Цели:
- дать знания о глаголе, совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи;
- коррекция мышления через игру «Угадай букву», «Подбери глагол».
- прививать интерес к предмету через использование наглядности, коррекционных игр и загадок.
Тип урока: комбинированный.
Педагогическая технология: игровая.
Оборудование:
- таблица «Склонение местоимений»;
- игра «Угадай букву»;
- сказка «Глагол и его друзья»;
- рисунок Глагола;
- слова о глаголе;
- таблица-памятка «Глагол как часть речи»;
- мяч;
- 2 листа со словами для игры «Подбери глаголы»;
Ход урока
I. Оргмомент
Игра «Угадай букву»
- Подумайте, какая буква должна быть на месте вопросительного знака?
дед
|
сын |
отец |
б |
д |
? (м-мать) |
II. Повторение
1. - Послушайте загадку.
Вместо имени предмета
Говорим мы слово это,
То они, оно, она -
Всем известные слова.
Это без сомнения,
Слова - … (местоимения)
2. Вопросы для повторения.
- Что такое местоимение?
- Что обозначает местоимение?
- Как изменяются местоимения? (По лицам, по числам, по падежам, по родам в 3 лице)
- Что можете сказать о написании местоимений с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно; к местоимениям 3 л. с предлогами добавляется н)
Привести примеры.
3. Работа в тетради.
- Списать с доски текст и поставить местоимения из скобок в нужном падеже. Указать падеж местоимений.
Предлагаемый текст.
Концерт пианиста (я) понравился. Его игра произвела на (я) прекрасное впечатление. Я вчера весь вечер звонил (ты), но у (ты) было постоянно занято. Восьмой класс - наши шефы. Мы с (они) ходим в поход. У (они) мы научились быстро разжигать костёр.
Для слабых учеников индивидуальное задание.
4. Проверка.
По одному предложению читаем устно.
III. Введение в тему
Чтение грамматической сказки учителем «Глагол и его друзья».
- Скажите, какие части речи вам встретились в этой сказке?
- Кто был главным действующим лицом?
IV. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы начинаем изучение новой темы: Глагол как часть речи.
Мы поговорим о том, что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает. Будем учиться выбирать глаголы из других частей речи и образовывать глаголы от данных слов. И в конце урока мы подведём итог всему, что сегодня выучим.
А чтобы поближе познакомиться с глаголом, мы отправимся к нему в гости.
V. Изучение нового материала
1) - А чтобы попасть к глаголу нужно, отгадать загадку и назвать волшебное слово.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Всё расскажет нам … (глагол).
(Картинка Глагола)
- Вот мы и попали в гости к глаголу.
- Что обозначает глагол?
- Какие глаголы встретили в стихотворении?
- На какие вопросы отвечает глагол?
2) Работа у доски.
- Сейчас мы выпишем все глаголы, которые встретились в загадке.
Живёт, делает, расскажет….
Вывод:
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
3) Зарядка для глаз «АБВГ»
Над доской и на потолке в разных сторонах находятся буквы АБВГ на цветных кругах. Учитель называет по очереди буквы, а ученики водят глазами от буквы к букве.
- Назовите мне глаголы, которые начинаются на букву, которая на зелёном круге (эта буква может быть любой, например Б и ученики называют глаголы на Б).
4) Физминутка. Игра с мячом «Подбери слово»
- Я называю вам слово, а вы должны подобрать противоположное по значению. Затем задание усложняется, и ученики называют близкие по значению слова.
5) Работа с учебником (стр. 184)
Чтение правила.
6) Упражнение 163 (выписать слова в три столбика):
существительное
|
прилагательное |
глагол |
кто? |
какой? |
что делает? |
что? |
какая? |
что делают? |
синичка |
синий |
синеет |
зелень… |
зелёная… |
зеленеют… |
Читаем только глаголы.
Вывод: Глагол приводит всё в движение, даже если человек лежит, то он всё равно что-то делает.
Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи.
VI. Закрепление
1) Игра «Образуй глагол»
Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.
Лётчик - летает |
Будильник - будить |
отдых - отдыхает |
деление - делить |
грызун - грызёт |
дружба - дружить |
подкова - подковывает |
постель - постелить |
свет - светит |
шалунья - шалить |
шумный - шумит |
укус - укусить |
чисто - чистит |
посылка - посылать |
2) Игра «Я грамотей»
- Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.
Пример учителя: объясняю.
Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…
VII. Итог
В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие -
Надо подвести итог.
- У кого мы сегодня побывали в гостях?
- Что мы узнали сегодня на уроке?
Оценки за урок.