Инновационные технологии в коррекционной работе при обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 2

Ключевые слова: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Я учитель начальных классов. Поскольку в моём 2 классе есть обучающийся с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение строится по варианту 6.1. В связи с этим рабочая программа содержит перечень коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся.

  • Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через учебные предметы, включающие в себя систему индивидуальных очных занятий с обучающимися и дистанционных уроков.
  • Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимся по мере выявления педагогом, психологом, дефектологом индивидуальных пробелов в его развитии и обучении.

При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности учащегося с ОВЗ:

  • пониженная работоспособность, неустойчивость внимания,
  • импульсивность,
  • слабость речевой регуляции,
  • трудности восприятия информации,
  • недостатки памяти,
  • низкая познавательная активность,
  • неумение организовать свою учебную деятельность,
  • отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают: занятия ЛФК, музыкой, индивидуальные логопедические занятия, занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.

ИКТ-технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Помогают воссоздавать реальную обстановку деятельности. С помощью компьютера повышается мотивация к обучению, активизируется умственная деятельность. ИКТ дают возможность качественно изменять контроль деятельности обучающихся, гибко управляя учебным предметом.

Ресурсное оснащение урока

  • Мультимедийные ресурсы (В первую очередь это эмоциональное воздействие на ученика): галереи статичных изображений, видеоролики, анимационные ролики, карты, ленты времени, схемы, таблицы, озвучивание литературного, словарного и учебного материала.
  • Интерактивные ресурсы (осуществляют системно-деятельностный подход в обучении): интерактивность контента, средств контроля, адаптивность к расположению экрана, динамичность изображений, немедленная реакция на выполнение интерактивных действий. А так же возможность включения в методическое сопровождение урока, компьютерное тестирование и удобная навигация.

В своей работе активно использую КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ - Преимущества: наглядность (анимация, элементы мультимедиа, красочное оформление), возможность многократного применения.

На уроках чтения (как фрагмент урока): иллюстрации, биографии, образная и сравнительная характеристика героев, включение видеофрагментов и аудиозаписей.

Урок-путешестви по теме «Периметр…» (ширмы-элементы загадки и сказочности, различные герои - Баба Яга, гномы; связь через интернет по гиперссылкам и аудиозаписи).

Урок-экскурсия. Виртуальные экскурсии эффективны из-за ограниченности в передвижениях.

Урок-телемост позволяет включение ученика с нарушением опорно-двигательного аппарата в общую группу.

Такие уроки помогают детям с ОВЗ преодолевать робость перед обычными детьми, раскрыть свою индивидуальность. Дают возможность преодолеть изолированность, развивают мыслительные процессы и повышают познавательная активность.

Нетрадиционные формы урока следует применять в конце изучения темы, т.к. цель - проверка глубины усвоения материала. Привлечение участников и зрителей к оценке деятельности развивает критическое мышление, способность к само коррекции и самооценке, что очень важно в начальной школе.

Как известно, в Интернете чаще используем 2 типа коммуникации: синхронная и асинхронная. Асинхронная коммуникация предполагает общение в несовпадающих временных отрезках (при помощи эл.почты, записи. Синхронная - это сеанс общения двух и более участников в один момент времени.

Активно использую в работе аудиозаписи и анимацию.

Слушание - отдельный вид коммуникации (отражает эстетическое удовольствие, Выразительное чтение стихотворений профессиональными артистами. Звуки природы.

Говорение - запись собственной речи (выразительное чтение или чтение наизусть) проверка дистанционно.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ. К ним отнесём обучающие программы:

  • Обучение письму (запоминание зрительного образа письменных букв и цифр)
  • Освоение клавиатуры.
  • Отработка грамматических структур (выбрать нужную букву, указать верное объяснение из предложенного списка. При изучении понятия однокоренные слова (найди лишнее).

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Разные виды тестов для контроля изученных тем: интерактивные, зрительные для обучающихся с НОДА (соедини стрелкой, выбери правильный ответ буквой) Тесты: на ковре вставить пропущенные буквы, тренировочные упражнения-интерактивные тренажёры.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Ролевая игра - методический приём активизации обучения младших школьников. Игра-путешествие (Баба Яга, гномы…)

На очных занятиях пришлось обучать маму коррекционным физминуткам:

  • Пальчиковая гимнастика (массаж верхних конечностей нужен, чтобы снимать эмоциональное и мышечное напряжение)
  • На развитие крупной моторики (развитие кинестетической памяти - на ковре, задачи на движение.
  • Дыхательная гимнастика («Буря» дуть в бутылку, «снежинки» ватка).

Обучающие ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

При использовании видеофильмов на уроках литературы, окружающего мира в начальной школе развивается мотивация, повышается качество усвоения знаний и возможность многократного применения.