Класс: 3.
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об осенних изменениях в живой и неживой природе;
- закрепить представление об осенних работах людей;
- развивать умение работать с текстами;
- развивать умение делать выводы, анализировать;
- воспитывать уважительное отношение труду.
Планируемые результаты:
Личностные.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
- Готовность и способности вести диалог с другими детьми и достигать в нём взаимопонимания. Проявлять познавательную инициативу.
Метапредметные
- Коммуникативные - проявлять активность для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Регулятивные - планировать решение учебной задачи, формулировать свои мысли устно, анализировать собственную работу.
- Познавательные -высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Предметные
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- использование полученных знаний в своей деятельности
Типология проекта, реализуемого в рамках урока
По доминирующей в проекте деятельности - комбинированный.
По предметно-содержательной области - развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
По продолжительности - 1 урок.
Урок составлен для обучающихся с лёгкой и умеренной степени умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у обучающихся проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. При этом происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.
Поэтому урок составлен с учётом индивидуальных особенностей детей. Постоянно следим за речью детей, корректируем её, стимулируем детей проговаривать ответ целиком. После каждого выполненного задания учитель всячески поощряет и поддерживает детей в случаи неудач. Перед работой с ручкой и карандашом - проводим пальчиковую гимнастику.
Сценарий урока
I. Мотивационный этап
- Ребята, послушайте стихотворение А.С.Пушкина. Подумайте и скажите, о каком времени года говориться в стихотворении.
(на экране появляется картинка - осени)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(Ответы детей)
- Как вы думаете: о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Ответы детей)
- Наш урок будет необычным - мы отправимся в путешествие в «Царство осени».
II. Актуализация знаний
- А чтобы попасть в него вы должны будете, выбрать нужную картинку. (на экране появляются 4 картинки с разными временами года)
На какой картинке - вход в осеннее царство?
(ответы детей)
- Как вы узнали? Что помогло вам догадаться? (ответы детей)
Расставьте картинки в хронологическом порядке. (ответы детей)
- Нас должна встретить сама королева Осень, но что-то видимо случилось её нигде не видно.
Может, спросим у зайчика, который сидит вон в тех кустах.
(показ слайда)
- Зайчик, ты случайно не знаешь, куда подевалась королева Осень?
Зайчик: - Она ушла, потому что решила, что никому не нужна, никто о ней ничего не знает.
- Ребята помогите, пожалуйста, вернуть королеву.
Учитель: - Ну что, ребята, поможем зайчику вернуть Осень? (ответы детей)
Зайчик: - Чтобы вернуть её, вам нужно будет доказать, что вы многое знаете об Осени.
- Чтобы определить, какое перед нами время года, нам помогают признаки.
- А как хорошо знаете признаки осени, мне помогут узнать загадки.
Показ слайда.
- Перед вами будет появляться по 4 загадки, вы должны будете их разгадать и выбрать одну лишнюю.
У вас будут небольшие подсказки - картинки.
В золотистой круговерти
|
Ветки в парке шелестят,
|
|
|
Кленам, липам и дубочкам
|
В сентябре и в октябре
|
|
|
Белка осенью без спешки
|
Поле осенью промокло
|
|
|
В сентябре и в октябре,
|
Летний дождь прошел с утра,
|
|
|
Мне тепла для вас не жалко,
|
Сотни птиц, собравшись в стаи,
|
|
|
И стучит по нашим окнам.
|
В октябре пока тепло,
|
|
|
(ответы детей)
- Назовите признаки осени, о которых говорилось в загадках? (ответы детей)
- Каждое время года состоит из трёх месяцев. Вспомните и назовите осенние месяцы. (ответы детей)
Показ слайда.
Зайчик: - Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Следующие задания будут посложнее, поэтому вам легче будет с ними справиться, если вы будете работать парами.
III. Работа в парах
- Ребята, прочтите стихотворение Алексея Плещеева «Осень» несколько раз.
Вместе со стихотворением вам даны были карточки со славами. К этим словам нужно подобрать слова действия из текста и впишите их в карточку.
Алексей Плещеев
Осень
Осень наступила
|
Осень -__________________
|
Вянет и желтеет
|
Озимь - __________________
|
Туча небо кроет,
|
Цветы - _________________
|
Зашумели воды
|
Воды - ___________________
|
(ответы детей)
Показ слайда.
Двигательная пауза. _________________________
(дети изображают действия листочков).
Мы листики осенние,
На веточках сидели,
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Зайчик: - Благодаря тому, что вы работали сообща, поэтому неплохо справились с заданием.
- Следующее задание парам, будет вот какое: продолжите предложение, вставляя слова с противоположным значением.
