Готовность ребенка к школе. Трудности, причины, профилактика

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: адаптация первоклассников, готовность к обучению, адаптация к школе, адаптация детей к школе


Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести:

  • Интеллектуальную готовность;
  • Личностную готовность;
  • Социально-психологическую готовность;
  • Эмоционально-волевую готовность;
  • Физическую готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает:

  • Дифференцированное восприятие;
  • Аналитическое мышление;
  • Логическое запоминание;
  • Интерес к знаниям, процессу их получения;
  • Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • Развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы).

Личностная готовность включает:

  • Произвольность поведения;
  • Сформированность новой социальной позиции;
  • Самооценку;
  • Мотивацию учения.

Социально-психологическая готовность включает:

  • Умение подчинить свои действия правилу;
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эмоционально-волевая готовность проявляется в умении:

  • Самостоятельно совершать действия и поступки;
  • Приобретать знания, находить способы решения в трудных ситуациях;
  • Контролировать себя, управлять своим поведением.

Физическая готовность включает в себя:

  • Положительные показатели состояния здоровья;
  • Гармоничное физическое развитие;
  • Развитие функциональных систем соответственно возрасту;
  • Высокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики в частности;
  • Высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.

К компонентам интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе можно отнести:

  • желание узнать новое;
  • любознательность (ребенок задает много вопросов что? где? когда? откуда? почему?);
  • развитие образных представлений (умение запоминать, воспроизводить, узнавать различную образную информацию);
  • умение ориентироваться в окружающем мире (ребенок к этому возрасту знает, как его зовут, где он живет, кто его родители, чем занимаются, умеет ориентироваться на местности, в схеме собственного тела);
  • сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться);
  • развитие психических познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение);
  • особое развитие сенсорики, речи, мышления

Сенсорика - цвет, форма, размер.

Речь - ребенок правильно произносит звуки, умеет различать звуки речи на слух, владеет элементарным звуковым анализом, связной речью.

  • знания, усвоенные в системе.

Хорошее умственное развитие является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Также, готовя ребенка к школе, необходимо учить ребенка формулировать проблему, задавать вопросы, планировать свою деятельность, решать поставленные задачи, а затем делать выводы и исправлять ошибки. Подобная самостоятельная деятельность позволяет каждому ребенку двигаться по своей собственной траектории развития вместе с педагогом.

К причинам возникновения школьной дезадаптации относят низкий уровень психологической готовности ребенка к школе, его низкий социальный статус, дисгармоничность семейного воспитания, неуспешности ребенка в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений и учебных навыков.

С какими трудностями сталкивается ребенок в школе чаще всего, каковы причины и как предупредить проблемы школьной дезадаптации.

Типичные трудности в обучении младших школьников:

1. Ребенок плохо списывает с доски

Причина: ребенок не научился работать по образцу, не умеет планировать свои действия.

Упражнения:

  • Рисование узоров (работа по образцу);
  • Игра «Домино» развивает умение удерживать внимание и анализировать образец;
  • Игра «Сделай так же» развивает умение контролировать свои действия;
  • Фигуры из спичек развивают логическое мышление, мелкую моторику, воображение. Можно использовать спички, счетные палочки;
  • Игра «Найди отличия» развивает концентрацию внимания;

2. Учитель повторяет задание несколько раз

Причина: низкий уровень концентрации внимания.

Упражнения:

  • Игра «Распутай линии» развивает устойчивость внимания;
  • Игра «Расставь значки по данному образцу» развивает скорость распределения и переключения внимания;
  • Графические диктанты развивают произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику рук, координацию движений, усидчивость.

3. Плохая ориентировка в тетради

Причина: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.

