Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести:
- Интеллектуальную готовность;
- Личностную готовность;
- Социально-психологическую готовность;
- Эмоционально-волевую готовность;
- Физическую готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает:
- Дифференцированное восприятие;
- Аналитическое мышление;
- Логическое запоминание;
- Интерес к знаниям, процессу их получения;
- Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- Развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы).
Личностная готовность включает:
- Произвольность поведения;
- Сформированность новой социальной позиции;
- Самооценку;
- Мотивацию учения.
Социально-психологическая готовность включает:
- Умение подчинить свои действия правилу;
- Умение ориентироваться на заданную систему требований;
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Эмоционально-волевая готовность проявляется в умении:
- Самостоятельно совершать действия и поступки;
- Приобретать знания, находить способы решения в трудных ситуациях;
- Контролировать себя, управлять своим поведением.
Физическая готовность включает в себя:
- Положительные показатели состояния здоровья;
- Гармоничное физическое развитие;
- Развитие функциональных систем соответственно возрасту;
- Высокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики в частности;
- Высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.
К компонентам интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе можно отнести:
- желание узнать новое;
- любознательность (ребенок задает много вопросов что? где? когда? откуда? почему?);
- развитие образных представлений (умение запоминать, воспроизводить, узнавать различную образную информацию);
- умение ориентироваться в окружающем мире (ребенок к этому возрасту знает, как его зовут, где он живет, кто его родители, чем занимаются, умеет ориентироваться на местности, в схеме собственного тела);
- сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться);
- развитие психических познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение);
- особое развитие сенсорики, речи, мышления
Сенсорика - цвет, форма, размер.
Речь - ребенок правильно произносит звуки, умеет различать звуки речи на слух, владеет элементарным звуковым анализом, связной речью.
- знания, усвоенные в системе.
Хорошее умственное развитие является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
Также, готовя ребенка к школе, необходимо учить ребенка формулировать проблему, задавать вопросы, планировать свою деятельность, решать поставленные задачи, а затем делать выводы и исправлять ошибки. Подобная самостоятельная деятельность позволяет каждому ребенку двигаться по своей собственной траектории развития вместе с педагогом.
К причинам возникновения школьной дезадаптации относят низкий уровень психологической готовности ребенка к школе, его низкий социальный статус, дисгармоничность семейного воспитания, неуспешности ребенка в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений и учебных навыков.
С какими трудностями сталкивается ребенок в школе чаще всего, каковы причины и как предупредить проблемы школьной дезадаптации.
Типичные трудности в обучении младших школьников:
1. Ребенок плохо списывает с доски
Причина: ребенок не научился работать по образцу, не умеет планировать свои действия.
Упражнения:
- Рисование узоров (работа по образцу);
- Игра «Домино» развивает умение удерживать внимание и анализировать образец;
- Игра «Сделай так же» развивает умение контролировать свои действия;
- Фигуры из спичек развивают логическое мышление, мелкую моторику, воображение. Можно использовать спички, счетные палочки;
- Игра «Найди отличия» развивает концентрацию внимания;
2. Учитель повторяет задание несколько раз
Причина: низкий уровень концентрации внимания.
Упражнения:
- Игра «Распутай линии» развивает устойчивость внимания;
- Игра «Расставь значки по данному образцу» развивает скорость распределения и переключения внимания;
- Графические диктанты развивают произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику рук, координацию движений, усидчивость.
3. Плохая ориентировка в тетради
Причина: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.
Упражнения:
- Раскраски развивают навыки письма, внимательность, сообразительность, сосредоточенность, усидчивость, моторику, воображение, творческую фантазию, пространственное мышление;
- Игра «Назови, что нарисовано» развивает целостность восприятия;
- Конструкторы из мелких деталей развивают мелкую моторику и творческое воображение, и умение работать по образцу;
- Рукоделие развивает творческий потенциал ребенка, совершенствуется мелкая моторика рук;
- Игра «Зеркало» развивает пространственную ориентацию;
- Игра «Послушай и выполни» развивает пространственные представления,
умение ориентироваться в схеме собственного тела по словесной инструкции: - Покажи правую руку.