Выберите конверт с заданием. Обсудите друг с другом её выполнение. Какая из пар будет готова - поднимет свою сигнальную карточку, и зачитывает получившиеся предложения. Если ответ будет неверным, любая другая пара может исправить положение.
Дети разбирают конверты с заданием, в каждом из которых по два незаконченных предложения.
Летом солнце яркое, а осенью…
Летом небо светлое, а осенью…
Летом день длинный, а осенью….
Летом тучи ходят высоко, а осенью…Летом люди растят урожай, а осенью…
Летом на улице жарко, а осенью…
Показ слайда - появляются заданные предложения, а пара, у которой были эти предложения, их заканчивают.
Зайчик: - Третье задание для пар - определите, чего не бывает осенью.
Показ слайда.
Учитель зачитывает предложения, а дети, услышав нужное предложение - поднимают сигнальную карточку. (На слайде эти предложения выделяются.)
Набухают почки, распускаются листья.
Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Звенит капель, бегут ручьи.
Дети купаются, загорают, носят легкую одежду.
Дикие животные делают запасы на зиму.
Ярко светит солнце, поют птицы.
Птицы улетают в теплые края.
Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
(ответы детей)
IV. Разработка проекта выхода из затруднения
Зайчик: - Вы уже показали, как много вы знаете об Осени, а она что - то всё никак не выходит.
- Ребята, а может Осень, правда, никому не нужна? Может природа и мы, легко обошлись бы без неё? (предположения и гипотезы детей)
- Давайте докажем, ваши предположения. Только времени у нас совсем мало.
- Ребята, какие будут ваши предложения.
(ответы и предложения детей)
Ребята предположили, что Осень нужна и они готовы это доказать.
- Задача у нас не простая: нам мы нужно собрать как можно больше сведений, сделать небольшой доклад и всё это красочно оформить.
Дети уже знакомы с групповыми методами работы и решают, что лучше всего поработать в группах.
Класс разбивается на две группы. Дети вспоминают правила работы в группе.
- Задача первой команды - сбор материала о том, как ведут себя осенью люди, и что происходит с растениями, а второй - о поведении диких животных и птиц. В помощь, я предлагаю вам рассказ «Осень» И. Соколова - Микитова. Так же вы можете вспомнить и использовать всё, о чём мы говорили на прошлых уроках, экскурсиях. Так же вы можете найти загадки, пословицы, приметы и использовать их в своих докладах.
(Справочный материал готовится заранее)
Карточка-инструкция для 1 группы:
- Какие изменения произошли в жизни растений с приходом осени?
- Как меняется окраска листьев с приходом осени?
- Чем занимаются люди в осенний период.
- Найти подходящие по теме загадки, пословицы, приметы
- Оформить мини газету.
Карточка-инструкция для 2 группы:
- 1.Какие изменения произошли в жизни животных и птиц с приходом осени?
- Как меняется окраска животных приходом осени?
- Чем заняты животные?
- Найти подходящие по теме загадки, пословицы, приметы
- Оформить мини газету.
V. Самостоятельная работа в группах
Дети с помощью учителя распределяют обязанности в группах.
Дети вспоминают, как работать с текстом и со справочным материалом. Готовят небольшие выступления.
Оформляют стенгазету.
VI. Презентация результатов коллективной деятельности
Зайчик: - Ребята, как вижу, вы уже готовы представить нам свои выполненные работы. Я думаю, Осени очень понравится, то, что вы ей приготовили.
Не забывайте, мы должны доказать, что Осень нам всем нужна.
И она вернётся к нам.
Каждая группа защищает свою работу следующим образом: вначале ребята делают небольшие доклады по своей теме.
Докладчики начинают свои сообщения со слов: мы считаем, что Осень нужна людям (птицам, животным) потому что …
А потом представляют и защищают свои газеты.
Затем весь собранный материал оформляют в общую газету и вывешивают в коридоре.
Показ слайда - появляется королева Осень. Затем анимация осеннего дерева
VII. Рефлексивный этап
Осень
- Молодцы, ребята. Вы смогли доказать не только мне, но и другим, благодаря, вашей газете, что я нужна природе и всем.
За это я хотела бы вас наградить.
У меня есть чудесное дерево: кто приходит ко мне в гости оставляет после себя небольшие сувениры и развешивают их на него.
Каждый сувенир обозначает что-то своё. Выбери свой сувенир.
- урок очень интересный. Мне всё понравилось.
- мне понравился урок, но я не совсем справился.
- мне ничего не понравилось, я летал в облаках.
И.Соколов-Микитов
Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.
В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.
Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси...
Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Скоро, скоро начнутся первые морозы.
До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.