В соответствий с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию.
Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Навык чтения имеет две стороны - смысловую и техническую.
Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.
К технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.
Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором максимально точно и полно достигается понятие содержания текста, практически осмысливается извлеченная информация, т.е. осуществляется познавательная деятельность.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
- понимать текст;
- анализировать;
- сравнивать;
- видоизменять;
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части имеются в структуре всех БУД:
- в личностные БУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные БУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в коммуникативные БУД - умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- в познавательные БУД - владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать.
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Виды смыслового чтения.
Выделяют следующие виды чтения:
- просмотровое - вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
- ознакомительное - вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
- изучающее - вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Выделяю три этапа работы с текстом.
- До чтения
- Во время чтения
- После чтения
Расскажу о некоторых из них методах и приемах смыслового чтения, которые считаю самыми эффективными.
Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
Начиная с 1 класса, уже в период обучения грамоте, у меня заготовлены тексты и вопросы к ним. (приложение №1)
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Использую в своей работе «Ромашку вопросов» (или «Ромашку Блума») - систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. У меня это может быть и хоровод снежинок, и новогодняя ёлка, и лучи солнца и т.д.
Итак, шесть лепестков - шесть типов вопросов:
1. Простые вопросы (Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?)
2. Уточняющие вопросы (Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов «да» - «нет» и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...)
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых)
4. Творческие вопросы (Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?)
5. Оценочные вопросы (Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.Как вы относитесь к ...? Что лучше? Правильно ли поступил ...?)
6. Практические вопросы (Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?)
Используя этот прием, я увидела, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут не только распределить уже имеющиеся вопросы, но и привести свои примеры). Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки», «снежинки», «ёлочные игрушки».
Чтение с пометками
- Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).
Практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
Подведение итогов по изученному учебному материалу
Синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Можно использовать на стадии рефлексии. Это свободное творчество, которое требует найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и кратко сформулировать. Таким образом, подведение итогов по изученному учебному материалу. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися.
Структура синквейна
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Варианты работы с синквейном:
Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
Составить рассказ, основой которого послужит уже готовый синквейн. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданный текст, определить недостающую часть и заполнить ее.
Или, например, можно предложить синквейн, в котором не указана тема. Такой вид синквейна часто использую для определения литературного героя. Применяя слова, характеризующие и раскрывающие её, учащиеся должны понять, о чем идет речь:
Самым эффективным метод при работе с текстом считаю метод работы в парах или группах.
Как сказал Дени Дидро «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». Поэтому основной задачей вижу не просто научить детей читать, а читать продуктивно, получая при этом главный продукт своей деятельности - полноценное понимание и восприятие детьми текста. Ведь интерес к чтению возникает тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением.