежи к изучению истории нашей страны и Рязанского края через экспозиции музея, создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, адаптации детей с нарушением речи, представляет собой дополнение к курсу по истории России и разработана в соответствии с учебными программами и с учетом возрастных особенностей учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края;
  • познакомить с приемами исследовательской и проектной деятельности по краеведению;
  • обучить специальным навыкам сбора и оформления материалов по истории географических открытий и использования их в просветительской работе.

Развивающие:

  • создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно-поисковой деятельности;
  • развивать творческий потенциал личности средствами самореализации;
  • развивать умение контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
  • учить навыкам экскурсионной работы;
  • применять мультимедийную технику в экскурсии и краеведческой работе;
  • уметь выступать перед аудиторией.

Воспитательные:

  • содействовать гармоничному развитию личности,
  • совершенствовать нравственные потребности обучающихся;
  • прививать уважительное отношение, интерес к культуре и истории своего края;
  • формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край.

Коррекционные:

  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся через обогащение словарного запаса;
  • автоматизировать произношение терминов со сложной слоговой структурой.

Организация деятельности обучающихся направлена на достижение результатов:

Личностные:

  • создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • научить уважать чужой труд;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Метапредметные:

  • формировать чувство самоконтроля;
  • способствовать формированию профессионального самоопределения личности;
  • развивать коммуникативные качества учащихся;
  • формировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов;
  • обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений;
  • развивать ораторские способности учащихся.
  • воспитать патриотические и эстетические чувства.

Образовательные:

  • углубить и расширить знания о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре;
  • обучить учащихся методам научного поиска, познакомить с методами исторического исследования;

Исполнителем программы «По залам музея» является МБУК «Рязанский музей путешественников».

Базовая школа - ОГБОУ «Школа № 10 г. Рязани».

Ожидаемые результаты:

  • Реализация образовательной программы «По залам музея» будет содействовать эстетическому и нравственному воспитанию школьников, уважению к историческому прошлому родного края, повышению общего уровня знаний молодого поколения, речевой адаптации детей с нарушениями речи.
  • Образовательная программа «По залам музея» предусматривает комплексное использование разнообразных музейных форм научно-просветительской работы: бесед, лекций, консультаций со специалистами, работы с литературой, краеведческими источниками, индивидуальной и коллективной творческой работы, посещений музея, выставок, творческих встреч, учебно-познавательных и экскурсионных поездок.

Методы обучения:

  • словесный- передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
  • наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок Музея путешественников;
  • поисковый - сбор информации по интересующей теме, теме проекта, теме экскурсии;
  • исследовательский- изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея.

Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Формы организацииобразовательного процесса-групповая.

Педагогические технологии - элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Данная программа направлена на формирование таких компетенций у школьников, как

  • учебно-познавательная,
  • информационная,
  • коммуникативная.

Отличительная особенность программы:

Предлагаемая программа основана на использовании подлинных исторических памятников, которые включают:

  • мемориальные предметы (личные вещи участников событий, предметы быта различного времени),
  • документальные материалы (фотографии, плакаты, документы,

видеоматериалы), обладающие наибольшим эмоционально-психологическим воздействием на учащихся.
Все это дает возможность не только прикоснуться к подлинным экспонатам, но и познакомиться с историческими личностями, которые внесли значительный вклад в исследования территорий нашей страны и других стран и континентов.

Принципы функционирования программы:

  • принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом;
  • принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение;
  • принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках программы;
  • принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

Требования к уровню подготовки: в результате изучения данной программы учащиеся должны

знать:

  • основные сведения по истории, географии и культуре своего края;
  • алгоритмы работы с историко-краеведческими материалами;
  • технологию разработки и проведения экскурсии;
  • технологию разработки и проведения проектов;
  • методические материалы маршрутов экскурсий;

уметь:

  • пользоваться краеведческой литературой;
  • уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
  • овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии;
  • описать экскурсионный объект, составить текст экскурсии, провести экскурсию (фрагмент экскурсии) на заданную тему;
  • применять навыки проектной и поисково-исследовательской деятельности в практической работе;
  • уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт другого времени, поколений, наций;
  • вести диалог, работать с разной категорией слушателей;

Форма контроля:

  • вводный контроль (выявление первоначальных представлений, диагностические задания, анкетирование);
  • текущий контроль по итогам каждого занятия или по итогам прохождения темы: знание экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий (викторины, презентации, исследовательские работы, самостоятельная работа);
  • итоговый контроль: по итогам всего курса (участие в смотрах-конкурсах, в научно-практических конференциях школы, района, проведение экскурсий, краеведческая выставка).

Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.

Форма и режим занятий: Образовательная программа «По залам музея» рассчитана на 18 программных занятий (1 раз в месяц). Продолжительность одного занятия - 40 минут.

Сроки реализации программы - 2 года.

Возраст детей - 11-13 лет (5-6 класс).

Методическое обеспечение программы:

  • Средства ИКТ
  • Медиаоборудование
  • Основой (методической и источниковой базой) реализации программы являются залы и фонды Рязанского музея путешественников.

В музее действуют две постоянные экспозиции «Русская Америка» и «История воздухоплавания» и выставочный зал с меняющимися экспозициями и выставками. Кроме того, при проведении занятий используется литература из библиотеки музея.

Образовательная программа «По залам музея»

1 год обучения. 5 класс

Содержание программы. Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Стартовая диагностика

1

Лекция тестирование

2

Правила поведения в музее

1

беседа

3

Знакомство с историей «Рязанского музея путешественников»

1

Беседа
Викторина

4-5

Знакомство с экспозицией и фондами «Рязанского музея путешественников»

1

1

Беседа
Подготовка к защите проекта

6-7

Фонды музея. Основные направления фондовой работы. Комплектование фондов

1

1

Лекция
Подготовка к защите проекта

8-9

Учет музейных фондов и их научная документация. Хранение музейных фондов. Зашита проекта

1

1

Защита проекта, рефлексия

Содержание

1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Стартовая диагностика. История возникновения музейного дела в РФ. Знакомство с основными «музейными» понятиями: музей, экскурсия, экспозиция, выставка, фонд и т.д.

2. Правила поведения в музее. Основные правила поведения в музее.

3. Знакомство с историей «Рязанского музея путешественников». История создания музея. Структура музея, цели и задачи работы.

4,5. Знакомство с экспозицией и фондами «Рязанского музея путешественников». Музейная экспозиция (занятие проводится в экспозиционных залах музея).

  • принципы построения экспозиции;
  • методы построения экспозиции;
  • тематическая структура экспозиции;
  • экспозиционные материалы (музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, тексты и аудиокомментарии);
  • использование технических средств в экспозиции.

6,7. Фонды музея. Основные направления фондовой работы. Комплектование фондов. (Данное занятие проводится в фондах музея).
а/ Фонды музея:

  • понятие «фонды музея»;
  • задачи научной организации фондов музея;
  • структура фондов музея

б/ Основные направления фондовой работы:

  • комплектование, учет, хранение, изучение фондов, проведение консультаций как направления фондовой работы;
  • понятие «изучение музейных предметов»;
  • приобретение предметов, поступающих в музей непосредственно от

организаций и частных лиц;

  • отбор предметов музейного значения.

8,9. Учет музейных фондов и их научная документация. Хранение музейных фондов. Защита проекта (данное занятие проводится в фондовых помещениях музея).

а/ Учет музейных фондов:

    фондовая документация как информационная система
  • прием предметов в музей и их первичная инвентаризация
  • нанесение на предметы учетных обозначений

б/ Хранение музейных фондов:

  • режим хранения фондов (температурно-влажностный, световой, биологический);
  • система хранения музейных фондов;
  • особенности хранения музейных предметов в экспозиции. Защита.проекта

2 год обучения. 6 класс

Содержание программы. Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

10, 11,12, 13

Экскурсионная работа

2

2

Беседа
анкетирование

14, 15,16.

Подготовка тематической экскурсии

1

3

Подготовка к экскурсии

17

Проведение экскурсии

1

Проведение экскурсии

18

Резерв

1

Проведение тестирования
рефлексия

Содержание

10, 11,12, 13 Экскурсионная работа (занятие проводится в экспозиционных залах музея).

  • технология разработки обзорных и тематических экскурсий
  • методика проведения экскурсии в музее
  • учет возрастных особенностей посетителей во время проведения экскурсии
  • профессиональное мастерство экскурсовода (умения и навыки, речь, внеречевые средства общения).

14, 15,16. Подготовка тематической экскурсии.

  • определение темы экскурсии
  • подготовка экскурсии
  • выбор экспонатов для экскурсии
  • поиск информации об экспонате
  • формирование плана экскурсии.

17. Практическое занятие - проведение экскурсии.

18. Подведение итогов курса.