Упражнения:

  • Раскраски развивают навыки письма, внимательность, сообразительность, сосредоточенность, усидчивость, моторику, воображение, творческую фантазию, пространственное мышление;
  • Игра «Назови, что нарисовано» развивает целостность восприятия;
  • Конструкторы из мелких деталей развивают мелкую моторику и творческое воображение, и умение работать по образцу;
  • Рукоделие развивает творческий потенциал ребенка, совершенствуется мелкая моторика рук;
  • Игра «Зеркало» развивает пространственную ориентацию;
  • Игра «Послушай и выполни» развивает пространственные представления,
    умение ориентироваться в схеме собственного тела по словесной инструкции:
  • Покажи правую руку.
  • Закрой правой рукой правый глаз, левое ухо, правое плечо, левый глаз.
  • Покажи левую руку.
  • Закрой левой рукой правый глаз, левое ухо, правое колено, левый глаз.
  • Закрой левой рукой правый глаз, а правой рукой левый глаз.

4. Ребенок плохо понимает объяснение с первого раза, постоянно переспрашивает

Причина: низкий уровень восприятия, концентрации внимания, словесно-логического мышления.

Упражнения:

  • Кубики Никитина. Учат пространственному мышлению, комбинированию; тренируют внимание, зрительную память, развивают логику;
  • Игра «4 лишний». Развивает умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать;
  • Игра «Назови одним словом». Развивает логическое мышление, внимание, умение обобщать.

Начинают эту работу с простого, затем переходят к более сложному материалу. Наиболее трудным материалом является ориентировка во времени (неделя, месяц, времена года, часы, минуты, секунды). Эти понятия абстрактные, следовательно трудны для понимания и запоминания.

  • Игра «Найди пару». Развивает логическое мышление, внимание, умение обобщать.
  • Игра «Ассоциации» знакомит с различными группами предметов, учит
  • классифицировать и объединять объекты в пары.
  • Копирование точек развивает внимание, умение работать по образцу.
  • Лабиринты развивают умение соблюдать правила, развивают пространственные функции.
  • Игра «Угадай, что нарисовано» развивает целостность восприятия.
  • Головоломки развивают логическое мышление.

5. Ребенок невнимателен, рассеян на уроке

Причина: ребенку трудно следовать правилам и требованиям.

Упражнения:

  • Игры по правилам;
  • Игра «Да, нет»;
  • Головоломки.

6. Ребенок не справляется с заданиями для самостоятельной работы

Причина: ребенку трудно следовать правилам и требованиям.

Упражнения:

  • Игры по правилам;
  • Игра «Да, нет»;
  • Головоломки;
  • Рисование по образцу;
  • Узоры;
  • Графические диктанты;
  • Фигуры из спичек.

7. Ребенок испытывает затруднения при пересказывании текста

Причина: ребенок не умеет планировать свои действия, логически запоминать.

Упражнения:

  • Игры по правилам;
  • Графические диктанты;
  • Игра «Расскажи мне про этот предмет»;
  • Картинный план;
  • Игры на развитие речи.

8. Ребенок пропускает буквы при письме

Причина: нарушено фонематическое восприятие, концентрация внимания и самоконтроль.

Упражнения:

  • Звуко - буквенный анализ слов;
  • Различие и выбор фонем.

9. Ребенок допускает орфографические ошибки, хотя правила знает

Причина: нарушено распределение внимания, объем для восприятия информации ограничен, проблемы с самоконтролем.

Упражнения:

  • Графические диктанты;
  • Рисование узоров по точкам;
  • Заучивание стихотворений;
  • Упражнения на развитие фонематического слуха.

Наряду с психологической готовностью необходимо не забывать и о физической готовности. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего рабочего дня.

Физическая готовность включает в себя:

  • Положительные показатели состояния здоровья;
  • Гармоничное физическое развитие;
  • Развитие функциональных систем соответственно возрасту.

Высокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики в частности. Исследования физиологов подтверждают связь развития руки с развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для формирования готовности детей к школьному обучению.

Высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками. Овладение культурно-гигиеническими навыками - важный компонент готовности ребенка к школе. Отсутствие у первоклассника таких навыков, как самостоятельное выполнение культурно-гигиенических действий (умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви, одежды; контроль своего внешнего вида, создает затруднения при организации обучения в школе и дома. Развитие этого компонента придает физической готовности полноту и завершенность.

В заключение хотелось бы сказать, что не только дети должны быть готовы к школе, но и школа должна быть готова учить самых разных детей принимать и понимать их такими, какие они есть, помогать их личностному росту.