- Закрой правой рукой правый глаз, левое ухо, правое плечо, левый глаз.
- Покажи левую руку.
- Закрой левой рукой правый глаз, левое ухо, правое колено, левый глаз.
- Закрой левой рукой правый глаз, а правой рукой левый глаз.
4. Ребенок плохо понимает объяснение с первого раза, постоянно переспрашивает
Причина: низкий уровень восприятия, концентрации внимания, словесно-логического мышления.
Упражнения:
- Кубики Никитина. Учат пространственному мышлению, комбинированию; тренируют внимание, зрительную память, развивают логику;
- Игра «4 лишний». Развивает умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать;
- Игра «Назови одним словом». Развивает логическое мышление, внимание, умение обобщать.
Начинают эту работу с простого, затем переходят к более сложному материалу. Наиболее трудным материалом является ориентировка во времени (неделя, месяц, времена года, часы, минуты, секунды). Эти понятия абстрактные, следовательно трудны для понимания и запоминания.
- Игра «Найди пару». Развивает логическое мышление, внимание, умение обобщать.
- Игра «Ассоциации» знакомит с различными группами предметов, учит
- классифицировать и объединять объекты в пары.
- Копирование точек развивает внимание, умение работать по образцу.
- Лабиринты развивают умение соблюдать правила, развивают пространственные функции.
- Игра «Угадай, что нарисовано» развивает целостность восприятия.
- Головоломки развивают логическое мышление.
5. Ребенок невнимателен, рассеян на уроке
Причина: ребенку трудно следовать правилам и требованиям.
Упражнения:
- Игры по правилам;
- Игра «Да, нет»;
- Головоломки.
6. Ребенок не справляется с заданиями для самостоятельной работы
Причина: ребенку трудно следовать правилам и требованиям.
Упражнения:
- Игры по правилам;
- Игра «Да, нет»;
- Головоломки;
- Рисование по образцу;
- Узоры;
- Графические диктанты;
- Фигуры из спичек.
7. Ребенок испытывает затруднения при пересказывании текста
Причина: ребенок не умеет планировать свои действия, логически запоминать.
Упражнения:
- Игры по правилам;
- Графические диктанты;
- Игра «Расскажи мне про этот предмет»;
- Картинный план;
- Игры на развитие речи.
8. Ребенок пропускает буквы при письме
Причина: нарушено фонематическое восприятие, концентрация внимания и самоконтроль.
Упражнения:
- Звуко - буквенный анализ слов;
- Различие и выбор фонем.
9. Ребенок допускает орфографические ошибки, хотя правила знает
Причина: нарушено распределение внимания, объем для восприятия информации ограничен, проблемы с самоконтролем.
Упражнения:
- Графические диктанты;
- Рисование узоров по точкам;
- Заучивание стихотворений;
- Упражнения на развитие фонематического слуха.
Наряду с психологической готовностью необходимо не забывать и о физической готовности. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего рабочего дня.
Физическая готовность включает в себя:
- Положительные показатели состояния здоровья;
- Гармоничное физическое развитие;
- Развитие функциональных систем соответственно возрасту.
Высокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики в частности. Исследования физиологов подтверждают связь развития руки с развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для формирования готовности детей к школьному обучению.
Высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками. Овладение культурно-гигиеническими навыками - важный компонент готовности ребенка к школе. Отсутствие у первоклассника таких навыков, как самостоятельное выполнение культурно-гигиенических действий (умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви, одежды; контроль своего внешнего вида, создает затруднения при организации обучения в школе и дома. Развитие этого компонента придает физической готовности полноту и завершенность.
В заключение хотелось бы сказать, что не только дети должны быть готовы к школе, но и школа должна быть готова учить самых разных детей принимать и понимать их такими, какие они есть, помогать их личностному росту.